Прямая линия в РИА «Воронеж». Начальник отдела по раскрытию мошенничеств ГУ МВД
Александр Арчаков рассказал о новых и самых популярных схемах обмана.
Виктория Лушина, 24 апреля 2019, 19:00
Начальник отдела по раскрытию мошенничеств общеуголовной направленности управления угрозыска ГУ МВД по Воронежской области Александр Арчаков ответил на вопросы журналистов и читателей РИА «Воронеж» в ходе прямой линии в четверг, 18 апреля. Подполковник полиции рассказал, какие мошеннические схемы набирают популярность и как защититься от преступников.
О мошеннических схемах
– Александр Иванович, чего нам сейчас остерегаться? Какие виды мошенничества распространены?
– Если разделить преступления на дистанционные и контактные, то дистанционные – это около 90% от общего числа. Мошенники звонят и рассказывают про сына или внука, который попал в ДТП или задержан с наркотиками. Преступники часто сообщают о заблокированной банковской карте. Стало больше звонков с предложением компенсации. Когда преступники говорят: «Вы несколько лет назад покупали БАДы, это были мошенники, теперь вам положены выплаты. Но нужно заплатить 10% за перевод».
Если говорить о контактных способах, там мошенники часто представляются соцработниками, сотрудниками Пенсионного фонда, газовиками, предлагают помощь гадалок. Воронежская область на третьем месте в России по мошенничествам после Московской области и Москвы. Это объясняется территориальным расположением региона и большой численностью населения – около 2 млн человек.
О новых способах обмана
– Появились ли новые способы мошенничеств?
– Набирает обороты схема с объявлениями по аренде квартир. Хозяину перезванивает человек и объясняет, что находится в другом регионе, но прилетает через пару дней, и ему срочно нужно жилье. Мошенник представляется военным, сотрудником МЧС или госслужащим, чтобы вызвать доверие. Просит продиктовать номер карты, чтобы перевести предоплату. Через несколько минут перезванивает: не проходит перевод. После этого преступник говорит: «Вам сейчас придет пароль в SMS, продиктуйте, пожалуйста». Хозяин квартиры называет мошеннику код, и деньги исчезают не только с банковской карты, но и с кредитки. Преступники отправляют все средства на один счет и переводят себе через биткоины или «QIWI Кошелек».
В 2019 году участились случаи «несанкционированного списания денег» или «блокировки карты». Мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банка, обращаются к человеку по имени и отчеству, могут даже назвать номер карты. Потом говорят, что произошла попытка несанкционированного списания денег, и просят гражданина пройти к банкомату или ввести комбинацию цифр через мобильный банк. В процессе общения выманивают данные – ПИН-код или трехзначный номер на другой стороне карты (код CVV2/CVC2). Люди обычно не сомневаются: ведь сотрудник называет их имя и номер карты. Но ни один работник банка не будет звонить в таком случае. Если позвонили и попросили какую-то дополнительную информацию – это точно мошенники. Нужно задуматься, если приходит SMS с номера 900, но перезвонить нужно на другой номер. Это не 900, а 9 и две буквы «О». Часто встречается подмена номера: у человека отображается, что ему звонят из того же региона, а на самом деле мошенник может находиться в другой области. Современные компьютерные программы позволяют это сделать. Если вы хотите уточнить информацию, перезванивайте в банк по номеру, указанному на самой карте.
– Откуда у мошенников данные клиентов?
– Сначала предполагали, что произошла утечка информации в одном из банков. Мы общались с сотрудниками службы безопасности, и эта информация не подтвердилась. Потом от мошенников пострадали и клиенты других банков. У нас уже больше 100 обращений с начала 2019 года. В среднем мошенники списывали с карт по 10-15 тыс. рублей. Скорее всего, пользователи сами вводили личную информацию во время интернет-покупок. А компьютерные гении аккумулировали данные в единую базу, которая потом стала доступна мошенникам.
О преступниках
– Кто обманывает воронежцев – организованные группы или «одиночки»?
– В этой сфере всегда действуют группы. Один человек просто не сможет покупать SIM-карты, снимать деньги, обзванивать людей, водить машину. Обычно в группе четко распределены роли. Кто-то «работает» секретарем, кассиром, охранником, руководителем. Поэтому, когда вам звонят мошенники, на заднем фоне включается оборудование, которое создает впечатление, что работает целый call-центр. Мы задержали преступную группу, которая в хорошем, не пропускающем шум автомобиле выезжала на МКАД. С заднего сиденья обзванивали граждан по всей России. Один человек представлялся руководителем, другой – секретарем. Предлагали компенсации за БАДы. По этому делу арестованы пять человек.
– Есть ли шанс, что будут наказывать даже помощников мошенников?
– У нас уже есть такие случаи. Пенсионеры сейчас сильно страдают от мошенников, которые рассказывают, что «ваш сын попал в ДТП». Люди впадают в шоковое состояние: их близкий человек в беде и нужно срочно выручать. Они даже не перезванивают своему родственнику, а сразу соглашаются на условия мошенников и отдают все сбережения. Но преступники обычно действуют из других регионов, а деньги забирают таксисты или курьеры. Этих людей мы тоже будем привлекать к уголовной ответственности. Если он один раз забрал деньги, не понимая, что происходит, то во второй и третий раз человек приходит уже осознанно. Он соучастник преступления, перекидывает деньги мошеннику на карту и оставляет себе процент за работу. Если человек осознавал, что делает, ему грозит до 10 лет лишения свободы.
