«Не пруд, а лужа». Дачники из воронежского села пожаловались на откачивание воды
Активисты опасаются, что забор ресурса приведет к осушению водоема
Инна Шульгина, 20 июля 2021, 13:00
В редакцию РИА «Воронеж» обратились экоактивисты с тревожным сообщением: в Каширском районе откачивают воду из пруда Переезжее и реки Красная. В принципе, это нормальная практика для орошения полей при наличии разрешения от властей, но дачники села Запрудское заметили, что уровень воды в пруду, где откачка производится уже несколько лет, значительно снизился. Люди опасаются, что то же самое произойдет с рекой Красная, которая проходит прямо через центр села. Журналист РИА «Воронеж» выяснила, кто пользуется водным ресурсом, насколько это законно и к каким последствиям может привести.
«Теперь пруд можно перейти в брод»
Установки с насосом в селе Запрудское журналистам показала экоактивистка Юлия. Девушка с детства проводит здесь лето и переживает за судьбу местных водоемов. Кто занимается забором воды и законно ли это, она не знает, но написала два обращения – в региональный департамент природных ресурсов и экологии и в администрацию Каширского района.
– Установка на пруду Переезжее стояла и в прошлом году, но тогда никто не обратил на это внимания. Мы не предполагали, что возможно осушение. А приехали в начале этого лета – пруда нет, лужа, да и только. Где гарантия, что этого не станет с рекой? Мне важно понять законность того, что происходит, – волнуется Юлия.
Пока уровень реки Красная значительно не упал. На момент приезда журналистов, 1 июля, установка была выключена – недавно прошли дожди.
От сооружения протянуты трубы, судя по всему, на близлежащие поля. У установки сторожка, из которой выходит мужчина, который, вероятно, следит, чтобы прибор никто не сломал. На вопрос, как давно здесь находится установка, отвечает, что уже месяц.
Подъехавший тракторист, местный житель, рассказывает, что это и не река вовсе, а пруд, устроенный специально для орошения полей. Называет контакты начальника – им оказался Владимир Азовцев, индивидуальный предприниматель, глава КФХ.
Пруд Пеереезжее по документам числится как «Пруд на балке Сальный Лог». Здесь две установки сразу. По словам дачников, раньше отдыхающие прыгали тут с тарзанки – сразу на глубину, которая достигала трех-четырех метров. Теперь же пруд можно перейти в брод.
– Еще лет пять назад все было нормально, а сейчас очевидно, что уровень воды значительно снизился. Дно илистое, вода мутная, как в водохранилище, – рассказал Антон (имя изменено).
– Если фермеры взяли реку в аренду, должны ли они нести ответственность за то, в каком состоянии ее возвращают? Разве вот это норма? – кивает на пруд экоактивистка Юлия. – У них цель вырастить овощи, но реку выкачают, и останется вот это.
Как выяснилось, больше всего за водоемы в Запрудском волнуются именно экоактивисты и дачники. Они пытались пригласить местных жителей на встречу с журналистами, но те отказались: одна часть тех, кто постоянно живет в селе, работает на фермера, другая часть уверена, что воду из реки не выкачивают, а чистят – ведь вместе с водой насос забирает и тину. Кто-то опасается портить отношения с предпринимателем, а кому-то просто все равно.
Кому нужна вода?
В администрации Каширского района объяснили: воду из пруда на балке Сальный Лог в селе Запрудское забирают для гидромелиорации земель сельскохозяйственного назначения. Она нужна для полива картофеля и других овощей, которые выращивает КФХ. Индивидуальный предприниматель, глава КФХ Владимир Азовцев действует в рамках подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» госпрограммы «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка», утвержденной постановлением облправительства. У предпринимателя есть проектные документы с положительным заключением экспертизы, разрешение на строительство и на ввод системы орошения в эксплуатацию.
– Программа наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной согласована с Федеральным агентством водных ресурсов «Донское бассейновое водное управление» (отдел водных ресурсов по Воронежской области), – отметили в районной администрации.
По данным департамента природных ресурсов, пруд предоставили в пользование Владимиру Азовцеву до 22 ноября 2022 года.
С рекой Красная ситуация интереснее. В администрации района сказали, что «орошение земель сельскохозяйственных назначений из указанного водоема не производится», а жалоб от местных жителей по поводу забора воды из пруда не поступало. В департаменте природных ресурсов и экологии также сообщили, что ведомство не предоставляло права пользования этой рекой.
Кроме того, как выяснилось, гидротехническое сооружение (ГТС) на реке Красная находится в неудовлетворительном состоянии и требует ремонта: противопаводковый водосброс разрушается, донный водоспуск не работает – это стало ясно после проверки межведомственной комиссией в феврале 2021 года.
– Срыв плотины может привести к чрезвычайной ситуации в нескольких поселениях. В связи с чем администрация Каширского района совместно с администрацией поселения прорабатывает вопрос аренды ГТС для организации работ по данному направлению. Следует отметить, что проведение ремонтных работ ГТС будет невозможно без снижения уровня воды на реке Красная, – сказали в администрации района.
По данным районной администрации, река не подпитывает водозабор в селе и «поэтому повлиять на водоснабжение жителей не может». В департаменте природных ресурсов и экологии области уточнили, что водозаборные скважины, как правило, имеют большую глубину, поэтому гидравлическая связь между ними и небольшой рекой отсутствует.
