«Психология 90-х». В Воронеже экс-полицейским грозят реальные сроки за аферы со страховками
Участники мошеннической схемы «заработали» 7,2 млн рублей.
Виктория Лушина, 13 октября 2017, 14:10
Прения по делу преступной группы, которая инсценировала 38 ДТП ради получения страховок, прошли в Левобережном райсуде в четверг, 12 октября. Уголовное дело стало резонансным из-за участия в мошеннической схеме пяти сотрудников полиции и эксперта-страховщика. За аварии, которые существовали только на бумаге, участники группы получили от страховых компаний 7,2 млн рублей.
Прокурор Светлана Шатиришвили попросила для пяти подсудимых реальные сроки лишения свободы – от 4 до 8 лет колонии, в зависимости от степени участия в преступлении. Гособвинение посчитало возможным назначить еще трем обвиняемым условное наказание.
ДТП на бумаге
На скамье подсудимых оказались восемь человек. Их обвиняют в мошенничестве в сфере страхования организованной группой в особо крупном размере (ч. 4 ст.159.5 УК РФ) и мошенничестве в сфере страхования с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159.5 УК РФ). По версии правоохранителей, преступную группу в 2008 году организовал 51-летний воронежец Альберт Б. (в момент совершения преступления ему было 42 года). Мужчина придумал схему заработка на страховках. Вместе со знакомыми он решил подделывать документы о несуществующих ДТП, отправлять бумаги в страховые компании и получать выплаты.
Чтобы воплотить свою идею, воронежец воспользовался дружбой с сотрудниками ГИБДД и экспертом-страховщиком Александром Л. В доле был и 28-летний сын организатора группы – Юрий. На постоянной основе работали двое инспекторов ДПС – Борис П. и Андрей М. Иногда с бумагами помогали еще трое полицейских – Сергей Т., Сергей К. и Сергей С.
Как рассказала на суде гособвинитель Светлана Шатиришвили, работа строилась на крепких родственных и дружеских связях. В группе существовало четкое распределение ролей. Альберт Б. руководил группой и планировал преступления. Его сын Юрий проходил по документам как участник инсценированных ДТП. Сотрудники полиции помогали подделывать документы о фиктивных авариях. Стражи порядка заполняли официальные бумаги и «регистрировали» дорожно-транспортные происшествия. Ложные сведения о ДТП вносили в служебные бланки, потом составляли протоколы об административных правонарушениях на мнимых виновников столкновений. К пакету документов прилагали фотографии помятых машин с мест реальных аварий.
Участниками существовавших лишь на бумаге ДТП по очереди становились сам Альберт Б., его бывшая жена и сын Юрий, один из полицейских – Борис П. Кроме того, руководитель группы использовал данные своих знакомых: Альберт Б. делал копии их паспортов, водительских удостоверений, техпаспортов на автомобили, а потом использовал их счета. После этого сотрудник саморегулируемой организации «Российское общество оценщиков» Александр Л. давал фиктивную экспертную оценку ущерба. Документы отправляли в страховые компании, которые делали выплаты.
Мужчины пользовались тем, что страховые компании обычно не участвуют в осмотрах разбитых машин. Страховщики проверяли информацию, запрашивая данные об аварии в ГИБДД. Им приходил ответ, что такое ДТП действительно существует: все аварии регистрировались в базе, подделки шли на официальных бланках. Шансов, что мошенничество заметят, было мало: вряд ли сотрудники разных страховых организацией в большом потоке обращений заметили бы слишком часто повторяющиеся фамилии. В результате участники группы становились все смелее, одну фотографию аварии могли использовать несколько раз.
После перечисления денег «пострадавшие» переводили средства организатору ОПГ, мужчина распределял доход между участниками.
По данным правоохранителей, обвиняемые на бумаге «устроили» 38 ДТП. По подложным бумагам с мая 2008 года до июля 2014 года участники группы получили за аварии 7,2 млн рублей. В результате мошенничества пострадали четыре страховые компании. ООО «Росгосстрах» выплатило 3 млн 106 тыс. рублей, Российский союз автостраховщиков – 840 тыс. рублей, Группа «Ренессанс-страхование» – 2 млн 358 тыс. рублей, ЗАО «МАКС» – 970 тыс. рублей.
