«Просто плохая архитектура». Эксперт форума «Зодчество VRN» оценила воронежские новостройки

Людмила Малкис назвала причины ухудшения архитектурного облика города.

Милита Герберсаген, 13 декабря 2016, 23:59

Виталий Грасс

Воронеж – город, в котором органично сочетаются разные архитектурные стили, признала эксперт форума «Зодчество VRN» Людмила Малкис – основатель и творческий директор сообщества архитекторов и дизайнеров ARCHiPEOPLE, продюсер конференции «Приметы городов. Лучшие региональные решения в области девелопмента и реноваций», автор образовательного курса-контеста EDDE, куратор проекта «Арт-Двор». Вместе с корреспондентом РИА «Воронеж» эксперт изучила центр города и оценила самые обсуждаемые новостройки последних лет.

Город

– Я в Воронеже второй раз и уже совсем освоилась, на удивление хорошо себя здесь чувствую, мне город очень нравится. Я родилась в Ашхабаде. И в Воронеже я узнаю свой Ашхабад, свой город, и мне от этого очень хорошо. Мне нравится, как интересно город скроен. Здесь сворачиваешь по улице, и не прямыми линиями идешь, а каким-то странным кривым углом, который тебя уводит совсем не туда, куда ожидаешь. Мне нравятся пропорции Воронежа, этих площадей, улиц, дорог, разнообразие города. Ты гуляешь, и тебе приятно. Тут здание с колоннами притягивает, завораживает, дальше – дома совершенно разных стилей, даже многие невзрачные советские постройки уже как-то прижились и не выпячиваются. Важно, что в старом городе все находится в балансе и взаимном уважении одного объекта к другому. Единство прослеживается. В городе чувствуется хорошая порода, ее сложно истребить. Это полноценный самобытный город. Он интересный, совершенно очевидно, что есть места, по которым хочется ходить, гулять. Человеку для комфорта не так много нужно: не так много чашек, ложек, квадратных метров, пространства. И мне в Воронеже достаточно мест, в которых я чувствую себя хорошо. 

Отель Marriott

– Меня поражает эта грубая захватническая хищная птица, которая убивает красивое историческое здание. Для меня она  отчасти символизирует дух времени. Когда я вижу что-то подобное, сразу вспоминаю произведения Пелевина, которые нам сообщают о грядущем апокалипсисе. Я не против стеклянных фасадов, они могут быть очень хороши, , но такое мрачное как здесь, в сочетании с грубой как бы «подминающей» под себя этот прекрасный особняк, формой убивает конкретно эту живую среду, игнорирует и перечеркивает ее. Это здание – совершенно ужасная коробка. Я отчасти сочувствую девелоперам, которые ее создали, потому что они сами своего счастья не понимают. Они со своими возможностями могли бы создать шедевр, который стал бы памятником архитектуры, остался бы на годы и воспевал их. И, уверена, что хорошая архитектура не обязательно должны быть дорогой. В последнее время я склоняюсь к выводу,  что не отсутствие средств, а жадность и необразованность застройщиков – ключевые факторы, которые влияют на то, что в городах появляются такие монстры.

Справка

Строительство отеля на проспекте Революции, который должен был повысить привлекательность Воронежа для туристов и инвесторов, началось в 2013 году. Проект вызвал протесты горожан и Союза архитекторов: по мнению противников отеля, здание «убивает» историческую архитектуру центра города. Власти в 2015 году разработали охранные зоны для объектов культурного наследия, однако разрешение на строительство отеля подрядчик получил раньше. Ввод гостиницы в эксплуатацию запланировали на первую половину 2017 года.

Камерный театр

– Я уже была здесь в первый свой приезд в Воронеж и влюбилась в этот театр. Тут очень хорошая, удобная, правильная сцена: как для зрителя, так и для актеров, что большая редкость; очень комфортное пространство, здесь понятная навигация. Мне нравится смешение разных фактур в интерьере. Это очень современная вещь, качественная добротная реконструкция, даже новый кирпич – это такая хорошая честная имитация. Сюда хочется возвращаться. Думаю, что такой театр легко можно встретить в Берлине и Амстердаме. Подобные места очень меняют город.

