Три тысячи полезных дел. Победители воронежского конкурса проектов ТОС получили миллиард на благоустройство
Интервью с заместителем исполнительного директора «Совета муниципальных образований Воронежской области» Русланом Саниным
Сергей Свиридов, 2 августа, 17:30
Август – время разгара работ по реализации проектов ТОС, получивших грантовую поддержку в рамках областного конкурса общественно полезных инициатив. РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о достижениях воронежских общественников на ниве благоустройства своих городов и сел. Сегодня чуть подробнее мы познакомимся с работой Ассоциации «Совет муниципальных образований Воронежской области». О поддержке ТОСов, прежде всего о конкурсе по распределению грантов, нам рассказал заместитель исполнительного директора Ассоциации Руслан Санин.
Особенности конкурса-2024
– Руслан Викторович, расскажите, в чем особенности нынешнего конкурса общественно полезных инициатив ТОС в сравнении с предыдущими годами?
– Да, действительно, в этом году есть небольшие особенности. Мы немного перенесли сроки подачи заявок, с конца календарного года на начало того года, когда планируется реализовать проект. То есть на текущий конкурс мы принимали заявки до начала февраля. Это сделано в том числе по запросам участников конкурса, наших тосовцев. Вызвано это вопросом цен. Если подавать заявку в ноябре – декабре, непонятно, какие цены сложатся на рынке стройматериалов и услуг к моменту реализации проекта. А реализация, как правило, начинается в мае – июне.
Немного изменилась система критериев конкурса и их оценки. Ввели небольшие повышающие коэффициенты того, что касается личного вклада, то есть трудового участия граждан в реализации проекта. И отдельно рассматриваем финансовое участие. Появилось новое направление – создание условий для реализации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.
– Раньше на такие проекты средства не выделялись в принципе?
– В рамках нашего конкурса нет. Но в этом году уже есть несколько проектов-победителей (среди 131 проекта, отмеченного в этом году грантами, пять проектов представляют именно это направление. – Прим. РИА «Воронеж»).
– Поясните, определенное число победителей конкурса есть в каждом направлении?
– Не совсем так. Есть направления, по которым можно выдвинуть свой проект для участия в конкурсе и подать заявку. Они перечислены в положении о конкурсе. В львиной доле случаев это благоустройство. Чуть реже – водоснабжение: установка башен Рожновского, строительство сетей. Также дороги, тротуары, парки, скверы. В теории может быть такое, что все победившие проекты окажутся в одном направлении, а в каком-то другом их не будет вовсе. Все заявки рассматриваются общим списком, мы не делим их на номинации.
Что сделано раньше
– Давайте напомним читателям, когда появился конкурс и каких результатов удалось добиться за прошедшие годы.
– Конкурс проектов ТОС появился в 2015 году. За это время победителями стали порядка 3 тыс. проектов ТОС. На их реализацию потратили уже более миллиарда рублей. До 2015 года были точечные формы поддержки ТОСов, какой-то единой системы не было.
– Конкурс как формат себя оправдывает?
– Безусловно. Ежегодно на конкурс подается более 700 заявок. Рекордным остается 2021 год, когда на нашей электронной платформе оставили более тысячи заявок. Такое внимание к проекту, несомненно, делает его успешным.
– Среди победивших проектов ТОС – реконструкции парков, ремонт дорог. В разработке проектов жителям серьезную поддержку оказывают администрации. Интересно узнать, как решается: когда парк или дорогу будут строить за счет бюджетных средств, а когда отдают это в руки общественников?
– Все может происходить по-разному. У нас одним из главных документов для участия в конкурсе является протокол общего собрания граждан о выборе проекта. То есть к моменту участия в конкурсе люди уже определяются с направлением. Вот решили на общем собрании – быть новой водонапорной башне, или заменить ограждение кладбища, или построить детскую площадку. Участие администрации предусмотрено у нас положением о конкурсе, но в несколько другом качестве. Вмешиваться в выбор направления ее представители не могут. Граждане решают сами.
– Выходит, люди не дожидаются, когда что-то будет сделано по официальным программам, и сами проявляют инициативу?
– Возможно. Наш конкурс иногда действительно используется как один из способов решения точечных проблем, вопросов местного значения.
Что нужно для победы в конкурсе
– Давайте поговорим о проекте, которому почти гарантирован успех в конкурсе. Помимо написанного в регламенте, есть ли какие-то негласные критерии, на которые обращают внимание члены конкурсной комиссии?
