Проект РИА «Воронеж». Где этот памятник? «Спрятанная» братская могила №15

Почему вместо фигуры матери поставили обелиски в виде штыков.

Елена Миннибаева, 14 мая 2019, 08:00

Елена Миннибаева; из архива музея истории ВГПУ

В Воронежской области несколько сотен братских могил и столько же памятников, обелисков, стел и памятных знаков, посвященных погибшим в годы Великой Отечественной войны. Среди них есть такие, о существовании которых знают лишь историки и местные жители. Журналисты РИА «Воронеж» решили исправить эту несправедливость.

Братская могила №15 «спряталась» в глубине частного сектора на улице Юных Натуралистов. Однако здесь покоятся около 3 тыс. бойцов. Известны имена лишь 1224-х.

 

 

 

 

– Место, где сейчас располагается парк юннатов, называлось Архиерейской рощей. Братская могила появилась здесь еще до начала боев за Воронеж. Изначально в ней хоронили воинов, умерших от ран в областной больнице и ближайших госпиталях, а потом уже убитых во время бомбардировок. В братской могиле похоронены воины 60-й и 40-й армий, представители всех союзных республик бывшего СССР. Среди погибших более 100 уроженцев Воронежской области, – рассказала кандидат исторических наук, заведующая музеем истории Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) Татьяна Чернобоева.

В 1965 году в могилу возле парка юннатов перезахоронили останки бойцов из братских могил в районе облбольницы и сельхозинститута (сейчас это Воронежский государственный аграрный университет).

Вместо «скорбящей матери» – обелиски-штыки

Изначально братское захоронение №15 выглядело просто. В 1946 году установили скромный обелиск с пятиконечной звездой.

 

 

 

 

В 1977 году его заменили на мемориальный комплекс с фигурой скорбящей женщины и солдатской каской на переднем плане, но статую убрали.

– Есть мнение, что изображение женщины было выполнено не на высоком художественном уровне. Проще говоря, некрасивая она была и копировала многие другие фигуры на братских могилах. Поэтому через некоторое время скульптуру заменили на три металлических обелиска-штыка по проекту известного архитектора Петра Даниленко. Они символизируют смелость и отвагу бойцов, которые 24 часа в сутки не расставались с оружием, – объяснили в «Музее-Диораме».

 

Митинг на братской могиле 9 мая 1979 года

 

На невысоких стенах справа и слева от обелиска располагаются металлические плиты с именами погибших солдат и офицеров. В этой братской могиле покоятся бойцы, совершившие подвиги на земле и в небе. Про многих мало что сейчас известно, но есть имена, о которых сохранилась хоть какая-то информация.

Герои

 

 

 

 

Василий Колесниченко

 

 

 

 

Летчика 573-го истребительного авиационного полка 101-й истребительной авиадивизии Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО Василия Колесниченко ранили в воздушном бою под Воронежем 1 июля 1942 года. Самолет горел, израсходовав весь боекомплект. Колесниченко протаранил фашистский самолет, который собирался атаковать важный военный объект, и с помощью парашюта спасся.

Пилота доставили в госпиталь, но ранения на ногах оказались смертельными. Через десять часов летчик умер от ран и ожогов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года младшему лейтенанту Василию Колесниченко посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. В честь летчика назвали улицу в Ленинском районе.

Геннадий Вавилов и Михаил Бовкун

В могиле также захоронен рядовой 796-го стрелкового полка 141-й стрелковой дивизии Геннадий Вавилов.

 

 

 

 

Девятнадцатилетний красноармеец бросился во вражеский дзот с двумя гранатами, уничтожив два пулемета с их расчетами. То есть закрыл собой вражескую огневую точку, тем самым прервав огонь врагов по своим однополчанам.

А через три дня то же самое сделал его командир Михаил Бовкун.

 

 

 

 

Защитники Воронежа совершили такой же подвиг, как и прославленный Александр Матросов. Но о гибели Вавилова и Бовкуна не снимали фильмы, не сочиняли песни. Именами Вавилова и Бовкуна названы улицы возле ВГПУ. На улице Вавилова установлена информационная доска, рассказывающая о его подвиге. На улице Бовкуна табличка появилась лишь в 2017 году. На нее собрали средства журналисты РИА «Воронеж» совместно с воронежским краеведом Еленой Устиновой во время пешеходных экскурсий по городу.

Валентин Выприцкий

 

 

 

 

В братской могиле №15 похоронен и выпускник воронежской школы №5 Валентин Выприцкий. Хорошо зная родной город, он легко пробирался в тыл врага и доставлял своему командованию ценные и важные сведения о расположении немецких огневых точек, местах скопления пехоты и танков. Благодаря точным данным Выприцкого советская артиллерия и авиация наносили по этим объектам удары. Разведчик погиб 28 июля 1942 года.

