Прямая линия в РИА «Воронеж». Глава областного департамента образования Олег Мосолов
О питании, дистанте, каникулах и продленке в школах.
Елена Миннибаева, 5 октября 2020, 12:02
Руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов ответил на вопросы жителей региона во время прямой линии в редакции РИА «Воронеж» в четверг, 1 октября. В течение часа телефон звонил не умолкая. Читателей интересовали темы дистанционного образования (вопрос о возможном переходе школьников на дистанционку задавал каждый третий), продленки, отопления в садиках и многие другие. Ответы получили все дозвонившиеся. В ситуациях, где требовалось участие департамента, Олег Мосолов записывал контакты обратившихся и обещал разобраться в ближайшее время.
О дистанте
– Перейдут ли школьники на дистанционное обучение снова?
– Это зависит только от развития эпидемиологической ситуации. На данный момент эпидпороги не превышены. У нас небольшой уровень заболеваемости ковидом среди детского населения – мы зафиксировали несколько десятков заболевших на территории области. Каждый день ситуация меняется, но, к счастью, большого роста и всплеска нет. Мы понимаем, что дети в большей степени переносят это заболевание бессимптомно или в легкой форме, пока статистика такая. У нас есть рост различных сезонных заболеваний – ОРВИ, но количество заболевших здесь находится в пределах средних норм за предыдущие годы. Нет такого, чтобы в новом учебном году статистика случаев заболевания ОРВИ катастрофически выросла. Сейчас на карантин полностью закрыты четыре школы из-за заболевания новой коронавирусной инфекцией прежде всего учителей. Например, в Верхнемамонском районе в двух школах половина учителей заболели. Или есть случай, где заболели 13 учителей и двое детей. В девяти школах закрыты отдельные классы. Сейчас задача – не допустить распространения болезни среди учителей, так как взрослые люди тяжелее это переносят. Кроме того, из-за этого школы вынуждены уходить на карантинные мероприятия. Катастрофической статистики мы пока не наблюдаем и не думаем, что вот-вот все школы перейдут на дистанционное обучение. Повторюсь, все будет зависеть только от эпидситуации. Конечно, всем нам хочется, чтобы школы работали в привычном формате.
– Могу ли я перевести ребенка на дистанционное обучение? Если да, как это сделать?
– Есть несколько форматов обучения, и вы можете воспользоваться любым. Семейное обучение предполагает полную ответственность родителей за качество образования ребенка. Здесь родители сами обучают детей или нанимают им репетиторов, а два раза в год школьники сдают экзамены, контрольные, рефераты, пишут диктанты и сочинения в прикрепленной школе. Существует очно-заочный формат обучения – в этом случае школьник также прикреплен к школе. Он самостоятельно изучает школьную программу по всем предметам, но, в отличие от семейного образования, данная форма предполагает наличие консультаций у преподавателей школы, индивидуального плана обучения, а также зачетной формы аттестации ребенка. Ученик пишет контрольные и тесты либо приходя в школу, либо дистанционно. Но сразу скажу вам, что при таком формате обучения у учителей не будет возможности каждый день уделять внимание вашему ребенку, так как у него есть классы на очном обучении. Я бы посоветовал взвесить все за и против такого обучения, проконсультироваться с классным руководителем вашего ребенка. Если решите переводить на очно-заочное обучение, нужно обратиться в администрацию школы с заявлением, в котором указывается, в течение какого времени вы планируете такую форму.
– Как обучать детей на дистанте, если в семье несколько детей, уроки в одно время и на всех только один компьютер?
– Дистанционное обучение, на которое наши школы были вынуждены неожиданно уйти, – это не обучение по скайпу. Не надо понимать буквально, что ребенок должен при таком формате с 8:00 до 13:00 сидеть перед компьютером. Это выстраивание индивидуального образовательного маршрута для отдельного класса. В нашем случае дистанционное образование подразумевает частичное самостоятельное усвоение учебного материала с использованием различных ресурсов – от учебников до образовательных интернет-платформ – и материалов, которые подобрал учитель.
– Почему дети ходят в школу в обычном режиме, но все кружки перевели на дистанционное обучение?
– По новым санитарным нормам мы не можем смешивать детей из разных классов и школ, а кружки и секции – это как раз такое смешение. Мы разрешили проводить очно занятия в кружках только в том случае, если там занимается половина и более детей из одного класса. В этом случае педагог дополнительного образования может приходить в школу и проводить свои занятия. Но, повторюсь, заниматься он может, только если ученики в группе из одного класса.
– Наши бесплатные кружки перешли на дистанционное обучение, а платные продолжают работать. Разве это справедливо? Или если платишь за обучение, то получаешь бонусы в виде очного обучения?