– Скорее речь можно вести о тенденциях. В каком-то году было больше успешных заявок по благоустройству, в другом – конкретно по дорогам. Но мы никого не ставим в приоритет. Все зависит от заявки, насколько она подготовлена. И нужно обратить внимание именно на название – у нас конкурс именно проектов ТОС. Не конкурс заявок, а конкурс проектов. Должен быть продуманный, четкий план, дорожная карта реализации своего проекта. Люди должны четко знать, где, что и за какие средства хотят сделать, вплоть до материалов, суметь обосновать значимость, для чего это нужно. Правильно заполненная, качественно сделанная заявка – главный залог успеха. Она будет по достоинству оценена. Нужно не забыть отметить такие критерии, как софинансирование и личный вклад. Если граждане самостоятельно ничего не смогли собрать на реализацию своего проекта, это может быть воспринято как отсутствие заинтересованности, и заявка, соответственно, получит низкую оценку. То же самое относится к работе по привлечению спонсоров.
– Один из примеров негласной практики успешной заявки, как многие считают, – это продолжающийся проект, когда следующий грант выделяется на развитие того, что было сделано раньше. Например, в один год сделали дорогу, а на следующий – построили тротуар.
– Мы не привязаны к этому. Смотрим только на то, как подготовлена заявка. Были примеры, когда такие проекты, о которых вы говорите, не побеждали. Хотя, действительно, есть, к примеру, один из многих других успешных проектов – в Рамони по возведению многофункциональной спортивной площадки. Они получили уже несколько грантов. Но секрет в том, что они просто грамотно подходят к участию в конкурсе, хорошо работают с жителями в части софинансирования и личного трудового вклада.
– Выходит, то, что выглядит как практика продолжения проекта, на самом деле означает, что люди просто научились грамотно участвовать в конкурсе?
– Все верно. И еще заинтересовали своей деятельностью большое количество людей.
А судьи кто?
– А кто входит в состав конкурсной комиссии и принимает решения насчет распределения денег?
– Председателем нашей конкурсной комиссии является депутат областной думы Артем Зубков. В парламенте он как раз возглавляет комитет по местному самоуправлению, связям с общественностью и массовыми коммуникациями. Заместителем председателя комиссии является исполнительный директор нашей Ассоциации Сергей Волков. А в состав входят все сотрудники нашего аппарата.
– В аппарате Ассоциации работают люди, ставшие профессионалами в своих областях, или, может быть, есть те, кто сам прошел школу ТОСов? Не логично ли включить последних как минимум в состав конкурсной комиссии?
– Насколько я знаю, тосовцев среди нас нет. Мы все – профессионалы в своих сферах, со своими дипломами. В основном юристы. Мы все так или иначе раньше были связаны с государственной или муниципальной службой. Нас всего семь человек, включая исполнительного директора. А за интересную идею – спасибо. Мы подумаем над тем, чтобы в перспективе включить в состав конкурсной комиссии представителей лучших ТОСов.
– В зоне ответственности Ассоциации работа исключительно с ТОСами или это не единственная ваша задача?
– В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» такие структуры, как наша, созданы во всех субъектах Российской Федерации. Их деятельность направлена на организацию межмуниципального сотрудничества. Наша цель – объединить в единое сообщество все муниципальные образования нашего региона. Их в Воронежской области 476, и все они считаются нашими учредителями. И наша задача – это их поддержка, оказание юридической, методической, организационной, консультативной и иной помощи главам и органам местного самоуправления.
– Любой активист ТОСа может приехать в Воронеж и прийти к вам за консультацией?
– Пожалуйста!
Кто активнее – селяне или горожане?
– Среди проектов можно найти, например, предполагающие обустройство въездной группы, необходимое, как известно, для участия в другом престижном областном конкурсе – «Самое красивое село». А как часто успех в реализации проектов ТОС ведет к новым победам и получению грантов уже более серьезного уровня?
– Въездные группы, так называемые стелы, безусловно, улучшают внешний вид села. Это совсем иное впечатление, когда вместо обычного дорожного знака – какая-нибудь интересная конструкция. И мы считаем – да, это может способствовать участию в дальнейшем в других, более серьезных конкурсах. Не помню наизусть критерии других конкурсов, но в каких-то из них и благоустроенный парк может стать важным условием успеха. Успешно реализованные проекты ТОС в целом улучшают внешний вид сел и повышают их шансы на победу в других конкурсах.
– Вопрос моды на те или иные проекты. Когда только появились первые ТОСы, почти каждое из них занималось строительством детской площадки в качестве первого или второго своего проекта. Сейчас очень много проектов посвящено благоустройству кладбищ или подъездных путей к ним. Это назревшая необходимость, стечение обстоятельств или какая-то еще тенденция?
