Пришли монахи и основали монастырь. Воронежские краеведы рассказали, как появилось таловское село Верхняя Тишанка
По легенде, здесь жил разбойник Кудеяр
Ирина Кожанова, 8 февраля, 10:19
Верхняя Тишанка – первое село, основанное на территории Таловского района. Первые упоминания об этой местности уходят в XVII век. Почему село так назвали, кем были его первые жители и при чем здесь разбойник Кудеяр, читайте в материале РИА «Воронеж».
Первые жители села
Слово «Тишанка» ассоциируется со словом «тишь». По другой версии, название села произошло от татарского слова «тьашу», что значит – разлив. Татары якобы так и назвали местную речку Тишанка, увидев ее в весеннее половодье. Название села также может происходить от тюркского «тишан», которое переводится как «изобильный». Река была спокойная, полноводная, и рыбы в ней тоже было много. По данным архивных источников, в XIX веке эти места описываются как привольные земли, с лесами, полными дичи, и степями с табунами диких лошадей.
Из архивных записей удалось узнать, что на правом берегу Битюга находился Троицко-Битюцкий мужской монастырь. Запись датируется 60-ми годами XVII века. Так что первыми жителями села были монахи.
Краевед Анатолий Силин в одной из своих книг рассказывает, что в народе ходила легенда о монастыре. Якобы его основали разбойники – друзья Кудеяра. Так они хотели замолить свои грехи. По другой версии, Кудеяр проезжал по этой местности, увидев дома людей, остановился и решил взять их в плен. Но когда осмотрелся, передумал и остался здесь жить. От такого соседства жителям были одни плюсы: Кудеяр охранял крестьян от своих собратьев. С тех самых пор в народе пошла молва о кладе Кудеяра. Якобы он где-то закопал награбленное золото. Некоторые клад ищут по сей день...
Фактически Троицкий Битюцкий мужской монастырь был основан по благословению святителя Митрофана Воронежского на правой стороне реки Битюг у впадения в него Тойды. На всю Воронежскую губернию монастырь славился своим скотоводством: здесь разводили битюцкую породу лошадей, считавшейся одной из лучших. Монастырь проводил две ярмарки в год, Троицкую и Рождество-Богородскую, и считался одним из лучших приходов епархии. До наших дней монастырь не сохранился: в 1870 году в «Епархиальных ведомостях» сообщалось, что он прекратил свое существование из-за разбойников, которые сожгли почти всех монахов и украли ценности.
Щедрый подарок
– В апреле 1682 года царь издал указ, в котором разрешил осваивать левый берег Битюга, – рассказывает местный краевед Надежда Мелихова. – В 1693 году появились первые поселенцы – монастырские крестьяне. Их основными занятиями были рыбалка, охота и земледелие. В те далекие времена река была полна рыбы, а бобров вообще было видимо-невидимо. В 1709 году в Старой Тишанке жили 53 человека.
Наделы давали переселенцам из Ярославской и Московской губерний. В 1762 году выше по течению основали Верхнюю Тишанку. Затем оба села объединились, и появилось село Тишанка (сейчас Верхняя Тишанка является административным центром Тишанского сельского поселения).
– В 1796 году Павел I пожаловал село со всеми крестьянами фавориту Дмитрию Трощинскому, – продолжила краевед. – Подарок был щедрый – 50 тысяч десятин земли (около 50 000 га) и 1200 крестьянских душ. Но вот незадача, на тот момент крестьян было всего 1126, пришлось недостающих 74 человека привезти из села Верхний Икорец Бобровского уезда. Уже новый хозяин приказал построить имение и посадить сад в английском стиле, который занял 22 десятины земли (почти 22 га). Дмитрий Трощинский любил красиво жить и отдыхать. Были организованы зоны отдыха с беседками, лавочками и даже собственный пруд с рыбами.
В 1816 году в Тишанке открыли первое в районе училище для мальчиков – детей крепостных крестьян, и библиотеку, в которой насчитывалось 350 книг. До наших дней сохранились ворота и некоторые строения поместья. А на территории бывшей усадьбы Трощинского сейчас располагается местная школа.
