«Пока одну ногу погреешь, к другой сапог примерзает». Воронежец рассказал, какой ценой далось ему строительство БАМа
Юрий Демко попал на стройку века, когда служил в армии
Елена Шелякина, 2 июля, 12:43
Дата 8 июля 1974 года считается началом строительства БАМа. Это очень важная магистраль для экономики России. Ее значимость подчеркивается и на государственном уровне – президент Владимир Путин подписал указ о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
В стройке века довелось поучаствовать и жителям Воронежской области. Один из них – уроженец Грибановки 67-летний Юрий Демко. Он рассказал корреспондентам РИА «Воронеж» о том периоде своей жизни.
Юрий Демко был в числе первых строителей БАМа. В 1974 году его призвали в армию. Служить молодому человеку довелось в железнодорожных войсках машинистом бульдозера.
Мороз, сопки и звезды
На станцию Ургал солдат-срочников привезли зимой. Кругом – сопки и бескрайняя тайга.
– Мороз перевалил за 55 градусов, а на нас – кирзовые сапожонки и шинелишки, – вспоминает Юрий Демко. – Собрались представители всех национальностей. Ребята крепкие, нытиков не было.
Некоторое время солдаты жили в вагонах, в которых прибыли. Потом военнослужащих мехбата погрузили в ГАЗ-66 и повезли на станцию Нальды, километров за сто. Ехали всю ночь.
Позже ребята узнали, что дороги в сопках очень крутые и опасные.
– Хорошо, что ехали ночью в крытой машине, – рассказал Юрий. – Ничего не видели. А то натерпелись бы страху. Первое впечатление – мы в яме, видно небо, усыпанное яркими звездами. Грелись у костров. Пока одну ногу погреешь, к другой сапог примерзает.
Военнослужащим привезли теплую одежду – бушлаты и полушубки из овчины, – и начали ребята обустраиваться на новом месте. Из бревен сделали деревянный каркас, обтянули его палатками. Поставили буржуйку. В таком жилище размещалось человек 20.
Потом подвезли щитовые дома для офицеров. К лету ко многим из них перебрались жены. Рядом с местом, где расположились военные, сохранился старый лагерь. В нем жили заключенные, начинавшие строить железную дорогу еще в 1930-е годы.
Мехбат, в котором служил грибановец, делал насыпь, на которую железнодорожники затем укладывали рельсы и шпалы.
Сухая картошка
Столовая тоже была построена из щитов. Зимой за стол приходилось садиться, не раздеваясь. Топили снег, чтобы получить воду. На вкус она была сладковатая. Хлеб возили за сто с лишним километров. Дорогой он так замерзал, что повар пилил его ножовкой.
– Хлеб был крепче доски, как кирпич, – вспоминает Юрий.
Все продукты привозили в сухом или концентрированном виде. Даже картошку. Сырые овощи в пути просто померзли бы. Как следствие такого питания, из-за нехватки витаминов у многих началась цинга. У военных кровоточили десны, шатались зубы.
– Я познакомился с местным охотником – корейцем, который жил в тайге, – вспоминает герой публикации. – Он научил меня готовить отвар из веток хвойных деревьев и кустарников. Жидкость была горькой на вкус и имела неприятный запах. Но от цинги она хорошо помогала.
Холодная красота
Юрий Демко признался, что никогда больше не видел такой красивой природы, как на БАМе. Зимой здесь очень холодно и безветренно, от мороза трещат деревья. В разряженном воздухе эти звуки слышно на большом расстоянии.
Летом в тайге много ягоды: брусники, клюквы, черники, голубики. И много насекомых.
– У солдат была поговорка: два комара буханку хлеба унесут, – смеется Юрий.
По его словам, в тайге было много и промыслового зверя. Местные охотники добывали куницу, рысь.
На строительство БАМа доставляли самую современную по тем временам технику, в том числе импортного производства. В сильные морозы она не выдерживала, ломалась. Когда Юрий демобилизовался в 1976 году, насыпь протянулась уже на несколько километров.