Провокационный ход
Казаков всегда уважали за приверженность к незыблемым традициям, за глубинный патриотизм, за искреннюю веру, но находятся люди, готовые это уважение поколебать.
Александр Саубанов, 2 октября 2013, 14:11
Валовый Круг донских казаков, состоявшийся месяц назад в Урюпинске, был очередной попыткой объединить пестрое казачье движение. Под девизом «За Хопер, Дон, нашу родную землю!». Посыл понятен, основа для сплочения рядов вроде бы есть. Но хотели- как лучше, а получилось- как всегда. Как ни удивительно, источником новых разладов в казачьей среде явились раскольники, присвоившие себе духовный сан и действующие без благословения православных иерархов.
Все промелькнули перед нами
О том, что казаки нуждаются если не в объединении, то в какой-то структуризации своих рядов, говорит уже сам список делегатов, зафиксированный мандатной комиссией Круга. Прибыли казаки от Всевеликого Войска Донского (их было большинство), Национально-культурной автономии Урюпинских казаков, Союза казаков, Донской Казачьей Республики, Союза казачьих формирований, Донского казачьего войска, казачьего общества «Станица Урюпинская», а также полсотни «вольных казаков».
Делегатам Всевеликого Войска Донского атаман не рекомендовал участвовать в собрании во избежание провокаций, но казаки ослушались (что прозвучало еще одним звоночком для лидеров организации). А провокации и впрямь были. Из уст представителя «вольных казаков» Волгограда Олега Галкина прозвучал прямой призыв к военному выступлению против «захватчиков». И когда после этого с Круга неожиданно ушла часть казаков, многим показалось:"Ну, началось...".
Атаман станицы Урюпинской Александр Титов, на котором лежала основная ответственность за проведение Круга, поспешил заявить:
- Лозунги типа: «Долой правительство!», «Давайте стрелять!», «Давайте вести партизанскую войну!», может делать только идиот или человек, полностью уверенный в своей безнаказанности – то есть провокатор.
С ним было трудно не согласиться.
Куда пастыри заведут
Но, оказалось, ушедшая под руководством урюпинца Виктора Сивогривова добрая сотня казаков направилась на мирную, хотя и сомнительную акцию,- «антиникелевый» крестный ход. Провел это мероприятие «отец» Сергий (Сергей Телевинов), ранее благословивший Круг. Впрочем, «отцом» назвать его нельзя даже с натяжкой. Согласно справке, представленной Воронежской и Борисоглебской епархией, Сергей Телевинов не состоит в штате епархии. Его приход принадлежит к той части Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), которая выступила против объединения церквей, состоявшемся в 2007 году. То есть, по всем определениям, раскольник.
Пока же у него три прихода - в Новохоперском районе, Ростовской области и Волгограде, - что позволяет жить вполне безбедно, а страсти, бушующие вокруг Хопра, привлекают к нему новых и новых прихожан. Возбужденные проповедями местные бабушки посыпают солью землю возле вахтового поселка и тычут иголками в фотографии геологов. А казаков, увы, уличают в причинении и более существенного вреда здоровью ни в чем не повинных людей.
Соответствует ли фактическое подстрекательство к бунту, не то что сану иерея, а вообще духу христианства?
Бесовщина антиникелевщины
Это собрание послужило иллюстрацией того, что антиникелизм не только не сплотил казачество, но и усилил духовный раскол в его среде.
Известный общественный деятель Николай Сапелкин проводил исследование на тему раскольнических движений на территории Воронежской области и, в частности, пришел к печальному выводу: около трети казацких общин окормляют не священники РПЦ, а представители Зарубежной или т.н. Истинно-православной церкви, которые не признают верховенства Московского патриархата. И уводят, по выражению Сапелкина, своих прихожан во внутреннюю миграцию, укрепляя их в стремлении ничего не принимать от власти, не партнерствовать, не вести диалога.
Таким образом, клинья подбиваются не только под власть духовную, но власть светскую. Здесь попы-раскольники напрямую смыкаются с политическими авантюристами всех мастей, которые так и вьются стаями над Хопром. На том же Валовом круге «красных» и «зеленых» почетных гостей было едва ли не больше, чем самих казаков.
Правоверные антиникелисты не терпят инакомыслия. Местный префект не выдворяет «захватчиков» с земли, ссылаясь на отсутствие полномочий - ату его! Журналист написал что-то о выгодах проекта для жителей области – продался за 30 сребреников. Атаман Телегин неодобрительно высказался об идеологах движения – подвергнуть остракизму! Священник не благословляет на погром - мы уйдем к попу-раскольнику. Все, включая священников РПЦ, должны повторять одни и те же заклинания про выжженную землю, Норильск, геноцид народа, окаянную власть и т.п.
«Любой может надеть казачью форму и считаться казаком»
Обычные, «безлампасные» граждане, особенно в нашем, донском крае, всегда уважительно относились к казакам за их приверженность к незыблемым традициям, за подлинный патриотизм, за искреннюю веру.
- Старинный казачий девиз «За веру, царя и Отечество!» на первое место ставил веру, - говорит атаман Северо-Донского казачьего округа Виктор Галушкин. – Когда в 90-х годах началось возрождение движения, многие новобранцы крестились – с этого и начиналось их служение. У нас есть войсковой священник, есть митрополичий караул; в праздниках и в буднях мы вместе с представителями русской православной церкви, и других священников нам не надо. Но беда в том, что по ельцинскому указу 1995 года казаком может стать каждый, изъявивший желание нести казачью службу. Купит такой «желающий» форму, придумает себе легенду о казачьем происхождении – и все, формально он казак, и никто его этого звания лишить не может. В начале 90-х такой «герой» в казачьей форме стрелял из гранатомета по памятнику Ленина – и надолго бросил тень на казачество всего края. Точно также могут дискредитировать казаков случайные люди в прихоперских общинах. Им все равно, кто их окормляет, кто их ведет, им главное выставить себя этакими Робин Гудами, спасителями края.
Еще категоричнее высказался главный советник атамана Центрального казачьего войска Игорь Сахно:
- Мы реестровое войско, у нас правила и традиции блюдутся по всей строгости. Представить, что священник, не признающий Московского патриархата, поведет реестровых казаков на крестный ход – дико. Возможно ли при религиозном разногласии говорить об организационном объединении казаков?