«Простое «спасибо» мотивирует делать еще больше»: руководитель отдела по образованию Верхнемамонского района – о том, что является стимулом в ее работе
Валентина Колпоносова руководит образовательной сферой в муниципалитете уже 19 лет
Кристина Глушкова, 2 декабря, 11:14
Почему не стоит бояться реформ в образовании, как отстоять интересы школы перед инвесторами, ради кого трудится большой коллектив отдела образования. Обо всем этом корреспонденту РИА «Воронеж» рассказала руководитель отдела по образованию Верхнемамонского района Валентина Колпоносова.
Героиню публикации многие жители района знают в лицо. Они нередко могут остановить ее на улице или в магазине. Некоторые, даже не будучи родителями, интересуются состоянием ремонта школ, детских садов, сдачей экзаменов, да и в целом состоянием образовательной системы района. Валентина Владимировна для каждого человека найдет время, подробно ответит на волнующие вопросы.
– Вы знаете, меня даже радует, насколько неравнодушны к проблемам образования наши жители. Общаясь с ними, я зачастую нахожу и для себя ответы на какие-то вопросы. А вопросов, которые решает отдел по образованию, предостаточно, начиная от методической помощи педагогам до решения проблем в неблагополучных семьях. Но в конечном итоге цель одна – воспитать гармонично развитого, целеустремленного выпускника школы, – сказала Валентина Владимировна.
Благодарность детей мотивирует
В 1980 году юная Валентина сделала свои первые шаги в профессии.
– Выросла я в Нижнем Мамоне, но замуж вышла за жителя Приречного, там и стала работать в школе учителем математики. Я с детства мечтала быть педагогом, хотя мои родные не были связаны с образованием. Неуемная любознательность детей, их искренняя благодарность в глазах мотивируют. Когда ежедневно видишь результаты своей деятельности, то уверенность в нужности профессии не покидает, – рассказала Валентина Владимировна.
Через пять лет семья переехала в Верхний Мамон, для Валентины не было ставки в школе, поэтому ей предложили должность инспектора в отделе по образованию.
– Я не хотела работать в отделе, расстроилась. Но постепенно, вникнув в новые обязанности, я поняла, что цели учителя и цели инспектора школ схожи. Только в отделе образования все поставленные задачи решаются на более широком, масштабном уровне, – отметила Валентина Колпоносова.
Первые годы на новом месте работы инспектор занималась в основном вопросами образования, посещала уроки, проводила обучающие семинары, помогала делиться опытом учителям и воспитателям района. Валентина Владимировна вспоминает тот период.
– Большинство школ было с печным отоплением, без водопровода, уроки проводились с использованием самых простых средств обучения. Постепенно отдел образования под руководством районной администрации благоустраивал детские сады и школы. В первую очередь занимались подведением газа и воды. Поэтому перед принятием управления отделом у меня уже был накоплен опыт по работе с инфраструктурой, – подчеркнула Валентина Владимировна.
Педагогическая стройка
За годы руководства Валентине Колпоносовой пришлось решать масштабные задачи. Среди них: строительство школы в Лозовом в 2010 году, строительство детско-юношеской спортивной школы и Верхнемамонского детского сада №2 в 2015 году. Строительство нового корпуса в Верхнемамонском лицее в 2022 году, капитальный ремонт лицея в 2024 году и Верхнемамонского детского сада №1 в 2025 году.
– Я счастливый человек. Потому что все главы района, с которыми мне удалось поработать, были ориентированы на образование: всегда слышали наши просьбы, шли навстречу. Каждый год немалую графу в бюджете района занимает образовательная сфера. Более того, наш район один из немногих, который из бюджета выделяет средства на питание каждому ученику, что позволяет существенно снизить материальную нагрузку на родителей, – рассказала Валентина Колпоносова.
По ее словам, глава района также помогает найти инвесторов:
– Одна из программ, в которой мы участвуем, – «50x50», подразумевает, что половину средств на проект выделяет регион, остальное – инвесторы. Поэтому воплощать в жизнь данную программу совсем непросто. Мне, как руководителю отдела, с главой района приходилось убеждать наших предпринимателей, аргументированно защищать свой проект, доказывать необходимость его реализации. Помочь хочется каждой школе, каждому детскому саду, но для этой программы приходится выбирать самые острые проблемы, не терпящие отлагательств. Нередко для инвесторов-агропромышленников весомым аргументом становился тот факт, что благоустроенные школы и детские сады привлекают людей жить и работать в селе.
