Испытано на себе. Как корреспондент РИА «Воронеж» сдавала ЕГЭ по двум предметам вместе со школьниками
Все оказалось совсем не страшно
Екатерина Бутцева, 3 июля, 18:00
Вот и закончилась череда экзаменов. Для школьников время подготовки и сдачи ЕГЭ является самым волнительным. Им кажется, если не наберут нужное количество баллов, то, скорее всего, не поступят на желаемый факультет. Ко всему прочему добавляются слухи о не слишком приятной атмосфере экзаменов. Корреспондент РИА «Воронеж» решила все это проверить на себе и сдала ЕГЭ сразу по двум предметам – русскому языку и истории.
Немного воспоминаний
Последний раз я сдавала ЕГЭ в 2011 году. И помню, что волновались родители, учителя, другие дети, то есть все, кроме меня. Не знаю, почему сама относилась к этому событию так спокойно. Репетитор был только по русскому языку, остальные предметы – историю, обществознание и математику – я сдавала сама.
Страх возник, когда пришла на первый экзамен. Это был русский, и одноклассница, которая попала со мной в одну аудиторию, вцепилась в меня и стала говорить о том, как ей страшно. Тогда я будто «заразилась» всеобщим страхом и паникой. И уже была не так спокойно настроена.
Но нужно понимать, что тогда сдавать ЕГЭ – не то же самое, что сейчас. Не было ни камер, ни рамок на входе, и в целом градус волнения был ниже. По итогу результат у меня был неплохой – около 250 баллов по трем предметам, этого оказалось достаточно, чтобы поступить на бюджет исторического факультета ВГУ.
Но обстановка на экзамене спустя много лет изменилась, и мне стало интересно, как же сейчас проходит ЕГЭ: какая атмосфера, какие задания – легче или сложнее, чем были. Ведь до сих пор бытует мнение, что ЕГЭ можно решить наугад.
Подготовка
Решила сдавать русский язык и историю. Нельзя сказать, что я как-то особенно готовилась к экзаменам в этом году. По истории, как вы поняли, у меня профессиональное образование, поэтому так или иначе подготовка определенная есть. С русским языком именно как с предметом я встречалась последний раз в 2011 году, поэтому с вечера немного решила ознакомиться с демоверсией экзамена на портале Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Там, кстати, есть много тренировочных заданий, эта информация полезна тем, кто только собирается сдавать ЕГЭ.
По заданиям в русском языке будто ничего особенно не изменилось. В истории с тех пор, как я сдавала, убрали сочинение, да и в целом вторая часть сильно поменялась, появились задания, посвященные только Великой Отечественной войне, и задания, связанные с всеобщей историей, что сделало экзамен более сложным.
Русский язык
Первым шел экзамен по русскому. Приехала за час до начала, как предупреждали, и практически не волновалась, у меня-то жизнь не зависит от этого дня. Отмечу, что я сдавала в резервные дни и со мной шли не только школьники, но и выпускники прошлых лет – те, кто решил поступать повторно или не сдал экзамен в прошлом году. Судя по общей атмосфере, состояние было у всех собранное, но не напряженное.
Запускать начали в 9:10. На входе организаторы проверяли паспорт, затем мы сдавали вещи в отдельную комнату и только потом шли к рамке-металлоискателю. Проходила я спокойно, потому что знала, что ничего запрещенного у меня нет.
В коридорах встречали приветливые организаторы, которые подсказывали, куда идти дальше. Пока добралась до аудитории, было уже 9:25. Вот в этот момент я поняла, что на следующий экзамен приеду попозже, потому что делать было совершенно нечего. Чтобы как-то себя развлечь, вышла в коридор понаблюдать за ребятами. Экзаменующимся было плюс-минус 20 лет, но были люди и постарше.
В 9:50 начался инструктаж. Нам рассказали о наших правах и обязанностях на экзамене, о том, что можно, а что нельзя. При нас распечатали восемь бланков (по количеству участников), но как только контрольно-измерительные материалы (КИМы) раздали, пришел еще один сдающий.
