«Простите, мне очень жаль». Как судили виновника взрыва на улице Космонавтов в Воронеже
Из 19 жильцов разрушенного подъезда в суд пришел только один.
Оксана Грибкова , 1 февраля 2017, 19:54
Советский районный суд вынес приговор 26-летнему Алексею Гусеву – мастеру по установке натяжных потолков, по вине которого 11 января 2016 года произошел взрыв в пятиэтажке на улице Космонавтов. Виновник крупного ЧП, унесшего жизнь женщины и причинившего ущерб на 25 млн рублей, просил рассмотреть дело в особом порядке. Потерпевшие, которыми стали 19 жильцов пятиэтажки на улице Космонавтов, 52, не возражали против рассмотрения дела без допроса свидетелей и исследования доказательств.
В итоге судебный процесс шел лишь один день – 1 февраля. В наказание виновнику ЧП назначили 2,5 года лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Получить условное наказание Алексею Гусеву помогли положительные характеристики, семья и позиция потерпевших. За судом по громкому делу наблюдала журналист РИА «Воронеж».
Кто оказался на скамье подсудимых
Подсудимый Алексей Гусев пришел в суд утром 1 февраля с родителями, беременной женой и тремя друзьями. Родные и близкие явно переживали за молодого человека. Алексей оказался парнем интеллигентного вида, внешне больше похожим на студента, чем на отца семейства. В зале Гусев заметно нервничал, из-за напряжения не всегда сразу отвечал на вопросы судьи.
Судья Наталья Ильченко зачитала данные о личности Гусева, который тот предоставлял во время следствия сотрудникам Следственного комитета. Парень родился в Приморском крае, откуда семья впоследствии переехала в Воронеж. После школы Гусев получил профессию кондитера, но работал кладовщиком в торговой организации. В 21 год парень женился, у него появился сын, которому сейчас пять лет. Скоро в семье ожидается пополнение. Молодая пара живет у родных супруги, Гусев после ухода жены в декрет стал единственным кормильцем семьи, постоянно работает водителем. В плохом поведении, употреблении спиртного Гусев замечен не был, ни разу не был судим, не привлекался к административной ответственности. Из-за проблем с сердцем не пошел в армию, носит очки из-за миопии высокой степени. Все эти характеристики суд учел при вынесении Гусеву приговора.В чем обвинили мастера
Обвинения в суде зачитала гособвинитель Вера Ковалева, помощник прокурора Советского района. Следователи квалифицировали действия Гусева по двум статьям – выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека (п. «в» ч.2 ст.238 УК РФ) и уничтожение по неосторожности чужого имущества в крупном размере (ст. 168 УК РФ).
В январе 2016 года Алексей Гусев договорился с хозяевами квартиры в доме №52 на улице Космонавтов о монтаже натяжных потолков. Для выполнения работ Гусев около 17 часов 11 января принес в квартиру газовый баллон, чем нарушил требования техники безопасности. Заправленный баллон долгое время пробыл на морозе, а потом оказался в тепле. Из-за перепада температуры произошла деформация баллона, наполненного сжиженными углеводородными газами. Деформация привела к взрыву паровоздушной смеси и пожару.
Во время пожара сильные ожоги получила хозяйка квартиры, 49-летняя Людмила Рылеева. Несмотря на помощь врачей, женщина умерла в больнице 14 января 2016 года. Ее муж служит в МЧС, в тот вечер, когда произошел взрыв, он был на дежурстве. Мужчина одним из первых примчался на место ЧП.
Из-за последствий взрыва и пожара подъезд дома пришлось фактически строить заново, что обошлось бюджету Воронежа в 24 млн рублей. Еще 1,6 млн рублей составил ущерб жильцам, вещи которых повредил огонь в квартирах.
Вера Ковалева не возражала против рассмотрения дела в особом порядке, как просил Алексей Гусев. Гособвинитель отметила, что потерпевшие не возражали, чтобы Гусева судили без допроса свидетелей и исследования доказательств его вины.
Какую позицию заняли 19 потерпевших
Потерпевшими по делу о взрыве признали 19 жителей дома №52 на улице Космонавтов, чьи квартиры и вещи были повреждены огнем. Основным потерпевшим стал супруг погибшей Людмилы Рылеевой. От участия в процессе мужчина отказался – вероятно, не захотев в зале суда заново переживать трагедию, случившуюся год назад. Почти все остальные потерпевшие также заблаговременно написали отказы от участия в рассмотрении уголовного дела, сославшись на занятость или отъезд. Жильцы дома сообщили, что не возражают против рассмотрения дела в особом порядке, оставив решать вопрос о наказании для Алексея Гусева «на усмотрение суда».
