Поставила цель дожить до второй Победы. Труженице тыла из Воронежа Александре Гуровской исполнилось 100 лет
Бабушка обладает прекрасной памятью
Елена Ефремова, 9 февраля, 09:00
В пятницу, 9 февраля, жительнице Воронежа Александре Гуровской исполнилось 100 лет. Как говорят внуки и правнуки, бабушка Шура для них самый близкий и родной человек. Она – хранительница семейной истории и фотоархива.
С юбилеем Александру Петровну поздравил губернатор Александр Гусев.
Дорогая Александра Петровна! Ваши 100 лет – это верное отражение жизни Родины. Вместе с нею Вы прошли через многие трудности и радости. Вместе с нею Вы и сегодня продолжаете сопереживать и верить. Низкий поклон за Ваши труд, стойкость и человечность. Пусть внуки и правнуки восхищают Вас своими успехами, а положительные эмоции продлевают Ваши годы. Желаю Вам оптимизма, добра, душевного спокойствия! И здоровья, здоровья, здоровья! С юбилеем!Александр Гусев
Губернатор Воронежской области
Старается быть в курсе всех событий
По словам внучки юбилярши Светланы Архиповой, в свои годы Александра Петровна обладает уникальной памятью. Она помнит всю свою жизнь, знает наизусть роман Пушкина «Евгений Онегин».
– Сейчас бабушка живет в Воронеже со своей старшей дочерью, моей мамой. До 99 лет бабушка была бодра и весела. Но в прошлом году ее здоровье пошатнулось, и сейчас за ней нужен постоянный уход, – рассказывает Светлана Архипова.
Александра Гуровская помнит всех внуков и правнуков (их у нее в общей сложности восемь) и постоянно справляется о каждом из них. Она должна быть в курсе всех событий, которые происходят в стране и в мире. Самая любимая передача 100-летней женщины – «Поле чудес». Каждую пятницу в семье проводят целый ритуал: Александру Петровну сажают в кресло, укрывают пледом и делают погромче звук телевизора.
Героиня публикации родилась 9 февраля 1924 года в селе Старая Тойда Аннинского района Воронежской области. Когда девочке было два года, ее семья переехала в Воронеж.
– В 1941 году бабушка перешла в 9-й класс средней школы №57. Она была младшим ребенком в семье. Старшая сестра, Екатерина Петровна, окончила медицинское училище и работала в Узбекской Советской Социалистической Республике. Во время войны участвовала в освобождении Воронежа. Старший брат, Сергей Петрович, работал на заводе №154 (после войны завод переименовали в Воронежский механический). В 1943 году родные получили извещение о том, что Сергей Гладышев пропал без вести, – продолжает свой рассказ Светлана Архипова.
Первая бомбардировка Воронежа
Когда началась война, Шура вступила в отряд «Форпост». В нем состояли и взрослые, и подростки. Последних поставили на дежурство на улицу Никольскую (ныне – Сиреневая), недалеко от Свято-Никольского храма. По рассказам Александры Петровны, до 10 часов вечера они проверяли документы у незнакомых людей, помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, которые фашисты сбрасывали на Воронеж. А летом 1942 года начались сильные бомбежки города. Немецкие войска уже были на подступах к Воронежу.
Первая бомбардировка, принесшая в город смерть, произошла 13 июня 1942 года. Это была суббота, в Сад пионеров (находился за гостиницей «Бристоль») дети и взрослые пришли на праздник, в самый разгар которого немецкий самолет сбросил на центр города 14 фугасных бомб, четыре из них упали на Сад пионеров.
– Бабушка рассказывала, что в саду проводили досуг дети и взрослые. Там были аттракционы и спортивные площадки, концертная эстрада, танцплощадка, «читальня». Проходили увлекательные вечера, встречи с интересными людьми. Можно было поесть мороженое, поиграть в настольные игры, посидеть у фонтана, а зимой покататься на катке. В тот субботний день в саду был детский слет, приуроченный к окончанию учебного года, – говорит внучка героини публикации.
Александра жила неподалеку и поэтому на место трагедии прибежала одной из первых. 18-летней девушке пришлось помогать раненым детям и взрослым, сопровождать их к машинам.