Рамки-металлоискатели и камеры появились в помещениях для сдачи ЕГЭ только в 2014 году.
Чтобы для него распечатать КИМ, был приглашен технический специалист, конечно, эта процедура отняла еще время – экзамен начался только в 10:25. Волнительно было заполнять лист регистрации, казалось, вот сделаешь ошибку, и будет что-то страшное – например, придется опять распечатывать новые документы и все вновь затянется. И я, только подумав об ошибке, сразу же ее делаю. Вместо 3 в паспортных данных пишу 0. Позвала организатора, женщина подсказала написать три пожирнее сверху нуля.
На экзамене по русскому языку всего 27 заданий: 26 в первой части и одно задание во второй – сочинение. Сначала я усердно серьезно выполняла задания, но где-то в районе 20-го номера устала и вообще решила, что не так уж для меня и важен результат.
В 27-м задании мне попался интересный текст, по которому нужно было написать сочинение. Его тема – принятие себя – настолько пришлась по душе, что текст не поместился, и пришлось взять дополнительный бланк. На русский отводилось 3 часа 30 минут, я сдала работу на час раньше, думаю, что на реальном экзамене учащемуся еще хватило бы времени проверить первую часть.
История
На историю приехала попозже. Этот экзамен проводили в другом пункте. Здесь комната для вещей была в отдельном помещении, я сдала сумку, которую даже подписали, и сразу отправилась к рамке. Опять же организаторы были на всех этажах улыбчивые и ориентировали, куда идти и что делать. В аудитории обстановка была дружелюбнее, чем на русском: организатор с нами беседовала, рассказывала интересные истории, пока было можно, и это расслабляло и успокаивало.
Экзамен по истории состоит из 21 задания: 12 в первой части и 9 – во второй. Первая часть была на знание дат и карт, я легко справилась. А вот вторая часть была посложнее. Экзамен шел так же 3 часа 30 минут, в этот раз я ушла на полтора часа раньше, успев проверить все задания повторно. Думаю, что ученику, ответственно готовящемуся к экзамену, времени тоже хватит.
Мнения и выводы
Чтобы дополнить свой эксперимент, я обратилась за комментариями к преподавателям по истории и русскому языку, которые видят ежегодные изменения в экзаменах.
Экзамен по истории 2024 года оказался неоднозначным, но сюрпризов не было. Темы, заявленные организаторами, появлялись в разных регионах. В тестовой части встречались непопулярные даты и личности, из-за этого в ней у ребят возникли сложности. Задания с картами и плакатами по Великой Отечественной войне оказались решаемыми, дети успешно с ними справились. В целом варианты были адекватными по содержанию, но разработчики расставили «ловушки» в формулировках вопросов второй части. Внимательно читать вопрос – вот залог успеха. Больше всего сложностей возникло в заданиях с тезисами и причинно-следственными связями, поэтому на следующий год настоятельно рекомендую сделать упор на выполнение задания на аргументацию.Алена Богомолова
Преподаватель истории и эксперт по ЕГЭ
Учитель русского языка Татьяна Добрая рассказала об экзамене по своему предмету.
На мой взгляд, ЕГЭ по русскому соответствовал демоверсии. В этом году критерии оценивания изменились не в пользу учеников, но ребят к этому готовили. Если говорить о сложности, то все варианты действительно сильно отличаются, в том числе это касается текстов. У одних текст художественного стиля, у других – публицистического. Справедливо? Безусловно, нет. Как изменить? Трудно себе представляю. Но на то это и экзамен, в вузы все-таки должны, по моему мнению, идти люди грамотные и конкурентоспособные.Татьяна Добрая
Учитель русского языка
У меня же в целом от экзаменов осталось такое впечатление: организаторы дружелюбные, обстановка не напряженная, помещения проветриваемые, а сами задания достаточно серьезные, выполнить их, подготовившись за одну ночь, нельзя. Это уже не те тесты, где можно подобрать варианты наугад. Тут действительно нужно готовиться. Хотя допускаю, что какой-то процент удачи здесь присутствует. Но кто сказал, что на экзамене по билетам его нет?