Президент воронежской федерации волейбола: «Наша задача – уйти от посезонного мышления»
Игорь Балашев рассказал, как клубы справляются с потерями лидеров.
Павел Горячев, 17 января 2020, 19:00
Женский клуб «Воронеж» примет прямого конкурента, ВК «Обнинск», в среду, 22 января. В сезоне-2019/2020 «Воронеж» и мужская команда «Кристалл-Черкизово» удивили болельщиков: девушки с молодым составом стали лидерами лиги по победам на тай-брейке, а мужчины справились с потерями лучших игроков. Отток перспективных игроков в другие регионы замедлился после частичного возвращения бюджетной поддержки региональных команд, заявил президент областной федерации волейбола Игорь Балашев. Управленец рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», как отыскивает одаренных детей в районах Воронежской области и объяснил, почему клубы не могут заключать с волейболистами долгосрочные контракты.
«Отток молодежи замедлился»
– Каким для вас получился минувший год?
– Для волейбола 2019 год получился успешным. Причем во всех аспектах. Если начать анализировать с фундамента, то есть с детского волейбола, то надо поставить себе оценку «хорошо». Среди девушек все команды добираются до финального этапа. Это для нас принципиально. Ведь на начальных этапах играет сотня команд, и попасть в восьмерку сильнейших дорогого стоит. Юноши до 14 лет стали вторыми в финале первенства России. Уступили только Белгороду, для которого наш вид спорта главный. При этом мы опередили ведущие волейбольные города страны: Новосибирск, Москву, Казань. Мы увидели, на что способны наши парни, теперь будем стараться сохранить их для нашей главной команды. Думаю, кто-то из них обязательно дорастет до «Кристалла-Черкизово». Но то, что есть отток молодежи в другие регионы, ни для кого не секрет. Раньше я ратовал за то, чтобы удерживать детей. Мы и сейчас стараемся это делать. И отток замедлился благодаря тому, что мы можем за бюджетный счет одеть ребят и отправить на соревнования. Но запирать детей под замок мы не можем, да и не хотим. Ведь спорт в нашей стране – лучший социальный лифт, и, если у ребят есть возможность состояться в жизни, обеспечить себя и свою семью, мы не должны им мешать.
– В каком возрасте уезжают чаще всего?
– Раньше детей увозили в 15 лет. Сейчас планка упала еще ниже. Лицензирование игрока в клубах проходит в возрасте 15–16 лет. И, если мы успеем заявить волейболиста за воронежскую команду, условному «Динамо» придется выплачивать нам компенсацию. Увезешь ребенка раньше – платить почти не придется. Только школа получит мизерную сумму. И топ-клубы проводят огромную селекционную работу уже на самых «молодых» первенствах России. У нас уже забрал парня 2006 года рождения «Факел» из Нового Уренгоя. Топ-клубы решают вопрос с проживанием и питанием ребенка, мы пока проигрываем им в этом плане. Если в регионе появится спортивный интернат или училище олимпийского резерва, ситуация изменится. А пока мы работаем с теми, кто остался, или с ребятами, которые вернулись. Обе наши команды – и мужская, и женская – укомплектованы местными игроками на 90%. И мы должны еще лучше работать со своими мальчиками и девочками – следить за всеми детскими соревнованиями, привозить хороших тренеров в районы области. Наше сито не должно пропустить ни одного человека! Вот в Боброве нашли мальчика ростом два метра. Для нашего вида спорта данные – 50% успеха. Надо заинтересовать парня и работать с ним индивидуально. У нас все для этого есть, в районах замечательные ФОКи. Хорошая ледовая арена есть не везде – волейбол гораздо доступнее.
– Как оцените игру мужского «Кристалла-Черкизово» и женского «Воронежа»?
– Мужская команда, казалось бы, ослабла по именам, потеряв четырех ведущих игроков. Но по факту мы удержали заданную планку. Да, молодежи не хватает опыта и квалификации, но за счет индивидуальной работы с каждым игроком мы пытаемся это нивелировать. Обратите внимание на количество волевых побед. Наша команда способна сама себя вытащить из любой ситуации. Она дает всем понять, что способна на многое. Именно поэтому нашим ребятам стоя аплодируют не только на домашней площадке, но и в других регионах. Радует и женская команда. После ухода из Суперлиги она какое-то время была аутсайдером. Теперь «Воронеж» – отдельный клуб, который самостоятельно может привлекать внебюджетные средства.
«Тяжелая финансовая ситуация научила нас считать каждую копейку»
– Реально ли каждый год продавать молодых игроков и пополнять клубный бюджет?
– Сложно, потому что мы не можем заключать долгосрочных контрактов. Мы всегда можем мыслить только посезонно. Да, за Евгения Жихарева мы получили небольшие деньги, которые тем не менее помогли нам оплатить команде сборы. Но это исключение из правил. Никаких стабильных финансовых гарантий мы дать не можем. С нашим спонсором – «Черкизово» – у нас тоже нет договора на, условно говоря, пятилетний срок. Мы договорились о сотрудничестве на год. Спонсор следит за нами и делает выводы. И пока ему за нас не стыдно, в этом я уверен. Для нас та поддержка очень много значит, потому что она не только помогает вливаться молодежи, но и привлекает тех, кто уехал, – мы сейчас ведем переговоры с воронежскими игроками, которые готовы вернуться в родной город.
– У волейболистов появились стабильные ежемесячные зарплаты?
– У нас нет такого, что игрок сидит на скамейке, а зарплата капает. У нас есть система премирования. Это нормальная практика для небольших европейских клубов. Тяжелая финансовая ситуация научила нас считать каждую копейку. Все выверено и в отношениях «игрок-клуб», «клуб-спонсор».
– Стало ли для мужской команды разочарованием то, что клуб не стал использовать возможность подняться в Высшую лигу А?
– Стало, это не секрет. Но когда мы взвесили все плюсы и минусы, поняли, что в сегодняшних реалиях это нецелесообразно. Можно подняться, поиграть полгода, а потом очень болезненно упасть. Мы до сих пор не закрыли некоторые долги за предыдущие сезоны. И теперь не берем на себя невыполняемых обязательств.
– Это уже огромный плюс.
– Да, у нас прозрачный и понятный проект. Объяснить, для кого существуют наши команды, очень просто. Они – для девчонок и мальчишек из наших секций, для наших болельщиков. «Кристалл-Черкизово» и «Воронеж» – это площадки, которые дают путевку в большой спорт местным воспитанникам. Это место для реализации их способностей, это трамплин. Через наши клубы регион дает своим уроженцам шанс состояться в этой жизни. У нас нет такого, что место воронежского парня занимает привезенный мастер с зарплатой в несколько сотен тысяч. Желаю такой внятности всем спортивным проектам нашей области.
– Получается, что команды не могут подняться на дивизион выше, вылететь тоже. Какими задачами мотивировать игроков и клубы как организации?
– Задача всего воронежского волейбола – уйти от посезонного мышления, стать более стабильным проектом. Было бы здорово, чтобы мы могли смотреть на пару лет вперед. Я считаю, что в нашем случае это было бы естественно. А все, что искусственно, долговечным быть не может – в воронежском спорте уже всем пора это понять.