Пострадавшие под Новохоперском геологи продемонстрировали журналистам «боевые раны»
Они подверглись нападению радикальной общественности, не успев пробурить и четырех метров первой скважины на Еланском никелевом месторождении.
Александр Саубанов, 11 февраля 2013, 20:59
В минувшую субботу в Воронеж прибыла делегация Уральской горно-металлургической компании, в которой было целых четыре представителя директората и ряд руководителей среднего звена. Такую представительную делегацию УГМК до сих пор можно было видеть разве что на открытии новых предприятий корпорации. Но в Воронежской области топ-менеджеры отправились не перерезать ленточку, а…осматривать место драки, в которой пострадали подрядчики компании. Выехали срочно, в свитерах, даже не переодевшись после лыжных прогулок. Потому что за долгие годы работы в 13 регионах страны уральцы нигде и никогда не сталкивались ни с чем подобным. Геологов избили: руками, ногами и казачьими нагайками.
Сегодня по итогам поездки заместитель генерального директора УГМК Евгений Брагин дал пресс-конференцию для воронежских журналистов, в ходе которой выступили также сами пострадавшие – руководители ООО "Воронежгеология" братья Юрий и Валерий Копейкины.
Валерий Копейкин был в темных очках, скрывавших синяк под глазом и в ортопедическом воротнике. Юрий Копейкин мог позволить себе только продемонстрировать фотографию своих телесных повреждений: около десятка синяков и кровоподтеков на спине. Рассказ Юрия Михайловича о том, как они с братом «заработали» эти самые повреждения, и был главным содержанием пресс-конференции.
Напомним, 8 февраля на участок «Еланский», что рядом с селом Новопокровка Новохоперского района, прибыла бригада бурильщиков, которой за две недели надлежало пройти две скважины – глубиной в 25 и 61 метр и взять пробы воды для анализа. По данным РИА «Воронеж», с ними вместе прибыли и охранники из ФГУП «Охрана». Но вагончик для размещения бойцов слегка запаздывал. И, померзнув на степных ветрах, стрелки уехали. А через час к беззащитным буровикам нагрянула общественная инспекция: кто в папахе и с нагайкой, кто в шапке и с портфелем. Возглавлял авангард экологического войска лидер движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин с видеокамерой на лбу.
Чуть позже в Интернете появится видео с этой самой камеры – и на нем четко видно, что общение сторон началось со слов Рубахина «Предъявите акт!». «Какой акт?»- не понял мастер-бурильщик. «Ну, на основании чего вы работаете». «Вот, наряд, мы всегда по таким работаем». Вот с этого вопроса начались «непонятки», которые продолжаются до сих пор.
Рубахин требовал документы, которых либо не бывает в природе, либо они еще не требуются на данной стадии реализации проекта. Что такое этот «акт», я и сам не знаю. Есть лицензия, есть проект геологоразведочных работ, который получил положительное заключение и размещен на сайте www.vrnikel.ru, есть договор с владельцем участка – а это компания, аффилированная с самой УГМК. Евгений Брагин, заместитель гендиректора УГМКДаже удивительно, что, находясь фактически на собственной земле, геологи позволили так бесцеремонно командовать собой практически каждому, кому было не лень прийти к ним в лагерь. Пришел глава сельской администрации: кто такие, чего делаете? Почему разрешения нашего не спрашиваете? Пришел участковый: кто такие, что делаете? А зачем? Как будто кто-то в Новохоперске не знает, кто и зачем: казачьи патрули с середины января геологов здесь караулят. Потом пришел казачий атаман местной «казачьей культурной автономии» и на правах – внимание! - СТОРОННИКА организации «В защиту Хопра» - потребовал прекратить работы. Мастер со словами «да на х… мне все это пенсионеру надо!» послушно заглушил машину и уложил мачту.
Казалось бы, инцидент исчерпан. Геологи проявили беспрекословное послушание перед лицом грозной общественности, а через несколько часов гендиректор "Воронежгеологии" привез и те самые документы, которые так хотели увидеть защитники Хопра. Ну, может не те самые, какие хотели, но какие есть. Похоже, эти бумаги возбудили в местных активистах невиданное любопытство.
Мы увидели более десятка автомобилей с зажженными фарами, в том числе с московскими номерами. А еще - около 30 человек народу, среди них и участковый полицейский. Но нас от него оттерли и подвели к капоту уазика, где при свете фар мы начали раскладывать документы. Пока Рубахин читал и фотографировал их, народ толпился сзади все громче выкрикивал лозунги вроде «Убирайтесь, это наша земля!» и «Жиды, продали Россию!» Выкрики сопровождались толчками в спину. Бить по-настоящему начали неожиданно, со спины. Сбили с ног и избивали, не давая встать. Это продолжалось минут 5-10. Наконец, мы сумели добраться до служебной машины, заблокировали двери, и я дал команду всем ехать на Воронеж. Валерию Михайловичу было плохо, ему бы надо было по-хорошему в ближайший медпункт, но машины казаков ехали за нами следом и не давали ни остановиться, ни свернуть в сторону. Только в Анне нам была оказана медицинская помощь. Юрий Копейкин, руководитель ООО "Воронежгеология"Теперь Валерию Михайловичу с повреждениями шейных позвонков предстоит провести на больничном не одну неделю. А "Воронежгеология" за каждый день простоя будет нести убытки в 200-250 тысяч рублей – пока геологи не возобновят работы, получив более надежные гарантии безопасности.
Константин Рубахин не отказался дать нам комментарии по этому сюжету. Но первую его часть – разбирательство с бумагами - лидер экорадикалов комментировал очень подробно, настаивая на правомерности своих требований. А вот эпизод с мордобоем запомнился ему скудно и казался очень коротким.
Я стал читать документы - это же напряженная работа - читать при свете фар, – когда Копейкина оттолкнули в сторону, и толпа его отгородила от меня. Я продолжил чтение. Секунд через 15 все было кончено. Я подозреваю, что драку устроили вовсе не наши активисты. Громче всех кричали люди, которых я вообще не знаю… Константин Рубахин, координатор экодвижения "В защиту Хопра"И что делал в этой толпе участковый полицейский, тоже осталось неизвестным.