«После купания волосы не выпадут»: опасно ли воронежцам ехать на черноморское побережье этим летом

Из-за крушения танкеров в Керченском проливе введен режим ЧС федерального уровня

Юлия Мостовая, 15 января, 12:00

vk.com/ecodvizhenie

Практически месяц прошел со дня аварии двух танкеров с мазутом в Черном море. Сейчас расчисткой территорий – береговой линии от Темрюкского района до Анапы – занимаются тысячи спасателей и волонтеров. Из-за разлива мазута пострадали птицы, животные и экосистема водоема. С пляжей уже вывезено более 161 тыс. т загрязненного песка и грунта, но нефтепродукты продолжает выбрасывать на берег. Помогают восстанавливать побережье и добровольцы из Воронежской области. В чем заключается главная опасность мазута и можно ли будет купаться в предстоящем сезоне на любимых курортах – в материале РИА «Воронеж».

«Серьезный экологический вызов»

фото мэрии Анапы

Крушение двух танкеров в Керченском проливе, которые перевозили около 9 тыс. т мазута, произошло 15 декабря прошлого года. Из-за аварии и попадания нефтепродуктов в море погибли сотни дельфинов и птиц. По последним данным Минтранса РФ, при крушении были повреждены четыре контейнера, в море попало около 2,4 тыс. т мазута. Введены режимы ЧС регионального характера в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе, также действует федеральный режим ЧС. В четверг, 9 января, президент РФ Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства сообщил, что разлив мазута в Черном море является одним из самых серьезных экологических вызовов за последние годы. Глава государства взял ситуацию на личный контроль.

Сейчас территория побережья, где идет уборка мазута, разделена между 41 муниципалитетом Краснодарского края. Задействованы все: от служб МЧС и местных властей до простых добровольцев со всей страны. Созданы волонтерские штабы, пригнана необходимая техника. Работы ведутся днем и ночью.

фото – https://t.me/opershtab23. Машина для обработки замазученного песка

По данным МЧС России, уже обследовано свыше 1,5 кв. км, собрано 25 т нефтесодержащей жидкости. В непосредственной близости от береговой линии, в том числе в порту Анапы, с использованием сорбента обработано около 38 тыс. кв. м акватории и собрано свыше 14 т нефтепродуктов. Во вторник, 13 января, Кубанский научный фонд рассмотрел порядка 30 разработок и технологических решений, которые призваны помочь в ликвидации ЧС.

«Мазут вытесняет воду и воздух из почвы»

фото волонтера Виктории Квасовой

РИА «Воронеж» обратилось к ученым с вопросом: насколько опасно влияние нефтепродуктов на окружающую среду. Кандидат химических наук, доцент кафедры органической химии Воронежского государственного университета Юрий Ковыгин рассказал, что главная опасность мазута при попадании в почву заключается в том, что он впитывается и вытесняет из нее воду и воздух. При этом корни растений медленно погибают.

Юрий Ковыгин, кандидат химических наук, доцент кафедры органической химии ВГУ:

– Из-за мазута почва становится на достаточно долгое время неживой. Поскольку в песке на пляжах и так ничего не растет – это не страшно. Но то же самое мазут делает с перьями морских птиц, морскими млекопитающими. Склеивает, вытесняет из них воздух, перья перестают греть. Соответственно, вся живность погибает от переохлаждения. Мазут – это не нефть и не бензин. Нефть можно собрать с поверхности воды в первые несколько суток. Мазут же, в свою очередь, не образует пленки на поверхности, комками переносится волнами, он очень плавучий, но если он из воздуха набирает пыль, при шторме смешивается с песком, илом, то падает на дно. И там подавляет водоросли, морских звезд и морскую живность.

Ученый считает, что если использовать мазут как горючий сланец, то таким образом можно будет очистить песок. Мазут выгорит, после чего песок можно будет высыпать в зольники.

https://t.me/opershtab23

Юрий Ковыгин, кандидат химических наук, доцент кафедры органической химии ВГУ:

– Можно, конечно, растворять подходящими растворителями, но это дорого. Можно выплавлять. При нагревании мазут будет становиться жидким и стекать. Есть такие бактерии, которые быстрыми темпами могут разлагать нефть. В Мексиканском заливе так сделали после разлития в 2010 году. Бактерии съели нефть, а когда им стало нечего есть, они взялись за всю органику. То есть у этого способа тоже есть свои недостатки. Черное море – это слишком закрытый бассейн, поэтому это не вариант в наших реалиях.

Ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии Института биологии южных морей имени Ковалевского РАН, кандидат биологических наук Сергей Алемов в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» рассказал, что особенностью мазута в воде является его непредсказуемое поведение. На ситуацию могут влиять различные факторы. Кроме того, при попадании внутрь организма мазут может выделять легкие токсичные фракции, что влияет на иммунитет.

Сергей Алемов, ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии Института биологии южных морей имени Ковалевского РАН, кандидат биологических наук:

– Не удаленный мазут в море будет постепенно растворяться на более легкие фракции, будет разлагаться нефтеокисляющими бактериями, которые используют нефть и ее производные в качестве источника питания. Такие бактерии есть практически везде. Но этот процесс тоже небыстрый. То есть в холодной воде биологические процессы идут медленнее, чем в теплой. В конце концов, мазут может стать комком, оседающим на дне. Процесс очистки может занимать годы.

Курортный сезон под вопросом?

фото волонтера Нины Долгомировой

Воронежский ученый Юрий Ковыгин считает, что в предстоящий летний сезон купание в Черном море, особенно в отдаленных от места крушения танкеров районах, не будет представлять опасности для человека.

– Если люди не будут специально вымазываться в мазуте, то нет, он не настолько вреден для человека. Люди всю жизнь работают в нефтяной промышленности, с мазутом, в котельных и ничуть не быстрее умирают, чем все остальные. Если мазут прямо на вас не движется, то значит, поблизости его нет, – заявил Юрий Ковыгин.

фото волонтера Виктории Квасовой

Ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии Института биологии южных морей имени Ковалевского РАН в свою очередь пояснил, что тот мазут, который останется в воде к весенне-летнему сезону, может изменить плотность и вновь всплывать на поверхность, а далее выбрасываться на берег. То есть будет вторичное загрязнение.

Сергей Алемов, ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии Института биологии южных морей имени Ковалевского РАН, кандидат биологических наук:

– Трудно прогнозировать, сколько могут длиться выбросы. Каждое море имеет свою особенность по температуре, по солености, по волнению. В Черном море во второй половине XX века до этой аварии не наблюдалось настолько сильных катастроф. Поэтому нам не с чем сравнивать. Такой вот опыт борьбы с последствиями, разработка каких-то мер предосторожности идут на будущее.

Ведущий научный сотрудник заявил, что мазут при небольшом попадании на кожу не несет серьезного вреда. Его можно отмыть теплой водой и моющим средством.

– Если искупаться летом в Черном море, где очищена береговая линия, – волосы не выпадут. Мы брали пробы воды из моря в Керченском проливе сразу после катастрофы, и загрязнений водной среды нефтяными углеводородами в большинстве проб зафиксировано не было. То есть мазут не настолько хорошо растворяется, чтобы как-то отравлять воду вокруг себя. Кроме того, в Севастополе проверяется весь улов рыбы на наличие нефтепродуктов. Срок восстановления Черного моря до прежнего состояния будет зависеть от того, откачают ли оставшийся мазут из затонувших танкеров, насколько оперативно будут убирать появляющиеся пятна, которые после вывоза мазута будут носить только локальный характер, – сказал ученый.

фото волонтера Нины Долгомировой

В конце декабря доцент факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии КФУ Игорь Вахрушев в интервью с РИА «Новости Крым» сообщил, что выброс нефтесодержащих продуктов в море из-за крушения танкеров с мазутом в Керченском проливе не несет угрозы туристическому сезону в Краснодарском крае и в Крыму. Эксперт напомнил, что подобное происшествие в истории уже было: в 2007 году танкер с нефтепродуктами также потерпел крушение, тогда похожее количество мазута попало в Черное море, тоже работали службы. И на сезоне 2008 года это ЧП никак не отразилось.

– На руку то, что ЧП произошло не в курортный сезон и до него еще есть время. Спасатели и волонтеры работают очень оперативно, а это значит, что влияние на окружающую среду, особенно для купально-пляжной рекреации, будет не столь сильно заметно. Сезон как в Краснодарском крае, так и в Крыму состоится, – приводит слова ученого издание.

фото волонтера Юлии Астаховой

В Российском союзе туриндустрии отмечают, что перспективы курортного сезона зависят от темпов очистки пляжей. К его началу власти стараются сделать все возможное для обеспечения экологической безопасности на Черноморском побережье. На данный момент массовых аннуляций уже забронированных туров на лето нет.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.