Встречи для обратной связи
Новые современные теплые здания, горячее питание и подвоз детей – важные составляющие успешного обучения, но главнее в системе – педагоги. Отдел под руководством Валентины Владимировны сотрудничает с Воронежским институтом развития образования, что помогает повышать квалификацию педагогов.
– Мы помогаем раскрываться каждому учителю и воспитателю, знаем наших «звездочек», помогаем им передавать свой опыт коллегам. В нашем районе есть немало педагогов – победителей всероссийских конкурсов профессионального мастерства, – отмечает героиня публикации.
Валентина Колпоносова нередко встречается в школах с педагогическими коллективами, посещает педсоветы.
– Такие встречи многое дают. Я сразу вижу, чем живет коллектив: по глазам, по вопросам, по настроению, нацелен ли коллектив на плодотворную работу или мотивация просела. Такое бывает. И это нормально. Просто нужно понять причины и постараться помочь. Разные бывают проблемы. Например, в этом году пришлось принять непопулярное решение, и две школы из средних превратились в основные. Проводила много встреч, чтобы обосновать решение, успокоить коллег, убедить их в необходимости данного изменения, – сказала руководитель.
Кроме педсоветов, Валентина Владимировна любит посещать родительские собрания, а также устраивает встречи со старшеклассниками:
– Родителей всегда интересуют вопросы питания, подвоза детей, ремонта и, конечно же, экзаменов. Главное – нам вместе с родителями нужно правильно сориентировать детей на ту профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми во взрослой жизни. Поэтому я с большим интересом иду общаться со старшеклассниками. Слушаю их рассказы о подготовке, о будущей профессии и просто о жизни. В свою очередь рассказываю им о целевом обучении, о том, какие профессии востребованы у нас в районе, и, конечно, приглашаю их в педагогические вузы с надеждой, что, получив образование, они вернутся в родную школу. У нас уже немало таких примеров.
Также родители сами приходят в отдел образования.
– Чаще всего это родители детей с ОВЗ, они ни на кого не жалуются, они делятся своей болью, а мы стараемся сделать все, что в нашей компетенции, чтобы ребенок получил достойное образование по своим силам. Иногда приходят родители с просьбой решить конфликт, который возникает между детьми или учеником и педагогом. Однажды родители детсадовцев попросили отчислить мальчика, который проявлял агрессию. Но лишать ребенка права на образование нельзя. Помогает наша служба медиации. Мы выясняем причину такого поведения и становимся помощниками в разрешении конфликта – примиряем конфликтующие стороны, делаем их союзниками в борьбе не друг с другом, но с проблемой, – рассказала Валентина Владимировна.
Встречи с педагогами, родителями и детьми – это не разовые акции, это выстроенная Валентиной Колпоносовой система работы в отделе:
– Многие думают, что наша служба связана только с документами. Да, их у нас очень много, но регулярные живые встречи дают незаменимую обратную связь. Беседы помогают решить как проблему отдельного ребенка, так и наладить взаимопонимание, обсудить образовательные стратегии района.
Заветная мечта
По словам героини публикации, ее работа пришлась на время реформ.
– Не стоит бояться реформ. Они направлены на улучшение качества образования в период стремительного изменения технологий. Нужно идти в ногу со временем, следить, чтобы новшества правильно понимались, принимались и приживались. Мои лидерские качества, которые проявились еще при обучении в школе, сопровождают меня и в работе. Я не хочу быть «троечницей», чтобы наш район в чем-либо отставал. Мы должны стремиться к лучшему. Когда я вижу счастливые лица детей и педагогов, которые идут по новой школе, включают новый компьютер, занимаются спортом с новым инвентарем, – я счастлива. Нередко родители говорят «спасибо». Это простое слово мотивирует делать еще больше, – сказала руководитель отдела.
Валентина Владимировна всю свою жизнь посвятила служению детям, и даже заветная мечта у нее связана со школой:
– Сейчас мы закрыли острые проблемы с инфраструктурой. Имея 45-летний стаж в образовании, с уверенностью заявляю – произошли колоссальные изменения. Теперь стараемся больше внимания уделять патриотическому воспитанию и качеству обучения, его соответствию вызовам нового времени. Так, у нас появился в лицее центр Беспилотных авиационных систем, где ребята учатся делать дроны гражданского назначения и управлять ими. В этом году открылся первый агрокласс, где углублено изучают химию, биологию, практикуются на современном агропредприятии. Мечтаю, чтобы все наши школы были оснащены современными технологиями, чтобы жизнь в них била ключом и дети спешили туда. Это не фантазия, это стремление создать такую образовательную среду, где каждый ребенок раскроет свой потенциал и найдет радость в познании мира.
#ВАРМСУ #марафонСлужение