Позиция фермера
Владимир Азовцев показал журналисту РИА «Воронеж» разрешительные документы на забор воды из пруда на балке Сальный Лог для гидромелиорации, которые он получил в 2017 году. На вопрос, сколько кубометров воды качает в день, ответил, что по-разному – в этом году меньше, так как шли обильные дожди. Добавил, что ежеквартально готовит отчеты по этому вопросу, что подтвердили и в департаменте природных ресурсов и экологии области.
По поводу реки Красная сообщил, что подает документы на аренду ГТС, чтобы провести ремонт.
– Это пруд, который раньше был сделан для орошения земель. Да, мы ставили там установку, потому что, возможно, придется откачивать воду. Чтобы отремонтировать задвижки, в любом случае уровень воды надо снижать, по-другому к ним не подойдешь. С администрацией все согласовано. Я написал заявление, оценка ГТС проведена, думаю, до конца месяца все будет официально оформлено, – сказал Владимир Азовцев.
Предприниматель уверен, что все недовольные ситуацией люди имеют свои интересы или личные обиды.
– Мы поливаем с 2017 года, и те, кто работает у меня на сборе, на хранилище, трактористы, – все прекрасно знают, что приезжала проектная организация, что все официально. И село тоже наверняка все знает, – сказал Владимир Азовцев.
Также предприниматель добавил, что участвует в жизни села: чистит дороги, помогает школе.
Позиция районной администрации
Первый заместитель главы администрации Каширского района Иван Пономарев подтвердил, что идет поиск арендатора, который проведет работы на ГТС, так как в бюджете сельского поселения нет средств на ремонт плотины.
– Сейчас, насколько я знаю, никакой установки там нет. Да, она была, люди обращались. Потенциальный инвестор поставил ее, чтобы попробовать, возможна ли там эта установка для забора воды. Но водозабора он не делал, его полей поблизости нет. Когда возьмет водоем в аренду, будет тянуть трубы до своих полей, до них несколько километров. Установку он уже угнал. В любом случае во время ремонта необходимо будет значительно понизить уровень воды, что и будет делаться. Но каким способом – будет видно, – сказал чиновник.
Журналист РИА «Воронеж» решила уточнить, есть ли рядом поля других фермеров. Оказалось, что да, но права на водозабор из реки Красная нет ни у кого.
Можно ли выкачать реку?
Дмитрий Федоров, директор АНО «Зеленая цивилизация», руководитель по региональному развитию экологического движения ЭКА
Обычно пруды строят на малых ручьях, небольших речках, на которых устанавливают гидротехническое сооружение и водосброс. С помощью водосброса, как правило, можно увеличивать зеркало пруда и, соответственно, водность объекта. К резкому падению уровня воды может привести либо неисправная система контроля сброса воды на ГТС, либо перекачивание воды сельскохозяйственными организациями. Падение уровня поверхностных вод автоматически приводит к снижению уровня грунтовых. Например, в «знаменитом» 2010 году, когда четыре месяца стояла аномальная жара, четверть всех родников исчезла, а родниковый сток – хороший индикатор состояния уровня грунтовых вод. Прошло 11 лет, а большая часть этих родников так и не восстановилась. Кроме того, у каждой реки есть водосборный бассейн, который имеет притоки – малые реки, ручьи. Если их становится меньше или они несут меньшую водность, то будет страдать бассейн основной водной артерии региона.
Как оценивают ситуацию власти
В департаменте природных ресурсов и экологии области рассказали, что к ним поступило два обращения по данному вопросу. В пятницу, 9 июля, специалисты департамента провели проверку и сообщили: факт забора водных ресурсов из пруда на реке Красная установлен, а виновное лицо, ИП глава КФХ Владимир Азовцев, привлечен к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий). Ему вынесли штраф в 10 тыс. рублей.
Спустя несколько дней после проверки активисты снова обратились в редакцию РИА «Воронеж» с жалобой – установка на реке Красная продолжает качать воду. Дачники предоставили видео.
Власти добавили, что, по информации Запрудского сельского поселения, Владимиру Азовцеву планируется передать в аренду ГТС на реке Красная – «с целью дальнейшей эксплуатации и проведения необходимого ремонта».
Что грозит за незаконный забор воды из рек
За нарушение по ст. 7.6 КоАП РФ предусмотрен административный штраф – от 1 тыс. до 3 тыс. рублей для граждан и от 10 тыс. до 30 тыс. рублей для должностных лиц. Для ИП – от 10 тыс. до 30 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Юрлицам назначается штраф от 50 тыс. до 100 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
По словам Дмитрия Федорова, любую реку можно выкачать, перекачать на гидромелиорацию. Фермер должен действовать в рамках квоты, которая ему предоставлена в разрешение, и квота эта должна проверяться. Эколог отметил, что, если уровень воды в пруду упал на два метра и люди видят это по зеркалу пруда, это говорит о том, что, возможно, воды забирается больше, чем поступает. Нарушает ли фермер условия договора водопользования, покажет проверка департамента природных ресурсов и экологии региона.
– Если он осуществляет водопользование на реке без разрешительных документов, ему будет насчитан ущерб, который он причинил незаконным использованием водного объекта. Как минимум это административный штраф, который в зависимости от ущерба может перерасти и в уголовное дело, – сказал Дмитрий Федоров.