– Вся система допобразования сейчас, за исключением спортивных секций с индивидуальным обучением, не работает в привычном очном формате. Те, кто продолжает это делать, как и прежде, грубо нарушают действующие требования. Обо всех нарушениях можно сообщать в наш департамент. Но тут еще важен вопрос ответственности родителей, тех, кто отпускает своих детей на очное обучение в кружки. Исходя из сегодняшней эпидситуации, мы пока не можем полноценно запустить систему допобразования.
О школьном питании
– В нашей школе ученики начальных классов получают первые блюда без мяса. Во вторых блюдах тоже мяса очень мало. Комиссии по питанию у нас в школе нет. Она малокомплектная. Разве это нормально – так кормить детей?
– Мы проведем проверку в вашей школе – не видя ситуации, сейчас сложно сказать, есть ли нехватка мяса в обедах. Также проверим наличие комиссии по питанию – если ее нет, то это грубейшее нарушение. Неважно, какая школа: городская или сельская, большая или малокомплектная – везде начальные классы должны получать питание в соответствии с меню, разработанным на основе типового. Разумеется, оно может изменяться в каждой школе, но есть обязательные нормативы по наличию определенных продуктов, в том числе мяса, в меню каждой школы.
– Слышали, что теперь в комиссию, проверяющую питание в школьных столовых, будут входить и родители. Какие полномочия они получат? Как попасть в комиссию? Ребенок говорит, что еда невкусная каждый день. Хочу проверить, так это или мой сын просто капризничает.
– Подобные комиссии должны быть во всех школах. Полномочия – изучение качества приготавливаемых блюд. Проще говоря, родители – это бракеражная комиссия (создается и действует в целях осуществления контроля за качеством приготовления пищи и соблюдением санитарно-гигиенических требований при ее приготовлении и раздаче в учреждении). То есть они могут прийти и проверить блюдо на предмет того, как оно приготовлено. Имеют право продегустировать. Есть отдельное блюдо, которое оставляется специально для комиссии. Также они могут присутствовать при поставке продуктов. Чтобы попасть в комиссию, нужно заявить о своем желании либо классному руководителю, либо администрации школы.
– Мой ребенок учится в шестом классе. Положено ли ему бесплатное питание?
– В соответствии с распоряжением правительства Воронежской области муниципальные районы предусматривают в своем бюджете питание для отдельных категорий детей. Это дети из многодетных малообеспеченных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья, и еще муниципалитеты могут сами определять ряд льготных категорий. Например, дети призывного возраста с дефицитом массы тела. При этом школа обязана создать условия для организации питания и предложить такую услугу всем родителям. Из региональных средств мы выделяем деньги на программу «Школьное молоко» – все дети с первого по девятый класс должны три раза в неделю получать молоко. Бесплатно на данный момент получают питание только дети с первого по четвертый класс. Если вы не попадаете в категорию тех, кто получает бесплатную еду, школа должна вам предложить питание ребенка за счет родительских средств.
– Где можно познакомиться со школьным меню? На сайте школы ничего подобного нет.
– Плохо, что нет, меню должно обязательно быть размещено на сайте учебного заведения. Более того, мы рекомендовали размещать меню на главной странице, чтобы его сразу было видно, а не где-то в глубине сайта. У нас есть мониторинговая группа, которая следит за тем, чтобы меню было размещено на сайтах. Конечно, каждый день все 715 школ области мы не можем отслеживать, но в итоге мониторим всех. И если где-то не будет размещено меню, школа получит замечание.
О жестокости в школе
– Мою дочь избили в школе 24 сентября. Сейчас она лежит с сотрясением мозга в больнице. Я обращалась к директору нашей гимназии, к участковому, но никаких мер не было принято, в полиции мне сказали, что это просто сотрясение. Что мне делать в этой ситуации? Меня никто не слышит, ребенок с травмой головы, а те, кто это сделал, не наказаны.
– Сразу после окончания горячей линии я дам указания комиссии по делам несовершеннолетних вашего района, также подключится РОВД, изучит эту ситуацию. Есть порядок действия всех должностных лиц, начиная от администрации школы: они обязаны были провести расследование, после обязательно сообщить о вашей ситуации в органы правопорядка, в том числе в комиссию по делам несовершеннолетних. А дальнейшие действия происходят, исходя из выясненных обстоятельств.
О субботних занятиях
– В школе официальная пятидневная учебная неделя. Но директор в субботу поставил три урока английского языка. Правомочно ли это решение?
– Если школа обучается в режиме пятидневной недели, то урочная деятельность должна укладываться в режим этих пяти дней. Но суббота не является в прямом смысле выходным днем – в субботу могут ставиться внеурочная деятельность, спортивные мероприятия, проектно-исследовательская деятельность детей.
О каникулах
– В Москве школьники ушли на внеплановые двухнедельные каникулы. Планируется ли подобное в воронежских школах?
