Испытано на себе. Как корреспондент РИА «Воронеж» сдавала ЕГЭ по двум предметам вместе со школьниками

Все оказалось совсем не страшно

Екатерина Бутцева, 3 июля, 18:00

архив РИА «Воронеж»

Вот и закончилась череда экзаменов. Для школьников время подготовки и сдачи ЕГЭ является самым волнительным. Им кажется, если не наберут нужное количество баллов, то, скорее всего, не поступят на желаемый факультет. Ко всему прочему добавляются слухи о не слишком приятной атмосфере экзаменов. Корреспондент РИА «Воронеж» решила все это проверить на себе и сдала ЕГЭ сразу по двум предметам – русскому языку и истории.

Немного воспоминаний

Последний раз я сдавала ЕГЭ в 2011 году. И помню, что волновались родители, учителя, другие дети, то есть все, кроме меня. Не знаю, почему сама относилась к этому событию так спокойно. Репетитор был только по русскому языку, остальные предметы – историю, обществознание и математику – я сдавала сама.

Страх возник, когда пришла на первый экзамен. Это был русский, и одноклассница, которая попала со мной в одну аудиторию, вцепилась в меня и стала говорить о том, как ей страшно. Тогда я будто «заразилась» всеобщим страхом и паникой. И уже была не так спокойно настроена.

Но нужно понимать, что тогда сдавать ЕГЭ – не то же самое, что сейчас. Не было ни камер, ни рамок на входе, и в целом градус волнения был ниже. По итогу результат у меня был неплохой – около 250 баллов по трем предметам, этого оказалось достаточно, чтобы поступить на бюджет исторического факультета ВГУ.

Но обстановка на экзамене спустя много лет изменилась, и мне стало интересно, как же сейчас проходит ЕГЭ: какая атмосфера, какие задания – легче или сложнее, чем были. Ведь до сих пор бытует мнение, что ЕГЭ можно решить наугад.

Подготовка

Решила сдавать русский язык и историю. Нельзя сказать, что я как-то особенно готовилась к экзаменам в этом году. По истории, как вы поняли, у меня профессиональное образование, поэтому так или иначе подготовка определенная есть. С русским языком именно как с предметом я встречалась последний раз в 2011 году, поэтому с вечера немного решила ознакомиться с демоверсией экзамена на портале Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Там, кстати, есть много тренировочных заданий, эта информация полезна тем, кто только собирается сдавать ЕГЭ.

По заданиям в русском языке будто ничего особенно не изменилось. В истории с тех пор, как я сдавала, убрали сочинение, да и в целом вторая часть сильно поменялась, появились задания, посвященные только Великой Отечественной войне, и задания, связанные с всеобщей историей, что сделало экзамен более сложным.

Русский язык

Первым шел экзамен по русскому. Приехала за час до начала, как предупреждали, и практически не волновалась, у меня-то жизнь не зависит от этого дня. Отмечу, что я сдавала в резервные дни и со мной шли не только школьники, но и выпускники прошлых лет – те, кто решил поступать повторно или не сдал экзамен в прошлом году. Судя по общей атмосфере, состояние было у всех собранное, но не напряженное.

Запускать начали в 9:10. На входе организаторы проверяли паспорт, затем мы сдавали вещи в отдельную комнату и только потом шли к рамке-металлоискателю. Проходила я спокойно, потому что знала, что ничего запрещенного у меня нет.

В коридорах встречали приветливые организаторы, которые подсказывали, куда идти дальше. Пока добралась до аудитории, было уже 9:25. Вот в этот момент я поняла, что на следующий экзамен приеду попозже, потому что делать было совершенно нечего. Чтобы как-то себя развлечь, вышла в коридор понаблюдать за ребятами. Экзаменующимся было плюс-минус 20 лет, но были люди и постарше.

В 9:50 начался инструктаж. Нам рассказали о наших правах и обязанностях на экзамене, о том, что можно, а что нельзя. При нас распечатали восемь бланков (по количеству участников), но как только контрольно-измерительные материалы (КИМы) раздали, пришел еще один сдающий.