Справка

Воронежский камерный театр переехал в новое здание на улице Карла Маркса в 2014 году. Проект Камерного театра победил в номинации «Воронеж 2050» на архитектурном форуме «Зодчество Черноземья 2013» и взял премию «Приметы городов» в номинации «Общественное здание». 

Разработкой здания занимался театральный архитектор, специалист по созданию театральных пространств Сергей Куцевалов. Над строительством работала компания Altius Engineering Construction, навигацию для помещения разработала воронежское интерактивное агентство «Мануфактура».

Жилой комплекс «Сердце города»

– Эта гора создает жителям массу неудобств, начиная с внешнего вида – отвратительное зрелище, особенно эти колонки на входной группе. Обидней всего, что это надолго. Это нонсенс какой-то, даже не хочется комментировать. Меня поражает, как эта глыба вообще может быть здесь в таком размере. То, что зарезали тротуар – это еще один символ жадности застройщика, еще один артефакт. Навес над тротуаром – это опасно, здесь страшно находиться. Терраса нависает над тобой. Это могло нести какую-то социальную функцию, чтобы горожанину здесь было хорошо, только чуть-чуть продумать больше террасу и сделать ее дополнительным бонусом городу – для этого много ума не надо. Случай жадности и некомпетентности. Вот мы говорим: урбанизм, урбанистика – а за этими словами скрывается очень простой смысл, что человеку в городе должно быть хорошо, комфортно, приятно, он должен идти по улице и не бояться, что ударится головой об эту бетонную штуку и разобьет себе голову. Это какое-то вопиющее нарушение правил безопасности.

Справка

Жилой комплекс на улице Куколкина, 11 ввели в эксплуатацию в 2016 году. В эскизном проекте был представлен широкий тротуар, который отличается от реальных размеров и создает неудобства жителям. Блогер Илья Варламов включил жилой комплекс в ежегодный обзор «новостей головотяпства и разгильдяйства». По мнению Варламова, застройщик «захватил у воронежцев тротуар на улице Куколкина».

Дом купца Балашова и третья очередь «Галереи Чижова»

– Мы имеем дело с грубой работой – этот новострой просто раздавил дом. Хотя его можно было вписать, и это могло быть интересным и удобным. Раз мы говорим о таких масштабах, сделали бы тогда честный небоскреб и рядом оставили этот дом, дали ему второе дыхание, конечно, пересмотрев количество квадратных метров. Если ты что-то созидаешь для города – это не потеря. Взяли бы эту высоту и жилого комплекса напротив («Сердце города» – РИА «Воронеж») и решили ее с художественной точки зрения, на уровне современной архитектуры – в целом они бы отыграли интересно. Но это же не современная архитектура. Это просто плохая архитектура. Это такое свидетельство вандализма, которое мы наблюдаем в городе. Исторические памятники могут хорошо соседствовать с современной архитектурой, они могут дополнять друг друга. Здесь может быть новая жизнь. И это дает тому же застройщику определенные бонусы, которые повышают капитализацию места, этого объекта и города в целом. А здесь мы сталкиваемся с упрямством, глупостью и нежеланием какого-то разумного подхода. Такая проблема по всей России.

Справка

В 2013 году подрядчик строительства третьей очереди торгового центра «Галерея Чижова» фактически разрушил объект культурного наследия – дом купца Балашова, постройку первой половины XIX века в стиле классицизма. Владелец торгового центра выкупил дом, но с обременением – фасады должны были остаться в сохранности. Дом восстановили после предписаний прокуратуры, а строительство торгового центра продолжили поверх здания. В 2015 году дом Балашова внутри «Галереи Чижова» включили в «коллекцию маразмов» дизайнера и блогера Артемия Лебедева.

Жилой комплекс «Атлант»

– Название говорит само за себя – что-то гипертрофированное, гротескное. Не понимаю, зачем в Воронеже такие названия? Мы же все время говорим про «дух места», историю места. Можно почитать о городе, исследовать его и данное исследование приведет куда надо. Что касается здания, то оно менее отвратительное, чем предыдущее («Сердце города» – РИА «Воронеж»). Всех почему-то тянет к классике, но нужно погрузиться в тему, хотя бы в общих чертах, опять же – изучить ее или экспертов-классицистов пригласить просто взглянуть на проект. Почему-то у атлантов лица Будды, явно проглядывают азиатские черты. Почему они стоят на таких маленьких тумбах, как тигры в цирке? Им нужен соразмерный подиум. А эти шкуры на бедрах и венки в волосах свидетельствуют о полном фиаско авторов скульптур в раскрытии темы. Не говорю уже о том, что они элементарно непропорциональны: короткие руки, ноги женские, общая пластика напоминает мне игрушечных пупсов. И я не вижу того, что должна – мощи и величия человеческого тела и духа. Недоатланты.