Без признания вины
На следствии шесть участников группы настаивали, что не занимались ничем незаконным, и только полицейские Александр Л. и Борис П. полностью признали вину. Во время суда стражи порядка отказались от своих слов и признали вину частично.
– У меня сложилось впечатление, что подсудимые находятся в легком недоумении, почему они здесь оказались. Это какая-то психология, видимо, оставшаяся с 90-х годов, когда была вседозволенность. Но осколки этого сохраняются и в настоящее время. Почему большая часть из них не признает вину в преступлениях? Я думаю, что они не видят в этом никакого греха. Вдумаемся, что происходило. Люди в погонах, облеченные определенной властью и обязанные соблюдать закон, брали официальные бланки, которые им давали под расписку, и вносили туда фамилии знакомых. Все это делалось буквально на коленке в гараже у Альберта Б. В результате рождался пакет официальных документов, который отправляли в страховые компании, – рассказала на прениях гособвинитель облпрокуратуры Светлана Шатиришвили.
Прокурор подчеркнула: суд рассматривает лишь малую часть деятельности преступной группы. Светлана Шатиришвили предположила, что многие наверняка не увидят в обмане страховщиков никакого проступка. У людей часто остаются негативные впечатления от работы страховых компаний, когда приходится требовать выплат после ДТП.
– Но вопрос не в этом. Закон регламентирует, что чужое брать нельзя в какой бы то ни было форме, подделывать документы нельзя. Давая показания в суде, все сотрудники полиции подтверждали, что спустя рукава относились к своим служебным обязанностям. Это никак не согласуется с их послужными списками и поощрениями, – добавила Светлана Шатиришвили.
На суде бывшие полицейские представили документы о своем трудовом пути. Борис П. работал в органах внутренних дел 11 лет, награжден двумя медалями «За отличие в службе». У Андрея М. 21 год выслуги, 18 поощрений и медали «За отличие в службе» I и II степени. Капитан полиции Сергей С. имеет 20 поощрений. Сергей К. – медаль «За отличие в службе» III степени. Старший лейтенант Сергей С. получил медаль «За охрану общественного порядка» в 2001 году, три медали «За отличие в службе» и 22 поощрения. После возбуждения уголовного дела мужчин уволили из МВД.
«Ввели в заблуждение»
Адвокаты попросили оправдать своих подзащитных. Юристы настаивали, что уже немолодые люди вряд ли исправятся в колонии. Они подчеркнули, что подсудимые достаточно осознали неправильность своих действий во время следствия, которое длилось три года, и годового судебного разбирательства.
При этом на прениях вину своих подзащитных юристы отрицали. По словам адвокатов, деятельность полицейских можно рассматривать только как халатность или служебный проступок. Защитники настаивали: сотрудников ГИБДД ввели в заблуждение, и они не знали, что оформляют фиктивные ДТП.
– Андрей М., как и другие полицейские, не знал об истинных целях Альберта Б. Сотрудники ГИБДД полагали, что ДТП действительно были, и действовали в соответствии с пунктом 2.6 ПДД. Если водители пришли к взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося, то могут самостоятельно составить схему происшествия и оформить ДТП через сотрудников ГИБДД. Полицейские не имели права отказать в оформлении участникам аварии. Обязательно обращение двух, но может приехать и представитель по рукописной доверенности, которая никем не заверяется. Если нет пострадавших, автомобиль не осматривается, участники ДТП сами указывают повреждения, – заявил на прениях один из адвокатов.
На заседании гособвинитель попросил для организатора группы Альберта Б. 8 лет колонии общего режима и штраф в 1 млн рублей, его сыну Юрию – 3 года условно. Полицейским: Борису П. – 6 лет колонии общего режима и 400 тыс. рублей штрафа, Андрею М. – 4 года колонии общего режима и 300 тыс. рублей штрафа, Сергею Т. – 5 лет колонии общего режима и 500 тыс. рублей штрафа. Сотрудникам ГИБДД Сергею К. – 50 тыс. рублей штрафа и 2 года условного срока и Сергею С. – 1,5 условного срока и 50 тыс. рублей штрафа. Для эксперта-оценщика Александра Л. прокурор попросила 3 года колонии общего режима и 350 тыс. рублей штрафа.
Следующее заседание пройдет в Левобережном райсуде 23 октября. После последнего слова обвиняемых судья уйдет в совещательную комнату для вынесения приговора.