Просто валенок. Как исконно русская обувь помогала воронежцам загадывать желания

Для того чтобы мечта исполнилась, нужно было встать до рассвета

Елена Шелякина, 16 февраля, 16:00

архив РИА «Воронеж»

В пятницу, 16 февраля, в России отмечается День валенок. Этот вид обуви – наш культурный код. На Руси к валенкам всегда было особое отношение. Для предков это была не только обувь, но и символ домашнего тепла и уюта. Даже было такое поверье – чтобы женщине не остаться одинокой, обязательно нужно обзавестись парой валенок, хотя бы крошечных, сувенирных.

Последние постовалы

Фото Елены Шелякиной

В селе Новогольском Грибановского района валенки валяли мужчины семьи Кирилловых. Занимались они этим в свободное от работы время. Валяльщиков в народе называли постовалами.

Одним из последних представителей новогольских постовалов стал Владимир Кириллов. Он родился 18 июля 1929 года в поле. Когда началась война, Владимиру было 12 лет. Отец ушел на фронт. Мать осталась с тремя детьми. Владимир – старший. Он помогал матери по хозяйству, смотрел за младшими детьми, убирал вместе со взрослыми колхозный урожай. Семья жила трудно. Хлеба не хватало. В муку приходилось подмешивать лебеду. Выпечка получалась со вкусом травы.

Чтобы облегчить жизнь семьи, мать отдала Владимира в работники к своему брату Николаю Перегудову. Тот пришел с войны на костылях. Дядя обучил племянника ремеслу постовала. За работу расплачивался с подростком едой, да еще с собой давал что-нибудь съестного для брата и сестры. Учеником Владимир был прилежным – мастерство изготовления валенок освоил на отлично.

– Изготовление валенок – тяжелый, трудоемкий процесс, – рассказывал Владимир Кириллов. – Семь потов сойдет, прежде чем их сваляешь.

Продолжатели

Фото Татьяны Понариной

В селе Поляны валянием из шерсти занимается Татьяна Понарина. У нее тоже есть валенки, сделанные собственными руками. По внешнему виду они больше напоминают стильные сапожки – красные, с росписью под хохлому, на резиновой подошве.

Для изготовления валенок Татьяна использовала специальное приспособление – обувные колодки. Также нужны шерсть, мыло и вода. Именно на эту пару у женщины ушло две недели.

– Работала я по вечерам, – рассказала нам Татьяна Понарина. – Технология предусматривает перерывы, нельзя свалять валенки за один раз.

Расписала валенки мастерица акриловыми красками для ткани. Свои красные валенки Татьяна обувает нечасто – бережет на выход.

Валенки-обереги

Фото Татьяны Понариной

Есть в гардеробе Татьяны и облегченный вариант валенок – неподшитые. Их можно носить вместо комнатных тапок.

– В старину валяли обрядовые валенки-шептуны, – говорит Татьяна. – В них нашептывали свои самые сокровенные желания и обиды. Желания исполнялись, обиды проходили.

По народному поверью нужно до восхода солнца повесить валеночки-шептуны над входной дверью. В один положить монетку, в другой – зернышко. После этого каждый из домочадцев может нашептывать им свои самые сокровенные желания, и они обязательно сбудутся. Еще шептуны подвешивали к седлам и телегам, давали путникам в дорогу, чтоб она была мягкой, удачной.

Любители валенок рассказывают, что ноги в них не мерзнут даже в самый лютый мороз. При этом изначально оба валенка – правые. Спустя время качественно сделанная обувь садится по ноге. Хорошие валенки, в отличие от современной обуви, способны носиться десятилетиями.

Сейчас валенки снова возвращаются в моду. Их уже не воспринимают как атрибут ясельного или глубоко пенсионного возраста. Конечно, это уже не те дедовские валенки. Модниц в дизайнерских моделях можно встретить и в крупном городе, и на обложках глянцевых журналов.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.