Полоса преткновения. Что изменит «выделенка» для общественного транспорта в Воронеже
О штрафах, пробках, плюсах и подводных камнях
Анна Нараева, 26 октября 2020, 14:00
Администрация Воронежа запустила первую выделенную полосу для общественного транспорта на Северном мосту до кольца на Остужева 20 октября. Власти города давно вынашивали план запуска выделенных полос для общественного транспорта, однако на исполнение задумки ушло несколько лет. Что нововведение означает для жителей – в материале РИА «Воронеж».
В чем смысл?
По мнению властей и общественников, выделенная полоса поможет уменьшить пробки и увеличить скорость движения общественного транспорта. Как пояснил глава Воронежа Вадим Кстенин, эта полоса стала первой в рамках поэтапной транспортной реформы. После тестового пуска чиновники решат, нужно ли внести коррективы в разметку, чтобы она была удобна для всех участников движения.
– В мегаполисе обязательно нужно отдавать приоритет общественному транспорту, поскольку он может перевезти наибольшее количество человек за наименьшее время и с наименьшими затратами на содержание инфраструктуры. Организация выделенных полос помогает нам, во-первых, увеличить провозную способность улицы, во-вторых, повысить привлекательность общественного транспорта, а с увеличением количества таких участков – сделать расписание движения автобусов, которое не будет так сильно зависеть от пробок, – рассказал заместитель руководителя воронежского управления транспорта Максим Захаров.
Всего чиновники предусматривают создание 30 км выделенных полос на ключевых магистралях Воронежа – на Московском проспекте, улице Плехановской, Чернавском мосту, мосту ВОГРЭС и других.
Как было раньше?
Тема выделенных полос стала особенно актуальной после того, как с помощью этого инструмента в 2009 году с пробками начали бороться власти Москвы. В Воронеже попытались создать выделенную полосу для общественного транспорта – что символично, тоже в октябре, но 2011 года. Первая полоса была запущена на улице Плехановской. Но всего через несколько недель выяснилось, что дорога получилась немного не по ГОСТу, и исследование пришлось свернуть. Провал, случившийся вопреки усилиям разработчика – АО «НИИ автомобильного транспорта», – вероятнее всего, был связан с чрезмерной поспешностью в воплощении проекта.
Как будет работать выделенная полоса?
По законодательству, на выделенную полосу могут заезжать только школьные автобусы, такси и велосипедисты.
Введение выделенной полосы на относительно простом участке будет вестись поэтапно, чтобы горожане привыкли к такой схеме организации движения. Систему автоматической фиксации нарушений введут позднее, однако расслабляться не стоит уже сейчас: хотя специально фиксировать случаи заездов легковушек на «выделенку» пока не будут, водитель может получить штраф, если нарушение заметят инспекторы ДПС или оно попадет на камеру видеорегистратора.
При этом, как ранее заверил Вадим Кстенин, задачи наполнить бюджет за счет нарушителей нет:
– Задача – постепенно и безболезненно для всех участников дорожного движения создать «выделенки» сначала на одном, относительно простом участке, отработать их функционирование и администрирование, чтобы потом приступить к их внедрению на других, более сложных участках магистралей, где уже будет множество перекрестков, выездов с прилегающих территорий и так далее. Обо всех этапах работ мы будем детально информировать горожан, чтобы момент, когда движение по полосе станет наказуемым, не оказался ни для кого сюрпризом. Но призываю водителей начинать соблюдать разметку и знаки сразу же, как только они появятся, так легче будет не допустить нарушений в дальнейшем.
Будут ли наказывать маршрутчиков за «шашечки»?
Некоторые неудобства ждут не только автолюбителей, но и водителей общественного транспорта. Законодательство не запрещает им «играть в шашечки» при наличии выделенной полосы, но мэрия Воронежа решила, что лучше включить в действующие контракты с предприятиями пункт с рекомендацией ездить только по выделенной полосе, где они есть.
Что говорят общественники?
Юрий Новиков, руководитель общественной организации «Город и транспорт»:
– Выделенные полосы – необходимость для современного мегаполиса. Так или иначе они начнут появляться. Но ключевым в этой технологии является контроль соблюдения автомобилистами границ полосы. Если полоса не контролируется камерами автоматической фиксации, это не выделенная полоса, а потемкинская деревня. Поэтому перед мэрией стоит первоочередная задача: оборудовать все нарисованные полосы камерами в кратчайшие сроки.
Виталий Иванищев, общественник-урбанист:
– Спровоцирует ли «выделенка» новые пробки? Я думаю, что нет. И причин тут несколько. Во-первых, количество транспорта на этом участке не увеличится, просто поток перераспределится по полосам. Маршрутным транспортным средствам не будет смысла перестраиваться между рядами, а основная причина пробок – это и есть перестроение. В пиковое время «выделенка» будет двигаться быстрее автомобильных полос, но это даст людям альтернативу: ехать медленно в авто или быстро в автобусе. Есть автомобилисты, которые никогда, ни при каких условиях, от автомобиля не откажутся, но есть и те, которые чаще будут пользоваться автобусами, сокращая количество автомобилей на улице. Но все это будет работать только в случае грамотного администрирования. Если говорить о перспективах, то в ближайшем будущем «выделенки» можно было бы сделать и на двух других мостах, а также на набережной Массалитинова. Здесь скоро поедет большая часть трафика с улицы Ленина, и «выделенка» может стать хорошей альтернативой минимизировать нахождение в пробке для жителей Остужева, Березовой Рощи, СХИ.
Николай Киселев, председатель комитета по защите прав автомобилистов:
– Главный фактор запуска полосы – наличие общественного транспорта, которому нужно дать преимущество. Как раньше, так и сейчас в Воронеже нет общественного транспорта в понимании, которое заложено в нормативные документы. Это должны быть большегрузные муниципальные автобусы, идущие по расписанию, без дублирования маршрутов. И с точки зрения организации ничего не изменилось: на остановках продолжают толпиться по пять-восемь маршруток, становятся вторым рядом. К 2013 году обещали довести долю муниципального транспорта до 40%, она и сейчас до 10% не дотягивает. А частники – это частники, их не заставишь ничего делать. Полоса становится целесообразной, когда по магистрали проходят около 40 большегрузных автобусов. В таком объеме у нас их нет ни на одной улице, даже близко. Когда эти условия будут выполнены, народ сам станет отказываться от автомобилей, но сейчас – нет. Так что эта полоса – очередной эксперимент над людьми, особенно с учетом одной незавершенной развязки, а также закрытия второй, для ее введения нет никаких оснований. Идея преждевременная, и она станет последним гвоздем в крышку гроба автомобилистов.
Как реагируют автомобилисты?
Далеко не все жители Воронежа верят в успех выделенной полосы: пользователи социальных сетей припоминают администрации неудачный запуск в 2011 году и опасаются, что второй блин тоже будет комом. По мнению людей, транспортная реформа требует комплексности – появление полос в очередной раз вынуждает жителей пересесть на общественный транспорт, но его уровень как был, так и остался достаточно низким, маршрутки не видятся хорошей альтернативой собственному автомобилю. Помимо этого, автолюбители считают, что на этом участке выделенная полоса никак не спасет от пробок до строительства развязки.
– Северный мост будет проблемой до тех пор, пока он будет упираться в Остужевский кольцевой перекресток. Только при условии, что два загруженных направления, Ленинский проспект и улицу Остужева разделят многоуровневой развязкой, там что-то может измениться, – считает один из участников обсуждения в соцсети.