«Помогала людям словом и делом». Жительницу Воронежской области поздравили с вековым юбилеем
У Марии Курочкиной из Боброва – 2 дочери, 3 внука и 2 правнука
Светлана Трезинская, 22 января 2023, 13:00
Жительнице Боброва, ветерану труда, труженику тыла в годы Великой Отечественной войны Марии Курочкиной исполнилось 100 лет в воскресенье, 22 января. С юбилеем ее поздравили родственники и представители администрации района. Также долгожительнице передали телеграмму с теплыми словами от губернатора Воронежской области Александра Гусева.
– Дорогая Мария Егоровна, от души поздравляю Вас со вступлением в самое уважаемое сообщество воронежцев, встретивших свой сотый день рождения! Ваша судьба была полна и тяготами, и радостями. Благодаря таким, как Вы, наш народ выстоял в годы Великой Отечественной войны и заложил фундамент счастья будущих поколений. Выражаю Вам глубокую признательность за человеческую самоотверженность и бесценный вклад в благополучие родной земли. Труд, доброта и надежда всегда помогали Вам по жизни. Рад, что сегодня Вас согревают любовь и забота родных и близких людей. Прошу об одном: живите еще долго-долго и старайтесь не болеть. Пусть Ваши дни будут наполнены светом и смыслом!Александр Гусев
губернатор Воронежской области
Мария Егоровна, несмотря на свой солидный возраст, многое помнит из детства и юности. О некоторых моментах рассказывает одновременно с улыбкой и печалью в глазах.
– Родилась я в 1923 году в селе Сухая Березовка Бобровского района, – говорит юбилярша. – У моих родителей, Натальи Ивановны и Егора Григорьевича Земледельцевых, было семеро детей. Мама сидела дома, занималась хозяйством. Она могла себе это позволить, ведь муж очень хорошо зарабатывал. Он был известным мастером, валял валенки. Их у него заказывали даже в районной администрации. Также доход семье приносили большой огород и хозяйство – корова, куры, овцы, гуси и так далее.
Мария окончила 7-летнюю школу, училась хорошо, на четверки и пятерки. Вместе с другими детьми помогала родителям. Все шло хорошо, но, как и во все советские дома, 1941-й принес в семью Земледельцевых свои трагические перемены.
– Мне было 18, когда началась война, – вспоминает Мария Егоровна. – Жених ушел на фронт, где потом погиб. Родному старшему брату Сергею повезло – он вернулся живым. Нам же тут, дома, тоже было тяжело. С девчатами за несколько километров под село Коршево бегали окопы копать. Когда вечерело, мчались домой – боялись бомбежки. Дома из окна видели, как летели вражеские самолеты. Но в то время все равно не унывали, находили время для шуток. Помню, как-то вот так летели над нами немцы, я кричу невестке: «Прячься!» Сама на пол легла, а она растерялась, в бочку плюхнулась – так я над ней смеялась!
В годы войны Мария познакомилась с будущим мужем. Когда она вспоминает о том времени, начинают блестеть глаза.
– У нас был такой бугор большой в Березовке, куда молодежь ходила гулять. Там мы с Васей и повстречались, он был старше меня на три года, – рассказывает Мария Егоровна. – Красивый такой... Долго за мной ухаживал. Поженились мы в 1944-м, а в следующем году родилась первая дочка Нина. Родственники помогли построить нам дом. Жили рядом, все дружили. Потом появилась на свет Аня, наш второй ребенок.
Супруги Курочкины устроились в местный колхоз – Мария трудилась на свекле, а Василий работал конюхом. В обязанности Марии Егоровны входили прополка, очистка овощей и их погрузка. Приходилось свеклу самим возить на тачках к складу у железнодорожной станции «Битюг» – пешком в оба конца получалось около 34 км.
В сельском хозяйстве Мария Курочкина вместе с мужем проработала до пенсии, после чего они перебрались в Бобров, поближе к родным.
– Купили дом, потом его обустраивали, – вспоминает юбилярша. – Вася по моей просьбе сделал хорошее крыльцо, чтобы собираться там с подругами. Огород хоть и небольшой, но был. На нем и трудились. Также я вязала платки, кофты, носки. Только последних за всю жизнь, наверное, пар сто сделала. Очень любила читать газеты, журналы – мы их тогда много выписывали.
Мария Егоровна и сегодня старается двигаться – несмотря на два инсульта, один из которых перенесла около месяца назад. Прошедшим летом занималась огородом. Сейчас старается некоторые дела по дому выполнять сама. Также долгожительница смотрит телевизор, читает районную газету «Звезда» – кстати, она не пользуется очками, они на всякий случай просто лежат на подоконнике.
– Грустно, конечно, мне без моего Васи, его не стало в 2005 году в возрасте 85 лет. Над кроватью висит фотография мужа, часто я с ним разговариваю, любила его сильно. Не стало и моих подруг, с которыми сидели на крылечке, – делится Мария Егоровна. – Но есть и отрада. Это две дочки (Нине уже 78 лет, а Ане – 68). Также у меня внучка, два внука, правнук и правнучка. Нравится, когда собираются они здесь все вместе – правда, часто это не получается – они не в Боброве, да и у всех свои заботы.
Рядом с Марией Егоровной живет дочь Нина, она и помогает по хозяйству. Каждый день приходит к маме поговорить, приготовить поесть, навести порядок.
– Я предлагала ей переехать ко мне, но она не хочет уходить из родных стен, – говорит Нина Васильевна. – Тяжеловато нам из-за того, что нет рядом мужских рук, но мы сами стараемся. Хорошо, конечно, что мама для своего возраста достаточно крепкая. Кстати, секрет ее долголетия, возможно, и в генетике – ее папа, мой дед, прожил тоже до 100 лет. К тому же у нее не было вредных привычек. Она мне даже с шуткой говорит: «Дочка, ведь я за всю жизнь ни разу пьяной не была!» Наверное, и война закалила ее, хотя нет в ней ничего хорошего. Еще труд на земле и хороший характер – она старалась никогда ни с кем не ругаться, помогала людям и словом, и делом.