Иски о возмещении материального ущерба потерпевшие заявлять не стали, за исключением двух человек. Жильцы попросили суд взыскать с Гусева возмещение расходов на ремонт автомобилей, которые во время взрыва были припаркованы рядом с домом и серьезно пострадали.
Увидев иски, Алексей Гусев согласился возместить ущерб – 60 тыс. и 15 тыс. рублей, но отказался оплачивать заявленные моральные компенсации.
В итоге в суде присутствовала лишь одна из 19 потерпевших, Ирина Болдырева. У нее в пятиэтажке на Космонавтов живет мама. Пожилая женщина испытала сильный испуг 11 января, когда пыталась самостоятельно потушить загоревшийся балкон своей квартиры. Пенсионерка переживала из-за необходимости жить в гостинице, пока не восстановили разрушенный подъезд.
Так как никого из потерпевших в зале суда больше не было, судья Наталья Ильченко предложила подсудимому обратиться к Ирине Болдыревой.
– Простите меня, пожалуйста! Я не хотел, чтобы так получилось, – сказал Алексей Гусев.
– Мне тоже очень жаль, – ответила женщина со слезами на глазах. – Твоя ошибка большая. Погиб человек, у некоторых полностью выгорели квартиры, я просто сильно испугалась. Но у меня к тебе претензий нет.
В ответ Алексей Гусев заплакал.
– Всегда думай, прежде чем что-то сказать и сделать, – посоветовала на будущее Ирина Болдырева.Позже, когда судья спросила у потерпевшей о наказании для Гусева, та попросила для него условный срок. Болдырева смутилась, что ей придется одной решать за всех, «которые не пришли». Но Наталья Ильченко уточнила, что нужно только ее мнение.
– Мне жаль мальчишку. Пусть лучше здесь приносит пользу своим детям. Может, ущерб кому возместит, чем будет там, где точно уж не исправляют, – высказала Ирина Болдырева свою позицию.
О чем спрашивала судья
Большую часть однодневного судебного процесса заняли диалоги судьи с подсудимым. Наталья Ильченко спрашивала Алексея Гусева о его жизни, о ЧП, виновником которого он стал.
– Как вы относитесь к тому, что произошло? – спросила Наталья Ильченко, чем ввела подсудимого в ступор.
– Это ужасное происшествие. Мне очень жаль, что так случилось, – ответил Гусев, подумав.
– Вы как-то пытались связываться с потерпевшими, чтобы извиниться, возместить вред? – продолжала судья.
– Нет, я не приносил извинения.
– А была возможность пообщаться?
– Да, я мог позвонить, но не звонил. К сожалению, у меня нет возможности возместить ущерб. И на его месте я бы не хотел себя видеть, – признался Алексей Гусев, имея в виду супруга погибшей женщины.
– Изменилась ли ваша жизнь после случившегося? Если да, то как? – спросила судья.
– Я очень сильно переживал из-за этого происшествия, постоянно думаю об этом. Мне очень-очень жаль, что так получилось.
– Какие выводы вы для себя сделали? – уточнила Наталья Ильченко.
– Нельзя пренебрегать техникой безопасности.
Как совпали мнения сторон
В судебных прениях гособвинитель Вера Ковалева с учетом всех смягчающих обстоятельств и позиции потерпевших попросила назначить Алексею Гусеву в наказание 2,5 года лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года.
Подъезд дома после ремонта
Фото – пресс-служба мэрии ВоронежаАдвокат Ирина Чечурина напомнила участникам процесса о «чистосердечном раскаянии» подзащитного, его семейном положении и роли единственного кормильца жены и ребенка.
– Потерпевшие не настаивают на реальном лишении свободы для Гусева. Прошу назначить ему условную меру наказания, – обратилась защитник к суду.
Выслушав последнее слово подсудимого, судья Наталья Ильченко удалилась в совещательную комнату. Выйдя, она огласила приговор, полностью согласившись с наказанием, которое предложило гособвинение. Кроме того, суд взыскал с Гусева в пользу двух потерпевших в сумме 75 тыс. рублей за расходы на ремонт их автомобилей.