«Пусть своих детей воспитывают». Воронежские таксисты ополчились против агрегатора
Что говорят водители, представители «Яндекс.Такси» и партнеры сервиса.
Дарья Снегова, 29 ноября 2019, 13:43
Воронежские водители «Яндекс.Такси» планируют присоединиться к всероссийской акции протеста. Их основное требование: сделать ценообразование сервиса и конечные суммы выплат прозрачными. На видео, появившемся на канале YouTube «Константин Воронеж», двое таксистов сообщили о нечеловеческих условиях труда. Водители утверждают, что их «никто не слышит», поэтому они настроены выходить на бойкот. В «Яндекс.Такси» не прокомментировали эти претензии, однако руководитель одного из таксопарков – партнеров сервиса с их сутью не согласился. В ситуации попыталась разобраться корреспондент РИА «Воронеж».
На что пожаловались таксисты?
В 20-минутном видео таксисты, которые представились Александром и Евгением, сетуют на зарплаты, штрафные санкции, воронежские пробки и клиентов. Ни фамилий водителей, ни какой-либо другой информации о них нет. Мужчины рассказали: якобы, чтобы прокормить семью, им иногда приходится трудиться гораздо больше времени, чем предусмотрено в законодательстве:
– Работать по 16 часов в день, чтобы заработать в лучшем случае 1,5 тыс. рублей… Денег не получается отложить ни на что. Идешь на грани, лишь бы машина не подвела. Иначе ремонт, долги, отдача долгов… Фактически мы работаем на машину, ее надо «переобуть», поменять масло. И заплатить штрафы – клиентам все равно, они говорят: «Останови здесь», а здесь камера висит.
Еще одна претензия – размытые критерии суммы оплаты заказа:
– Мы хотим прозрачности. Когда принимаем заказ, хотим видеть конечную стоимость и все детали поездки. «Яндекс» – наш информационный партнер, мы платим ему за заказ 15%, еще 5% – парку. Если я покупаю информацию, она должна быть в полном объеме. Водителям снижают рейтинг, закрывают детали поездки после жалоб клиентов – зачем? Воспитывают? Пусть своих детей воспитывают! Почему пассажирам не закрывают конечную сумму, если они, например, сбрасывают заказ?
Чего еще требуют водители?
Водители требуют, чтобы каждый сотрудник компании работал не больше восьми-десяти часов, при этом успевал нормально зарабатывать. Для этого активисты предлагают сменить действующую систему:
– Посадка – 100, ну, или 69 рублей, как говорится в рекламе «Яндекса». Один километр пути – 9-10 рублей. Это не много, но достаточно для того, чтобы содержать автомобиль в порядке. И минута в пути – стандартные пять рублей. В пробке, если время поездки превышает обозначенное ранее, должны включаться счетчики. Мы же не виноваты, если по пути случилась авария. Если у клиента оплачено 20 минут, почему я должен находиться с ним 60 минут? Клиентам нужно доносить, что цена в пути может изменяться в зависимости от дорожной ситуации. Пассажиры тоже разные бывают. Некоторые говорят: «Давай поедем там-то». Почему я должен ехать дополнительные километры себе в убыток, чтобы вам побыстрее доехать? Идеально было бы вернуть таксометр, но его уже не вернут, должен быть какой-то современный алгоритм.
Водители отметили, что поездка в такси от агрегатора значительно дешевле, чем в традиционном такси:
– Мы хотим, чтобы цены между агрегаторами и обычным такси выровняли. Нам не нужны коэффициенты – вернее, нужны, но не такие. Грубо говоря, клиент не должен в разное время за одно и то же расстояние платить либо 50, либо 350 рублей. Цена должна быть усредненная.
Таксисты регулярно устраивают бойкоты, но в головном офисе, по их словам, «как будто не замечают». Однако водители не сдаются:– День икс будет в декабре. Присоединимся к всероссийскому бойкоту. Может, так всех услышат. Мы хотели связаться с региональным представителем компании в Воронеже, нам дали телефонный номер. Но номер не работает.
Корреспондент РИА «Воронеж» пообщалась с владельцем канала «Константин Воронеж». Мужчина сообщил, что он просто оператор и не имеет к водителям никакого отношения, контактный номер предоставить отказался, но пообещал передать героям видео номер телефона редакции и просьбу перезвонить. В течение дня никто не позвонил.
Что ответили в «Яндекс.Такси» и в компании-партнере?
В Воронеже работает больше 100 таксопарков-партнеров. Станислав Садчиков – руководитель одного из партнеров «Яндекс.Такси» – рассказал журналисту:
– Упорный водитель может заработать 60-70 тыс. рублей в месяц. При этом система не позволяет перерабатывать – это опасно для жизней и водителя, и пассажира. Ноябрь-декабрь – самые хлебные месяцы, бастовать нет смысла. О бойкоте мы не слышали. Но в Воронеже есть группа провокаторов: каждый день в час пик они делают массовые фейковые заказы на стоянку какого-нибудь торгового центра. Когда машина приезжает, с водителем проводят беседу о том, что в компании все плохо. Пассажиры при этом не могут уехать, а таксисты – заработать. Кого-то они могут привлечь в свои ряды, кого-то – нет. Но город блокируется. При этом все телефоны представителей организации можно найти в открытом доступе.
Комментарий пресс-секретаря «Яндекс.Такси» Натальи Рожковой оказался более общим:
– Количество водителей на линии в последние недели растет. Это легко объяснить, так как для таксистов ноябрь и декабрь – самые прибыльные месяцы в году. Мы не получали никаких официальных требований ни от каких водительских групп, и у нас нет данных, что люди, выступающие от лица водителей, вообще сотрудничают с сервисом «Яндекс.Такси». При этом сам сервис работал и работает в штатном режиме.
Справка РИА «Воронеж»
Агрегатор – это не традиционное такси как таковое. Компания не располагает собственным парком автомобилей и фактически является посредником или координатором. Поступивший заказ выполняют партнеры – службы такси. Сервис распределяет заказы автоматически: ни водители, ни пассажиры не влияют на этот процесс. Заказ получит тот таксист, который:
находится ближе всего к месту посадки пассажира и сможет подать транспорт не более чем через 15 минут; управляет автомобилем, который соответствует дополнительным требованиям пассажира (комфорт-класс, детское сиденье, грузоперевозки, перевозка домашнего животного и так далее); при прочих равных условиях имеет самый высокий рейтинг.Рейтинг водителей «Яндекса» складывается из оценок пассажиров. Компания учитывает жалобы клиентов и активно применяет к водителям штрафные санкции, а пассажирам начисляет бонусы на следующую поездку. Этим часто злоупотребляют: пассажиры провоцируют водителей на конфликт, выдумывают претензии, пишут петиции в службу поддержки. Чаще всего жалобы признают обоснованными.