«Противоречив в некоторых моментах». Почему в Воронеже вновь отложили принятие Генплана
Новый документ должны утвердить до января
Анна Нараева, 20 ноября 2020, 18:30
В 20:00 31 декабря 2020 года перестает действовать Генплан Воронежа, разработка которого началась в 2008 году. Новый документ на 2021 – 2041 годы давно готов, но постоянные правки отодвигают момент его принятия – на этот раз оно отложено до 15 декабря. Корреспондент РИА «Воронеж» вместе с экспертами и общественниками разобралась, на каком этапе находится работа над Генпланом и каковы причины переноса дедлайнов.
Еще раз: в чем суть Генплана?
Генплан – стратегический документ, который определяет функциональное назначение зон в городе. Над проектом работает Институт Генплана Москвы.
– Мы сформировали проблематику города. Это несвязность территорий, перенаселенность северных районов, рыхлость центральной части, удаленность южных территорий. Есть вопросы по инфраструктуре. Не хватает детских садов, школ, бассейнов. Все это мы попытались решить в документе, – пояснял журналистам на сентябрьском брифинге в Воронеже руководитель архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы Александр Котенков.
– Генплан задает вектор развития. Это не конкретика по каждой улице, каждому двору и каждому дому. Градостроительный каркас останется без изменений, концепция уже не изменится – это компактный город с развитием периферийных территорий, – пояснили в мэрии.
Документ не является прямым указом (поэтому нет гарантии, что все его пункты будут выполняться именно так, как задумано). И очередной срыв дедлайна, если он произойдет, едва ли скажется на воронежцах – может только повлечь санкции федерального центра в отношении трудящихся над планом структур.
В целом Институт генплана Москвы свою задачу выполнил. Новый документ не противоречит старому и продолжает его традиции. Однако при детальном рассмотрении появились замечания со стороны департамента экологии Воронежской области, депутатов гордумы.
На каком этапе работа?
– Генплан проходит процедуру согласования. Сейчас работает комиссия, в которую входят представители федеральных министерств и региональных правительств, по-прежнему идет прием всех замечаний. Документ дорабатывается структурами мэрии совместно с разработчиками. Первое января – это тот срок, до которого Генплан должен появиться, задача стоит такая. Все вопросы и уточнения связаны с Правилами землепользования и застройки, с границами участков и другими нюансами, – рассказали в администрации Воронежа.
Почему принятие Генплана откладывается?
Причина первая: пандемия
Режим самоизоляции максимально усложнил и затянул процесс: публичного обсуждения документа не проводили из соображений эпидбезопасности. О проблемах и нюансах простые жители могли узнать только из СМИ.
По факту Генплан принимался в узком кругу строителей и специалистов, процесс был слишком закрытым. Многочисленные пожелания направлялись властям через «Электронного активного гражданина». Этот инструмент сам по себе удобен, но отправители не ощущали полноценной обратной связи, не было понимания, учтут замечания или нет. Многих не удовлетворили полученные ответы на бюрократическом языке.
Причина вторая: политика
Прошедшие выборы в городскую думу также не могли не повлиять на принятие Генплана. К его изучению подключились некоторые «новички», что затянуло процесс.
Вероятно, сюда же можно отнести интересы лоббистов. Весной 2019 года сотрудники Института Генплана Москвы на публичном мероприятии рассказали о концепции компактного города, которая была выбрана для Воронежа. Однако в процессе разработки Генплана эта идея видоизменилась до компактного города с развитием периферий (в чем суть – до конца не ясно). Возможно, в новой концепции уже были учтены пожелания строителей, которым интереснее строить на свободных площадках на окраине города, чем вкладывать деньги в землю под промышленными площадками в центре – и стоимость «квадрата» выше, и на демонтаж нужно потратиться.
– Считается, что в плане есть определенные лоббистские моменты для строителей, – подтвердил Юрий Родионов, глава воронежского отделения «Городских проектов» Ильи Варламова и Максима Каца. – Несмотря на это, концепция заключается в том, чтобы не увеличивать город вширь – он не должен «расползаться», а все-таки должен идти по модели уплотнения, чтобы объекты инфраструктуры появлялись в пустых зонах центра и 5–10 км от него. Очень много в сторону Московского проспекта пустых территорий, гаражные кооперативы и пустыри в Советском районе: все это должно уплотняться по Генплану. Несмотря на хорошую транспортную составляющую, она невыполнима в рамках этого Генплана, это утопично, хотя идейно вектор мысли правильный.
Сейчас исторический центр Воронежа «зажат» в кольцо из промзон и многоэтажек на окраинах. Как уже упоминалось, освоение промплощадок затруднено значительными издержками для строителей, но, как считают эксперты, это не должно заблокировать развитие города в этом направлении. Тем более примеры удачной застройки «пустот» есть.
Такое использование земельного ресурса – среднеэтажный центр, малоэтажная промзона, высотная периферия – эксперты считают нерациональным. Инфраструктура и инженерия не успевают за ростом домов, отсюда многочисленные жалобы: на недостаток мест в детских садах и школах, на нехватку койко-мест, на «канализационные реки». Яркий антипример – застройка улиц Шишкова и Ломоносова.
Концепция компактного города не предполагает столь сильного перепада высот, как сейчас.
Причина третья: неучтенные нюансы
По мнению общественников, в новом Генплане не были учтены интересы многих групп, что и повлекло недовольство со стороны граждан. В Воронеже по-прежнему мало зеленых зон, и он остается автомобильным, хотя работа над транспортной реформой дает надежду, что эта ситуация может измениться. В городе порядка 50 тыс. велосипедистов, но четкого ответа на вопрос, как будет развиваться инфраструктура в этом направлении, нет.
Упущен вопрос ликвидации нестационарных торговых объектов (НТО) и переноса малого бизнеса на первые этажи зданий – такого, как офисы, магазины, шоурумы, мастерские, – всего, что нужно для бизнеса и общественно-деловой жизни. То есть торговля пока не видит альтернативы для киосков: этого не предусматривает ни инфраструктура, ни планировочные решения.
По словам Юрия Родионова, документ «противоречив в некоторых моментах – таких как застройка яблоневых садов – и силен в других моментах: новой комплексной схеме организации дорожного движения», потому и вызывает споры.
– Генплан нужен, чтобы баланс сложился и приблизительно все – и жители, и власти, и бизнес – видели, куда мы двигаемся. И некоторые ограничения, в том числе и для строителей, очень нужны, ведь у них достаточно опыта и ресурсов, чтобы продолжить свою линию. Я не всем доволен, тем же зеленым поясом – нет, но многие транспортные решения назревали, и уже давно. Основной задачей мэрии является не просто принятие документа, но и следование ему, хотя уверенности в том, что мы увидим компактный город именно в представлении Института Генплана, нет. Вероятно, это будет концепция, положенная на воронежские реалии, – считает урбанист Илья Бейлин.