– Пока никаких решений об изменении каникулярного периода в Воронежской области мы не принимали. Ожидаем, что все произойдет в плановом режиме, то есть каникулы будут в конце октября – начале ноября, а дальше станем смотреть за развитием эпидситуации в конкретном муниципалитете и в целом на территории региона.
О продленке в условиях пандемии
– Будет ли продленка в этом году и в последующих?
– К сожалению, сейчас мы можем организовать работу продленки лишь для детей, которые учатся в одном классе. Это сделано потому, что у нас есть новые требования и новые санитарные нормы, предписывающие запрет на перемешивание классов и детей разных возрастов. Мы неоднократно консультировались с санитарными врачами и пришли к выводу: если будет смешивание детей, то серьезно увеличатся риски распространения заболеваемости среди разных классов. Я бы не стал забегать далеко и говорить, будет ли она в следующем году. Думаю, так или иначе эпидситуация будет стремиться к нормализации, и мы, возможно, сможем через несколько месяцев возобновить работу групп продленного дня.
О «куртках на спинках стульев»
– Как будет осуществляться процесс снятия верхней одежды в холодное время года, если сохранятся те меры по разделению потока учащихся, которые есть сейчас? С полным уважением отношусь к директору и школе, но вся эта история с куртками на спинках стульев пугает.
– Мы рекомендовали школам приобрести временные вешалки в классы. Впереди зима, вещи будут более громоздкими, поэтому сейчас отрабатывается процесс разделения потоков в гардеробах.
Об индивидуальном подходе
– У меня ребенок во втором классе, учитель говорит, что он совсем не занимается на уроках. Но когда я попросила уделить ему немного больше времени, чтобы он догнал в знаниях своих одноклассников, педагог сказала, что у нее 18 человек в классе и заниматься индивидуально с каждым она не может. Что делать в этой ситуации?
– В должностные обязанности учителя входит уделять внимание каждому ребенку независимо от того, насколько ученик готов к усвоению образовательной программы. У нас есть разные темпы освоения образовательных программ, есть дети, которые легче ее осваивают, есть те, которым учеба дается сложнее. Но при этом все дети в образовательном процессе находятся в равных условиях, а помогать ученику осваивать материал – это прямая обязанность учителя. Мы свяжемся с коллегами в сфере образования, попросим повнимательнее отнестись к вашей школе и, если нужно, помочь вашему учителю. Не волнуйтесь, его ругать не станут – скорее всего, ему нужно будет просто оказать методическую помощь. Возможно, там потребуется помощь других специалистов, например, логопеда, если есть проблемы с чтением. И не переживайте, если не можете самостоятельно дома помогать в учебе. Ваша главная задача как мамы – любить ребенка и делать все, чтобы он чувствовал себя защищенным и нужным в семье, а с учебой помогут педагоги, это их работа.
Об отоплении в дошкольных учреждениях
– Внук ходит в детский сад. На улице уже холодно, скажите, когда включат отопление?
– Уже скоро в вашем детском саду появится тепло. На заседании регионального оперштаба по борьбе с новой коронавирусной инфекцией 29 сентября губернатор поручил главам муниципальных районов и городских округов региона начать отопительный сезон социальных объектов раньше обычного. В первую очередь пуск тепла будет в учреждения образования, здравоохранения и социальной сферы.
О новой школе
– Год назад переехали в Воронеж, купили квартиру в Березовой Роще. Пока дети маленькие, но вопрос школы очень нас волнует. Слышали, что скоро здесь должны начать строить большую школу. Правда ли это? Если да, то, пожалуйста, расскажите подробнее о ней.
– Школа на 2 тыс. 850 мест будет построена на территории яблоневого сада. Она будет самой большой в Воронежской области. Мы не гонимся здесь за рекордами относительно количества учеников и квадратных метров – вопрос в эффективности использования ресурсов. Возводить в таком большом микрорайоне, который интенсивно застраивается, две школы на тысячу мест, расположенные через дорогу друг от друга, не совсем эффективно. Может быть, в нынешней обстановке небольшие школы удобнее, но такая эпидситуация не будет вечной, надо строить, думая о будущем. А в большой школе откроются новые возможности для получения образования. Например, можно будет для детей одного возраста проводить общие уроки, также будет больше возможностей найти единомышленников для совместной проектной деятельности. Сравните, где проще найти друзей с общими интересами: в школе, где ровесников 50 или 150? Эту школу начнут строить в начале 2021 года и закончат в конце 2022-го.
О вакансиях в педагогике
– Я будущий педагог. С детства мечтала стать учителем, но сейчас начал волновать вопрос, смогу ли устроиться по специальности в школу, есть ли вакансии. Я буду учителем английского языка.
– Обычно на начало учебного года все вакансии закрыты, но могу успокоить будущую коллегу: учителя иностранных языков сейчас востребованы в школе. Также молодые педагоги могут принять участие в областном конкурсе на получение поддержки. Мы поможем найти достойное место работы.