Как-то после бомбежки Шура шла с ребятами и у только что разрушенного дома увидела кошку, которая громко мяукала, словно плакала.
– Бабушка обратила на нее внимание, подошла, погладила. А кошка как будто о чем-то просила и ходила вокруг ребят. Тогда мальчишки позвали на помощь проходивших мимо мужчин. Оказалось, что под руинами дома находился хозяин животного. Его достали из-под завалов живым, – продолжает собеседница.
Три дня и три ночи до Воронежа
Находиться в Воронеже становилось опасно. И 2 июля 1942 года Александра Петровна вместе с родителями уехала к родным в поселок Красный Аннинского района, а 7 июля немцы вошли в город.
С июля 1942-го по февраль 1943-го Аннинский район был прифронтовым: бои проходили в 100 км от районного центра.
По воспоминаниям Александры Петровны, 6 ноября 1942 года всю молодежь поселка Красный собрали и отправили копать окопы и противотанковые рвы. К этому времени уже выпал снег, и копать было очень тяжело. Приходилось работать ломом. Но работу ребята сдали вовремя. А затем молодежь помогала военным строить блиндажи в лесу, вблизи железной дороги на Воронеж. Александра Петровна расчищала железнодорожные пути от снега.
– В январе 1943 года из-за тяжелых работ бабушка сильно заболела и попала в госпиталь. Болела долго, до весны, – говорит Светлана Архипова.
А в середине февраля в Анне узнали, что Воронеж освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Александра Петровна вместе с родителями решили вернуться в город пешком. Шли три дня и три ночи.
Бои за Воронеж длились 212 дней. На момент освобождения город больше чем на 90% был разрушен. Осталась только груда камней, которую озарял огонь пожарищ. Были улицы, где не сохранилось ни одного дома. Дом семьи Александры Петровны уцелел, но внутри был весь разграблен и разрушен. Вернее, уцелели только стены и крыша – не было ни окон, ни дверей, ни полов. Но со временем дом удалось восстановить.
В апреле 1943 года героиню публикации приняли на работу в Воронежский областной комитет ВКП (б) техническим секретарем отдела машиностроения. С сентября 1943-го она продолжила учебу в вечерней школе и участвовала в восстановительных работах в городе: разбирала завалы, высаживала новые леса.
Мечта
Внучка рассказывает, что ее дедушка был на полтора года младше бабушки. Николай Гуровский родился в том самом поселке Красный Аннинского района. Шура каждое лето приезжала туда к родственникам на каникулы и знала Колю с детства.
– Когда началась война, из поселка на фронт ушли все мужчины призывного возраста. Остались только женщины, дети и старики, которые продолжали работать в колхозе имени Калинина. В конце июня 1941 года пришло распоряжение: перегнать табун лошадей глубоко в тыл нашей страны. Это нелегкое дело поручили самому младшему и самому старшему из мужчин, которые остались в поселке: 15-летнему Николаю и местному старику Роману Ефимовичу. Два месяца они вдвоем перегоняли большой табун лошадей для Советской армии, – продолжает Светлана Архипова.
В 1942 году Николай вместе с Шурой и остальными ребятами принимал участие в оборонительных мероприятиях, а в 17 лет парня призвали на фронт. До конца войны Николай Михайлович служил в третьем отдельном резервном батальоне МВД (в охране Сталина). Потом вернулся в Воронеж, встретился с Александрой Петровной. Молодые поженились, у них родились две дочери. Трудовую жизнь Николай Михайлович продолжил на Воронежском механическом заводе. Николая Гуровского не стало в 1993 году, ему не было еще и 70 лет.
У Александры Гуровской была мечта – дожить до 100 лет. Теперь у героини публикации остался один, самый главный вопрос, который она часто задает дочери: «Когда Победа?» В ее жизни уже была одна Победа, о которой она не забывает ни днем ни ночью и часто видит ее во сне. Теперь надо дожить до второй Победы, чтобы знать, что ее внукам и правнукам больше ничего в мире не угрожает. Один из правнуков героини публикации – офицер Российской армии, другой – курсант Военного учебно-научного центра ВВС Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.