Бойкая торговля
– В том же году открылась аптека, – рассказывает Надежда Мелихова. – Самым важным лекарством были пиявки. Они, по мнению лекарей тех лет, спасали почти от всех недугов. Тишанцы вообще славились своими пиявками не только на всю губернию. Их даже продавали в другие области. Такие они были чудотворные. Пиявки можно было купить еще на ярмарках, которые длились от трех до семи дней. Чего на них только не было.
Учитель русского языка и литературы Тишанской школы Сергей Сухов тоже увлекается краеведением. Он рассказал, что на ярмарках собиралось около 50 тыс. человек. Приезжали даже купцы из Китая и Венгрии. В основном устраивались лошадиные торги. В селе были конезаводы, на которых разводили лошадей породы битюгские тяжеловозы. Такая лошадь могла тянуть несколько тонн. Были и другие заводы. Например, салоплавильный завод (из сала потом варили мыло). Были свои винокурни – изготавливали вино из ягод и фруктов. Потом хмельной напиток продавали в местных трактирах. Были свои мельницы, ну и, конечно, на плодородных землях выращивали овощи. Тишанские мастерицы славились изготовлением тканых кушаков (широкий мужской пояс). Они были разных цветов и узоров. В селе жили умельцы, занимающиеся лозоплетением. Товар их был востребован: у хороших хозяек было несколько корзин, под разные покупки. В зависимости от назначения они отличались толщиной, ячейками и плетением. Например, считалось позорным ходить за яйцами с корзиной для овощей.
– Большую роль играл цвет лозы, – продолжает краевед. – Были умельцы по плетению мебели. Считалось роскошью иметь этажерку или стол из лозы. Ну и куда же без плетеной люльки для младенца. Эти предметы продавали на ярмарках. Обычно их устраивали на Троицу и на Рождество Пресвятой Богородицы. Всем селом гудели несколько дней, вино лилось рекой. Особенно любили Троицу. Дома украшали свежей травой и ветками деревьев. Конечно, посещали церковь.
На праздники традиционно готовили розинки – хрустящие кусочки теста замысловатой формы. А на поминки во время поста – гороховую кашу, этот обычай сохранился по сей день.
От Непочетки до Голышовки
Село постепенно расстраивалось, стали появляться микрорайоны. Но все постройки были по принципу «рассыпанного гороха»: ни улиц, ни порядков не было. Сейчас в селе 48 улиц – приезжему в закоулках и переулках можно заблудиться.
– Часть улиц получила названия из-за местоположения, – отмечает краевед. – Северная, Заречная, Прибитюжная, Полевая, Набережная. Икоровка (улица Ленинская) получила свое название по привезенным недостающим душам из Верхнего Икорца. А вот часть улицы Школьной называется Непочетка, там непочетно было жить, так как находится она на окраине и до центра далеко. Несколько домов на улице Колхозной получили интересное название «Голышовка». Потому что там жили в давние времена самые бедные, или по-другому «голытьба».
Улица Садовая называется в народе Почтаревка. Там жили зажиточные крестьяне, которые на собственных лошадях занимались почтовым извозом. Центральная улица, в народе Грязновка, считалась самой грязной, отсюда и название. Улицу Советскую до сих пор называют Кабацкой. На ней стояло сразу несколько кабаков. Местечко Цыгановка получило название от табора, который там жил. Водоемы, мосты тоже получали названия. В Тишанке есть Тестин мост. По преданию, зять и тесть жили на разных берегах реки. Такие дружные они были, что решили построить свой собственный мост, чтобы не объезжать далеко. Строили каждый со своей стороны. И когда завершили, зять назвал его Тестин. Местные жители не всегда помнят официальные названия, зато с народными знакомы все.
– В Катюшкином пруду, по легенде, утопилась девушка Катерина, – рассказала Надежда Васильевна. – Алешкино озеро тоже известно печальной историей. Там утонул мальчик Алеша. А вот Шошин пруд получил название от председателя Ивана Голова. Его почему-то называли Шошин. Отсюда и название пруда.
В Казацком логу были убиты и похоронены белогвардейцы. А Пичугина гора названа в честь семьи Пичугиных, которые жили рядом. Сейчас у подножия горы бьет святой источник.