– Детские площадки и на десятый год у нас остаются в числе популярных направлений. Уже приходит время менять оборудование на тех из них, что были построены в рамках первых проектов. Продолжать их строить нас подталкивает желание поддержать демографические процессы. Что касается кладбищ, у меня нет какого-то однозначного объяснения этой тенденции. Хотя опрятный вид кладбища – обязательное условие положительного впечатления от облика сельского поселения в целом. Это показывает отношение ныне живущих людей к своим предкам. Можно лишь предположить, может быть, тосовцы стали чаще ездить в гости друг к другу. В том числе и благодаря нашему конкурсу. И где-то увидели проекты, некогда небанальные, по благоустройству кладбищ, с новым металлическим ограждением, кованой входной группой, контейнерной площадкой для сбора мусора. Может, именно так и распространилась эта тенденция.
– Как, по-вашему, в муниципалитетах достаточно ли неравнодушных, инициативных граждан, без которых трудно представить эффективную работу ТОСа? Или народ скорее нужно раскачивать, подталкивать к общественно полезным делам?
– Повторюсь, что порядка 3 тыс. благоустроенных за десять лет объектов – это высокий результат. Он отмечался многократно на федеральном уровне. Практика поддержки ТОСов в Воронежской области отмечалась общероссийскими организациями. Наш регион – традиционно один из лидеров в этих вопросах. Что касается непосредственно вашего вопроса, сельские жители немного более активны, более ответственны, чем жители городов. Это, может быть, и объективный фактор. В городе мы все платим за капитальный ремонт и содержание придомовой территории. Село – это чаще все же индивидуальное жилищное строительство, люди там ближе друг к другу. Там ТОС-сообщество более сплоченное, там проще собрать людей, организовать их на общее дело.
– А что нужно сделать, чтобы горожане вышли на тот же уровень активности в вопросах объединения и работы в ТОСах? Или это в принципе невозможно?
– У меня на этот вопрос нет ответа. Все-таки горожане по менталитету несколько отличаются от сельских жителей. Наверное, они считают, что им кто-то что-то должен сделать. Имею в виду управляющие компании, застройщика и так далее. Может быть, это небольшой негативный фактор, отвечающий на вопрос, почему люди в городах менее заинтересованы. Но это мое личное мнение.
Три любимых проекта ТОС Руслана Санина
- ТОС «Сергеевский», село Сергеевка Панинского района
Активисты построили «Сергеевское подворье». На территории площадью более 200 кв. м сельчане установили сцену, скамейки, входную группу и забор. Дорожки выложили тротуарной плиткой, установили беседки со столиками. Построили русскую печь и выкопали колодец. Территорию озеленили. Были планы по открытию летнего кинотеатра.
– Это уникальный проект, считаю, один из тех, которые могут сказаться на развитии нашего внутреннего туризма, по области.
2. ТОС «Чкаловец», Борисоглебск
Признан победителем по итогам V Всероссийского конкурса «Лучшая практика ТОС». Объединяет жильцов дома №22 на улице Аэродромной. Работают с 2017 года. За это время выиграли шесть грантов областного конкурса общественно полезных инициатив. Обустроили детскую и спортивную площадки, досуговую зону с беседкой и сценой, хозяйственную зону, парковку, экоплощадку для раздельного сбора мусора. Отходы тосовцы сдают на переработку, на вырученные деньги проводят общедомовые мероприятия и праздники. Закупили музыкальное оборудование и сценические костюмы.
– Там уже много сделано ранее. Но вот отличная идея. Людям не хватало помещения для организации помощи участникам СВО. Негде было плести маскировочные сети, собирать «гуманитарку». Интересный, важный и нужный в наше время проект, – отметил Руслан Санин.
3. ТОС «Мужичанское», село Мужичье, Воробьевский район
В 2022 году завершили ремонт старого колодца и благоустроили территорию вокруг него. Мирской колодец (называется так потому, что когда-то здесь брали воду не только жители Мужичьего, но и соседних сел. – Прим. РИА «Воронеж») на купеческом подворье находится в центре села. По рассказам старожилов, ему более 100 лет. Говорят, воду несколько раз освящали настоятели церкви, в банке или бутылке она долго не портится и не меняет своих вкусовых качеств. Колодец и сейчас пользуется популярностью.
Общественники отреставрировали колодец и облагородили территорию вокруг него. Сначала вырубили кустарники, покосили траву. По периметру выложили плитку, оборудовали тротуар, сделали мостик, забор с элементами ковки. Территорию украсили фигурами из дерева: «мужичок с гармошкой», «женщина с коромыслом», телега, скамья. Сам колодец очистили, установили сруб из дуба.