Профессор МГУ рассказал воронежцам, что скрывается за нашими словами
Бесплатную лекцию о русском языке Игорь Милославский прочел в рамках проекта «Открытое пространство».
Софья Успенская, 22 декабря 2013, 20:47
Сегодня, 22 декабря, в книжном клубе «Петровский» доктор филологических наук, профессор, завкафедрой МГУ, академик Международной академии наук высшей школы Игорь Милославский прочел открытую лекцию о русском языке «Как мысли выразить себя». Лектор приехал в наш город в рамках проекта «Открытое пространство», организованном в Воронеже при поддержке школы «Репное» и призванном дать возможность всем желающим послушать лучших ученых России.
Игорь Милославский в своей лекции рассказал о том, что на самом деле значат слова, которые мы употребляем, почему важно задумываться об их изначальном значении и «продираться через смысл» и почему Сталина нельзя называть «эффективным менеджером» вне зависимости от политических убеждений собеседников, и чем плохи школьные сочинения по литературе.
– Очень часто мы не понимаем значения тех слов, которые произносим, – вот, например, распространенное выражение: «Сталин – эффективный менеджер». Я не политик и не историк, и это не мой предмет – обсуждать его личность, но я хочу поговорить про эти слова. Что такое менеджер? Это человек, который занимается какими-то небольшими управленческими или организационными вопросами. Как бы мы ни относились к Сталину, разве можно так сказать о руководителе государства? А слово «эффективный» - это оценка подразумевает, что кто-то затратил не так много средств, а получил большой эффект. Можно ли так сказать о той цене, которую заплатили наши бабушки и дедушки? Вот так часто слова прикрывают обычную человеческую глупость, а мы не задумываемся над ними, глотаем такие фразы, как будто так и надо, и довольны.
Лектор привел множество примеров расхожих фраз и выражений, которые подтверждают, что люди мало задумываются о значениях слов, не пытаются соотнести те слова, которые употребляют, с реальностью. По мнению Игоря Милославского, такой подход начинается с изучения русского языка в школе.
– В чем был смысл изучения русского языка в школе? Он сводился (и сводится) к тому, чтобы научить нас писать без орфографических и пунктуационных ошибок. Мы с вами в разные времена потратили время на изучение корней и суффиксов. Зачем? Жизнь короткая, зачем тратить ее на это? А потому, что все наши орфографические правила ориентированы на корни и суффиксы. Самого главного вопроса никто никогда не ставил: вы выделили корень и приставку, но что они обозначают? Какой смысл за ними стоит? Для орфографии это не- важно. Нас не учат тому, зачем существует любой язык, а именно тому, чтобы точно наилучшим образом выражать свои мысли и понимать слова. Мы делаем это на интуитивном уровне и в основном понимаем, но как только заходит речь о чем-то серьезном, уже возникают проблемы, – уверен Игорь Милославский.
По мнению лектора, было бы правильнее сделать изучение языка в школе более практикориентированным, чтобы приучать школьников вдумываться в смысл сказанного и работать над тем, чтобы как можно точнее передать свою мысль.
– Я против школьных сочинений по литературе, потому что в них непонятна цель. Кому мы пишем? Чтобы учительница была довольна? Между прочим, сейчас по опросам треть россиян думает, что Солнце вращается вокруг земли. Давайте напишем им доступным языком, не обижая, объясняя, что это на самом деле не так. Или какое-нибудь зажигательное воззвание, чтобы на улице не мусорили. Или письмо родителям, что у нас все хорошо, но было бы неплохо, чтобы они денег прислали. Вот какие мысли надо учиться выражать. Жизнь по большей части состоит из того, что мы к кому-то обращаемся, а не из отношений Онегина с Татьяной.
Любой язык, в том числе и русский, представляет собой систему знаков. За каждым словом стоит некоторое содержание, лучше или хуже нами осмысленное или воспринимаемое. Но язык как продукт человеческой деятельности содержит и субъективную составляющую: оценку того, что мы называем. У нас есть большой дар – давать наименования вещам и передавать их другим людям, сообщать им свои мысли. Поэтому, выражая мысли и слушая других, надо «продираться через слово к той реальности, что она прикрывает», подытожил лектор.