– Как мошенники приходят в незаконный «бизнес»?
– В интернете можно найти четкие инструкции, как заработать на мошенничестве. Мы боремся с этим, закрываем сайты и рассылки, но, к сожалению, успеваем не всегда. Кроме того, люди в местах лишения свободы обмениваются опытом и выходят оттуда уже подготовленными. Например, около десяти дней назад наши сотрудники ездили в Новосибирск и задержали в камере двух мужчин. Они сидели на телефоне и обзванивали пенсионеров – «ваш сын попал в ДТП». Этому ремеслу обучились во время заключения.
– На какие максимальные суммы обманывают воронежцев?
– С начала года ущерб от мошенничеств в Воронежской области – больше 70 млн рублей. Большие суммы у нас фигурируют, когда мошенники перегружают фуры – дают в интернете объявление о грузоперевозках с заниженной ценой и выгодными условиями. Когда получают заказ, нанимают фуру с водителем и представляются владельцами товара. Затем шоферу перезванивают и дают другое задание. По дороге товар перегружают в фуру мошенников и увозят. Там преступники много получают за один раз: например, груз фисташек – 15 млн рублей, фура с мраморной говядиной – 3-5 млн рублей, мандарины – 1,5 млн рублей. Преступную группу, работавшую в сфере грузоперевозок, задержали в декабре 2018 года. Девять сообщников взяли с поличным, когда они воровали товар. За прошлый год они перегрузили 16 фур. В этом году таких преступлений не зарегистрировано. Всего за три месяца уже 850 мошенничеств.
О сложностях в раскрытии дел
– В редакцию поступило обращение: «Я недавно оплатил минеральные удобрения на сумму 279 тыс. рублей. Оказалось, что это сайт мошенников». Есть ли шанс, что их найдут?
– Мы регистрируем рост преступлений, которые совершают через сайты купли-продажи товаров или услуг. В этом году произошел скачок на 40%. У нас уже 15-20 таких преступлений. Обычно мошенники создают сайты-двойники, которые выглядят как настоящие и полностью «зеркалят» их. Единственное, что отличается, это контактный телефон или расчетный счет, куда нужно переводить деньги. В условиях договора стоит предоплата. Например, машина стоит 1,2 млн рублей, вас просят внести заранее 200 тыс. рублей. Если из 100 человек попадется пять-шесть, которые согласятся заплатить, мошенники уже заработают 1 млн рублей. Это классика.
Как только вы поняли, что вас обманули, надо сразу прийти в отдел полиции или оставить обращение на сайте МВД России – его начинают обрабатывать уже через пару часов. Можно также направить письмо по почте. Во всех случаях ваше обращение рассмотрят. Если человек не может дойти до отдела полиции и не владеет техническими средствами, он может вызвать участкового, который обязан принять заявление. Но обращаться нужно немедленно. Вся «цепь» работает два-три дня. Если же гражданин обращается через неделю, к тому времени сайт и все объявления удаляют, контактные телефоны не работают, мошенники успевают сменить банковские карты.
– В чем сложность в расследовании мошенничеств?
– Как я уже сказал, мошенники не сидят в соседнем здании, обычно они в другом регионе, а пострадавшие обращаются в полицию не сразу. Все это усложняет раскрытие преступлений. Есть шанс вернуть деньги, если незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. В тех же контактных преступлениях мы успеваем перехватить мошенников, еще когда они передвигаются по региону. Если преступление совершили дистанционно, можем установить, где находятся мошенники, где они снимали деньги. Но чем больше времени прошло, тем сложнее.
Недавно наши сотрудники вылетали в Ижевск. Там задержали гадалку, которая обманула трех бабушек из Воронежской области. По телефону она говорила, что «видит» порчу, и нужно перевести ей 150-200 тыс. рублей. На эти деньги она должна была купить корову и кур, чтобы «провести обряд и перенести на них все зло». Во время разговоров она принуждала людей продавать имущество, брать кредиты и отдавать ей деньги. Женщину задержали вместе с сообщниками, которые ей помогали. Ее охраняли несколько человек, снимали деньги. В Ижевске они каждые две-три недели меняли место жительства. Там большие суммы, и потерпевших будет много по всей России.
– Как много преступлений удается раскрыть?
– Раскрываемость за 2018 год составила около 23% от числа зарегистрированных преступлений. В этом году регистрация уже превысила тот год. За три месяца – на 150 преступлений больше. В дистанционных преступлениях большое время раскрытия. Многие фирмы зарегистрированы в Москве, нужно обращаться туда с запросами. По прошествии времени уже сложно что-то найти, но мы достаем информацию. Ездим по всей России – Находка, Самара, Новосибирск, Пенза, Москва, Санкт-Петербург. Обычно преступники не обманывают граждан в своем регионе и обзванивают соседние. Контактные преступления раскрываются достаточно быстро, но все зависит от того, когда человек обратился.