Человеческое восприятие так тонко устроено, что хорошо видит фальшь и чувствует неправильные пропорции. Не обязательно быть искусствоведом, чтобы ее обнаруживать. Если вы делаете такую китчевую вещь, то делайте ее до конца! Доведите до крайней точки, превратите ее  в предмет искусства – почему бы и нет? И к ней будут ходить туристы, толпами. Допустим, в Питере есть своеобразный неформальный путеводитель. Ты можешь пройтись по питерским дворам и в одном из них обнаружить перед входом в подъезд как раз таких двух атлантов. Это такая ирония жителей, которые любят свою культуру и в каком-то смысле посмеиваются над ней. Но если мы говорим про пафос, то его надо дожимать до конца.

Справка

Строительство жилого комплекса «Атлант» на улице Средне-Московская завершили в 2014 году. Некоторые горожане отметили архитектурное решение, однако многие усомнились в эстетичности входной группы здания.

Жилой комплекс «Солнечный Олимп»

– Здание неплохое, уместное. Если сделать здесь качественное современное благоустройство, лавочки, озеленение, открыть его для горожан, мам с колясками, то будет вполне приятное место в городе. Единственная претензия к световикам – эта желтая подсветка по периметру очень грубо сделана, дает жесткие контуры. Если бы ее не было, то стало бы вполне аккуратно. Даже если отрегулировать подсветку, она могла бы быть интересной, дала бы хороший эффект. И он бы стал действительно солнечным олимпом, ярким и радужным. Этому зданию я поставлю четверку. Если эти два критерия – благоустройство и подсветка – учесть, то будет очень современное место.

Справка

Строительство жилого комплекса «Солнечный Олимп» в 2014 году вызвало конфликт между застройщиком и местными жителями. Застройщик – группа компаний «Два капитана» – решил организовать проезд к дому через пешеходную зону на улице Карла Маркса и установить на транспортном кольце скульптуру быка. Мэрия заявила, что строительная компания не согласовала планы с властями. В итоге на подъезде к пешеходной зоне установили ограничители – металлические болларды, которые в случае необходимости позволят проехать по улице Карла Маркса автомобилям экстренных служб.

Отель Ramada

– От такой современной архитектуры я не в восторге, но она не раздражает, не вызывает негатива. То, что она является неким нежелательным фоном для устоявшейся площади – на мой взгляд, не драматично. Жителей смущает огромный логотип – это понятно. Но это неплохое здание, оно здесь вполне уместно. Тут есть лавочки, освещенный тротуар, тут безопасно даже вечером – все это для города очень хорошо, это дополнительный бонус горожанам.

Справка

Строительство отеля завершилось в 2015 году. 

Проект вызвал недовольство многих горожан: высотка за Никитинской библиотекой нарушила облик исторического центра.

В чем причина

– Архитектура, города сильно портятся везде – это примета нашего времени, такая общемировая тенденция. Я считаю, что одна из черт российского застройщика – жадность, которая была описана нашими классиками. Проблема и в нехватке хорошего образования, хороших специалистов. В конце концов, тому же девелоперу можно объяснить какие-то правильные вещи, обладая компетенциями, обосновать свою точку зрения. Безусловно, невозможно стучаться в закрытую дверь, но дать по крайней мере какое-то представление обязательно. Поэтому я бы не стала кидать камни исключительно в сторону собственников, девелоперов, потому что рядом с ними есть архитекторы, планировщики, те, кто утверждает эти проекты. Я уверена, что такие проекты – от недальновидности и небольшого ума. Они сами счастья своего не знают: найми талантливого человека с хорошим вкусом и создай что-то, за что город будет тебя благодарить, а не проклинать.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.