Воронежцев предупредили о новых схемах кибер- и телефонных мошенников
Вымогатели продолжают совершенствовать методы похищения денежных средств
Дмитрий Купервассер, 17 августа 2022, 11:50
За первое полугодие 2022 года на территории Воронежской области зарегистрировано 1337 мошенничеств, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ). Новые схемы позволяют злоумышленникам перенаправлять сообщения и звонки от банка, получая таким образом доступ к личным кабинетам пользователей. РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о новых ухищрениях мошенников и о том, как не оказаться жертвой дистанционных вымогателей.
«Операторы» с большой дороги
Телефонное мошенничество получило новый импульс после введения санкций со стороны США и Евросоюза. В частности, магазины приложений Google Play и AppStore удалили официальные приложения российских банков из каталога. Мошенники воспользовались ситуацией и начали обзванивать клиентов, предлагая им скачать поддельный софт или «внести изменения» в уже существующий. В процессе таких диалогов вымогатели завладевали личными данными пользователей.
Например, клиенту банка поступает звонок с неизвестного номера. Злоумышленник представляется оператором мобильной сети или сотрудником банка. Он сообщает о том, что личный кабинет пользователя был взломан, в связи с чем необходимо изменить настройки используемой сим-карты. Мошенник заверяет потенциальную жертву в том, что он «не передает никакие персональные данные и все действия направлены исключительно на восстановление доступа к личному кабинету». Затем клиента просят ввести на телефоне USSD-команду, продиктованную злоумышленником. Если ему удалось убедить жертву ввести команду, все входящие звонки и сообщения от банков будут перенаправляться на указанный номер. Это позволяет получить коды подтверждения для совершения денежных переводов. Позже ничего не подозревающему клиенту банка могут позвонить повторно, сообщив об устранении утечки данных или о восстановленном доступе к личному кабинету.
Чтобы защититься от новых мошеннических схем, рекомендуется игнорировать звонки, поступающие от неопределенных номеров. Не стоит также спешить вводить команды, которые сообщает «оператор», – при малейшем подозрении на попытку заполучить персональные данные со стороны третьих лиц необходимо связаться с техподдержкой банка.
Сомнительные платные услуги
На фоне валютных ограничений вымогатели изобрели новую схему обмана: они звонят россиянам с предложением перевести деньги в иностранной валюте на специальный банковский счет, с которого можно без ограничений осуществлять переводы на любую сумму.
Преступники представляются сотрудниками Центробанка или какого-то коммерческого банка и сообщают о дефиците налички, в том числе валютной. Далее звонящие предлагают перевести деньги на другой счет, с которого снятие наличных происходит без ограничений. Для этого злоумышленники запрашивают данные карты или же предлагают перевести деньги самостоятельно, через банкомат, после чего похищают деньги с карты.
Участились случаи и другого вида ИТТ-преступлений: мошенники обещают открыть на имя жертвы карты Visa и Mastercard в иностранных банках. Человек переводит средства за услугу, но, разумеется, никакой банковской карточки не получает.
Важно всегда критически относиться к предложениям, связанным с валютными операциями, открытием счетов и т. д. Тщательно проверяйте, кому вы доверяете личную информацию, и помните, что сотрудник банка никогда не попросит перевести денежные средства на третий счет. С актуальным списком услуг того или иного банка можно ознакомиться, самостоятельно обратившись в техподдержку.
Все в ваших руках
Участились случаи, когда к потенциальному потерпевшему на улице обращается неизвестный с просьбой осуществить срочный телефонный звонок ввиду определенных обстоятельств. Он может сообщить, что у него похитили сотовый телефон, недостаточно денежных средств на счете и т. д. Ничего не подозревающий гражданин передает вымогателю свой телефон, после чего мошенник путем набора команд через сервис «Мобильный банк» переводит денежные средства по номеру банковской карты.
Будьте бдительны, не выпускайте телефон из рук. И если хотите выручить человека, которому «нужно позвонить», сообщите, что готовы помочь, только набрав требуемый номер самостоятельно и переключив телефон в режим «громкой связи».