Валентина Выприцкого хорошо знал уроженец Воронежа космонавт Константин Феоктистов. Они служили в отряде юных разведчиков. В своих воспоминаниях Феоктистов писал, что вместе с Валентином они не раз переходили линию фронта, выполняя различные задания командования. Сохранилось письмо космонавта от 1965 года, которое он отправил матери Валентина Выприцкого:

«В тот день мы пересекали линию фронта на окраине Воронежа на рассвете. Хорошо помню, что заходили к вам домой, а я оставался на улице. Застал ли он вас дома? Мне казалось, что застал, но судя по вашему письму ко мне, я уже в этом не уверен. В этот же день днем мы пытались перейти линию фронта обратно, хотелось быстрее сообщить своим о приказе оккупантов об эвакуации жителей Воронежа. На моих глазах при осуществлении этой попытки Валентин был убит, пуля попала в висок. Он не мучился...»

Люба Богодюк, Васса Хаустова и Иван Иванов

 

Васса Хаустова

 

– Важную информацию о погибших мы почерпнули из писем, присланных Евгению Васильевичу Владимирову, который долго работал в Воронежском военкомате и искал родственников похороненных в Воронеже защитников города, – рассказала заведующая музеем истории ВГПУ. – Так удалось узнать, что санитаркам 303-й стрелковой дивизии Любе Богодюк и Вассе Хаустовой было всего по 18 лет. Рядом с ними покоится прах военкома 847-го стрелкового полка 303-й стрелковой дивизии батальонного комиссара Ивана Васильевича Иванова. В бою за здание областной больницы 27 июля 1942 года он находился в цепях атакующих, личным примером бесстрашия воодушевлял красноармейцев и геройски погиб.

Александр Кнутарев

 

 

 

 

В этой же братской могиле захоронен военфельдшер 845-го стрелкового полка 303-й стрелковой дивизии, уроженец Челябинской области Александр Кнутарев. В 2005 году его сестра Людмила опубликовала воспоминания о брате в курганской областной газете. Она рассказала, что во время боев за Воронеж Александр встретил свою любовь – медсестру этого же полка, девушку из Кемерово Ольгу Баянову, которая стала его женой. Они дали друг другу слово: кто останется живым, тот побывает у родителей погибшего.

Саше было 19 лет, когда он погиб. Оля написала родителям, что 28 декабря был тихий, светлый вечер, всех раненых перевязали, погрузили на санитарную повозку для отправки в тыл. Саша, как командир, пошел проводить санитарную повозку, но она наехала на мину. Осколок попал парню в самое сердце. В кармане гимнастерки, развороченная осколком, лежала Олина довоенная фотография. Жена не смогла выполнить обещание побывать у Сашиных родителей, так как до Победы тоже не дожила.

Алексей Арефьев

 

 

 

 

В братской могиле №15 похоронен командир 233-го полка НКВД младший лейтенант Алексей Арефьев. Дав отпор фашистам у Петровского сквера, полк отступил к мединституту и Первомайскому саду. Взвод Арефьева оказался отрезанным от основных сил полка, но он отчаянно отражал атаки фашистов.

Митрофан Васильченко

 

 

 

 

Весной 2012 года в ВГПУ пришло письмо из Харькова от родственников Митрофана Ивановича Васильченко. Они сообщали, что их дед, командир 41-го пограничного полка майор Васильченко, погиб в боях за Воронеж 9 июля 1942 года.

«Прошло 70 лет, все эти годы наша семья не знала, где он похоронен и похоронен ли вообще. Мы неоднократно предпринимали попытки что-либо узнать по официальным каналам, но ответ был один: «Сведениями не располагаем», – писали дочь героя Майя Васильченко и внучки Наталья и Елена.

– Такой же ответ они получили в 2010 году из администрации Воронежа. Но благодаря сайту «Мемориал» авторы письма узнали, что майор Васильченко похоронен в братской могиле №15. Не все имена похороненных в этой братской могиле защитников Воронежа есть на памятных плитах, но имя Митрофана Ивановича Васильченко мы там нашли. Внучки и правнук Иван приезжали на его могилу в Воронеж, привезли в музей интересные документы и фотографии. Выяснилось, что 7 июля 1942 года гитлеровцы приблизились к Воронежу. В числе четырех полков внутренних войск, взявших на себя оборону города до подхода регулярных боевых частей и соединений Красной армии, был и 41-й запасной пограничный полк НКВД, – добавила Татьяна Чернобоева.

Память

Сотрудники управы Центрального района, а также студенты и преподаватели ВГПУ ухаживают за могилой: следят за порядком, в дни памятных дат приходят почтить память павших.

В преддверии 100-летия Пограничной службы, 26 мая 2018 года, на территории братской могилы №15 установили пограничный столб и памятный камень «Пограничникам всех поколений».

 

 

 

 

Как добраться

Братская могила №15 находится по адресу: улица Юных Натуралистов, 2. С одной стороны ее окружают железнодорожные пути, с другой – агробиостанция ВГПУ и Северный мост. Также можно пройти со стороны набережной Массалитинова.

Чтобы добраться на машине, скопируйте в навигатор координаты 51.693057, 39.228916.

Редакция РИА «Воронеж» благодарит за эксклюзивные фотографии заведующую музеем истории ВГПУ Татьяну Чернобоеву.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.