Рамки-металлоискатели и камеры появились в помещениях для сдачи ЕГЭ только в 2014 году.

Чтобы для него распечатать КИМ, был приглашен технический специалист, конечно, эта процедура отняла еще время – экзамен начался только в 10:25. Волнительно было заполнять лист регистрации, казалось, вот сделаешь ошибку, и будет что-то страшное – например, придется опять распечатывать новые документы и все вновь затянется. И я, только подумав об ошибке, сразу же ее делаю. Вместо 3 в паспортных данных пишу 0. Позвала организатора, женщина подсказала написать три пожирнее сверху нуля.

На экзамене по русскому языку всего 27 заданий: 26 в первой части и одно задание во второй – сочинение. Сначала я усердно серьезно выполняла задания, но где-то в районе 20-го номера устала и вообще решила, что не так уж для меня и важен результат.

В 27-м задании мне попался интересный текст, по которому нужно было написать сочинение. Его тема – принятие себя – настолько пришлась по душе, что текст не поместился, и пришлось взять дополнительный бланк. На русский отводилось 3 часа 30 минут, я сдала работу на час раньше, думаю, что на реальном экзамене учащемуся еще хватило бы времени проверить первую часть.

История

На историю приехала попозже. Этот экзамен проводили в другом пункте. Здесь комната для вещей была в отдельном помещении, я сдала сумку, которую даже подписали, и сразу отправилась к рамке. Опять же организаторы были на всех этажах улыбчивые и ориентировали, куда идти и что делать. В аудитории обстановка была дружелюбнее, чем на русском: организатор с нами беседовала, рассказывала интересные истории, пока было можно, и это расслабляло и успокаивало.

Экзамен по истории состоит из 21 задания: 12 в первой части и 9 – во второй. Первая часть была на знание дат и карт, я легко справилась. А вот вторая часть была посложнее. Экзамен шел так же 3 часа 30 минут, в этот раз я ушла на полтора часа раньше, успев проверить все задания повторно. Думаю, что ученику, ответственно готовящемуся к экзамену, времени тоже хватит.

Мнения и выводы

Чтобы дополнить свой эксперимент, я обратилась за комментариями к преподавателям по истории и русскому языку, которые видят ежегодные изменения в экзаменах.

Экзамен по истории 2024 года оказался неоднозначным, но сюрпризов не было. Темы, заявленные организаторами, появлялись в разных регионах. В тестовой части встречались непопулярные даты и личности, из-за этого в ней у ребят возникли сложности. Задания с картами и плакатами по Великой Отечественной войне оказались решаемыми, дети успешно с ними справились. В целом варианты были адекватными по содержанию, но разработчики расставили «ловушки» в формулировках вопросов второй части. Внимательно читать вопрос – вот залог успеха. Больше всего сложностей возникло в заданиях с тезисами и причинно-следственными связями, поэтому на следующий год настоятельно рекомендую сделать упор на выполнение задания на аргументацию.
Алена Богомолова
Преподаватель истории и эксперт по ЕГЭ

Учитель русского языка Татьяна Добрая рассказала об экзамене по своему предмету.

На мой взгляд, ЕГЭ по русскому соответствовал демоверсии. В этом году критерии оценивания изменились не в пользу учеников, но ребят к этому готовили. Если говорить о сложности, то все варианты действительно сильно отличаются, в том числе это касается текстов. У одних текст художественного стиля, у других – публицистического. Справедливо? Безусловно, нет. Как изменить? Трудно себе представляю. Но на то это и экзамен, в вузы все-таки должны, по моему мнению, идти люди грамотные и конкурентоспособные.
Татьяна Добрая
Учитель русского языка

У меня же в целом от экзаменов осталось такое впечатление: организаторы дружелюбные, обстановка не напряженная, помещения проветриваемые, а сами задания достаточно серьезные, выполнить их, подготовившись за одну ночь, нельзя. Это уже не те тесты, где можно подобрать варианты наугад. Тут действительно нужно готовиться. Хотя допускаю, что какой-то процент удачи здесь присутствует. Но кто сказал, что на экзамене по билетам его нет?

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.