В Рамонском районе местных жителей переправляют на тракторе через затопленный мост и готовятся к строительству нового
На Благовещенье настоятелю Свято-Никольского храма в селе Нелжа Рамонского района отцу Алексею предстоит праздничная служба. А тут река Воронеж, как это случается каждую весну, учинила очередную каверзу – залила низководный мост, который соединяет три села – Ступино, Нелжу и Пчельники – с большой землей.
Леонид Шифрин, 7 апреля 2013, 12:06
Теперь туда и обратно путь один – в тележке, прицепленной к трактору «Беларус». Перед подъемом по лестнице в кузов батюшка крестится, потом складывает несколько веников (чтоб убираться в храме), свертков и кульков и вместе с другими пассажирами забирается наверх. «Ну, с богом!» – бросает он, и хозяин трактора, житель Ступино Виталий Артемов, заводит мотор.
Дорога жизни
Каждую весну этот мост становится непроезжим для автомобилей – русло реки тут шириной метров 50-70, а после ее разлива местность становится Венецией. Ближние и дальние подъезды к мосту затоплены, вода поднялась сантиметров на 70-80 выше его уровня. Проезд закрыт, сотрудники ГИБДД заворачивают лихачей, пытающихся проскочить на ту сторону (правда, УАЗы и внедорожники нет-нет да и пролетают 300-метровый отрезок моста, залитый водой). Тут-то и приходит на помощь трактор Виталия.
– У меня заключен договор с администрацией нашего поселения, – говорит тракторист. – В день по расписанию надо делать 10 рейсов, но выходит и по 15, и по 20. Как люди появляются – везу: и по одному, и по трое. Проезд, разумеется, бесплатный. Автобус подходит, высаживает пассажиров – везу их на тот берег, где людей встречают родные на машинах. За день туда – обратно перевожу более 500 человек. Первый рейс делаю в 6:30, последний в 8 вечера. А поднимется вода до метра над мостом, все – и я не проеду.
– Тогда будем людей лодками перевозить, – вступает в разговор глава Ступинского сельского поселения Владимир Павельев. – Все готово для этого. У нас в трех селах на том берегу живет 1050 человек, многие ездят на работу в Рамонь и Воронеж, так что сегодня это для нас – «дорога жизни».
Дорога эта занимает четыре минуты. Трактор урчит мотором, люди в кузове стоят и вглядываются в приближающиеся лица на том берегу – не их ли встречают?
– Иначе никак не проедешь, – говорит ступинец Владимир Зайков, глядя в бурлящие волны, остающиеся от колес прицепа. – В объезд по Липецкой области – 120 километров. И такая дребедень – каждую весну у нас. Мы привычные…
Обратный путь кажется длиннее. Пенсионерка Людмила Хрипунова бережно прижимает к груди сумку.
– Везу на тот берег, ближе к цивилизации, молоко для моей годовалой внучки Полиночки, которая вместе с мамой и папой живет в Рамони, – говорит она, вглядываясь в силуэты на том берегу. – Вот меня встречают – дочь Оксана держит Полиночку на руках.
Привет из Липецка
Мосту преткновения около полувека. Архаизм, именуемый «переливным» мостом (таких в области много), строился специально таким низким – около метра над уровнем реки, чтобы в паводок вода шла верхом через него, не сбивая опоры, которые иначе приходилось бы ремонтировать каждый год. На другом берегу Воронежа, правда, сейчас разворачивают свою деятельность инвесторы, чьи интересы связаны с крупным мясоперерабатывающим производством. Местные власти надеются на участие столичного капитала в строительстве нового моста. А пока – жизнь по старинке.
– Сегодня главное – убедиться, что все наши предписания выполнены, переправа работает, люди на том берегу получают медицинскую помощь, им подвозятся продукты, они в любое время могут попасть на «большую» землю, – говорит главный госинспектор ГИМС МЧС по Воронежской области Владимир Волков, и вдруг начинает ругать по рации кого-то из подчиненных на противоположном берегу: «Ты зачем его пропустил?».
Лихая «Волга» проехала с полсотни метров и замерла в воде, доходящей до стекол автомобиля. Кто-то из мужиков быстро отцепил трактор от тележки, и «Беларус» рванул на помощь. Через пять минут «Волга» с липецкими номерами оказалась на берегу, а ее водитель-нарушитель попал в объятия инспекторов ДПС.
Заместитель начальника отдела государственного надзора в области ГО ЧС областного управления МЧС Николай Лукин в командировке в этих местах со 2 апреля.
– Подъем уровня Воронежа начался из-за спуска воды на Матырском водохранилище в Липецкой области, – говорит он. – В среду ее спускали со скоростью 280 кубометров в секунду, вчера – уже почти 400 кубов в секунду. Оттого уровень Воронежа и поднимался в день на 8-12 сантиметров.
На перевозе становилось многолюднее – некоторые приезжали специально из Рамони и даже Воронежа, чтобы сняться на фоне затопленного моста. Пенсионерка Валентина Дикарева обнимала своего крошечного тойтерьера Барона:
– Смотри, малыш, сколько воды вокруг.
Перепуганный пес только помахивал хвостиком.
МЧС: последствия паводка минимальны
На переправу прибывает все больше людей в погонах. Ждут вертолет, который утром вылетел из Москвы. На его борту – начальник управления оперативного планирования Центрального регионального центра МЧС России Апрель Агакишиев, совершающий контрольный облет областей, где уже похозяйничал паводок – Московской, Рязанской, Липецкой, Воронежской.
Гостя сопровождал начальник Главного управления МЧС России по Воронежской области Игорь Кобзев. Агакишиева также в кузове трактора переправили на другой берег и повезли в Ступино, где показали полную готовность местной пожарной команды, ФАП, готовый помогать больным, если это срочно потребуется, и магазин с полными прилавками.
– Мы пролетели и по руслу Оки в Московской области, и по Дону. Ничего сверхъестественного не увидели – как и каждый год, река Воронеж выходит из русла. Думаю, что к вечеру ее уровень пойдет на спад. Видно, что здесь все было подготовлено к началу подъема воды. Система жизнеобеспечения работает без сбоев – брошенных людей нет, все организовано нормально, переправа работает, подвоз питания тоже, медицинской помощью люди обеспечены, – оценил ситуацию полковник Агакишиев.
– На сегодняшний день на территории области подтоплено 12 мостов, из них два – этот и в Эртильском районе – имеют свою специфику, – добавил Игорь Кобзев. – Мы готовы разработать проектно-сметную документацию на строительство нового моста. Все-таки три населенных пункта, находящиеся по ту сторону реки Воронеж – Ступино, Нелжа и Пчельники – имеют суммарное население около 1050 человек. Возле Ступино строится крупный животноводческий комплекс, то есть, вероятно, инвесторы тоже будут заинтересованы в том, чтобы сделать путь на тот берег реки беспроблемным. Изначально мы прогнозировали подтопление 20 мостов, что коснулось бы 14 населенных пунктов в девяти районах области. Так что, если брать последствия нынешнего паводка, то они минимальны.
Кобзев также добавил, что каждый вопрос по компенсациям для жителей, чьи дома были подтоплены, будет рассмотрен комиссионно. На ближайшие 3-5 дней по крупным рекам – Дону, Хопру, Битюгу, Вороне – спасатели подтоплений не ожидают. Однако определены зоны риска – на Дону (его максимальный подъем ожидается до 7 метров, это чуть выше среднего, но не критично) в районах сел Гремячье и Рудкино, по реке Ворона – в Борисоглебске (район реконструированного моста, там идет техническое сужение русла), на Битюге – низменности в районе Боброва.