«Пока одну ногу погреешь, к другой сапог примерзает». Воронежец рассказал, какой ценой далось ему строительство БАМа

Юрий Демко попал на стройку века, когда служил в армии

Елена Шелякина, 2 июля, 12:43

из архива героя публикации

Дата 8 июля 1974 года считается началом строительства БАМа. Это очень важная магистраль для экономики России. Ее значимость подчеркивается и на государственном уровне – президент Владимир Путин подписал указ о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

В стройке века довелось поучаствовать и жителям Воронежской области. Один из них – уроженец Грибановки 67-летний Юрий Демко. Он рассказал корреспондентам РИА «Воронеж» о том периоде своей жизни.

Юрий Демко был в числе первых строителей БАМа. В 1974 году его призвали в армию. Служить молодому человеку довелось в железнодорожных войсках машинистом бульдозера.

Мороз, сопки и звезды

На станцию Ургал солдат-срочников привезли зимой. Кругом – сопки и бескрайняя тайга.

– Мороз перевалил за 55 градусов, а на нас – кирзовые сапожонки и шинелишки, – вспоминает Юрий Демко. – Собрались представители всех национальностей. Ребята крепкие, нытиков не было.

Некоторое время солдаты жили в вагонах, в которых прибыли. Потом военнослужащих мехбата погрузили в ГАЗ-66 и повезли на станцию Нальды, километров за сто. Ехали всю ночь.

Вид с сопки

Позже ребята узнали, что дороги в сопках очень крутые и опасные.

– Хорошо, что ехали ночью в крытой машине, – рассказал Юрий. – Ничего не видели. А то натерпелись бы страху. Первое впечатление – мы в яме, видно небо, усыпанное яркими звездами. Грелись у костров. Пока одну ногу погреешь, к другой сапог примерзает.

Военнослужащим привезли теплую одежду – бушлаты и полушубки из овчины, – и начали ребята обустраиваться на новом месте. Из бревен сделали деревянный каркас, обтянули его палатками. Поставили буржуйку. В таком жилище размещалось человек 20.

Здесь будет трасса

Потом подвезли щитовые дома для офицеров. К лету ко многим из них перебрались жены. Рядом с местом, где расположились военные, сохранился старый лагерь. В нем жили заключенные, начинавшие строить железную дорогу еще в 1930-е годы.

Мехбат, в котором служил грибановец, делал насыпь, на которую железнодорожники затем укладывали рельсы и шпалы.

Сухая картошка

Столбиками изыскатели отмечали места, где пройдет трасса

Столовая тоже была построена из щитов. Зимой за стол приходилось садиться, не раздеваясь. Топили снег, чтобы получить воду. На вкус она была сладковатая. Хлеб возили за сто с лишним километров. Дорогой он так замерзал, что повар пилил его ножовкой.

– Хлеб был крепче доски, как кирпич, – вспоминает Юрий.

К строителям приезжали артисты из Москвы

Все продукты привозили в сухом или концентрированном виде. Даже картошку. Сырые овощи в пути просто померзли бы. Как следствие такого питания, из-за нехватки витаминов у многих началась цинга. У военных кровоточили десны, шатались зубы.

– Я познакомился с местным охотником – корейцем, который жил в тайге, – вспоминает герой публикации. – Он научил меня готовить отвар из веток хвойных деревьев и кустарников. Жидкость была горькой на вкус и имела неприятный запах. Но от цинги она хорошо помогала.

Холодная красота

Юрий Демко с сослуживцами

Юрий Демко признался, что никогда больше не видел такой красивой природы, как на БАМе. Зимой здесь очень холодно и безветренно, от мороза трещат деревья. В разряженном воздухе эти звуки слышно на большом расстоянии.

Летом в тайге много ягоды: брусники, клюквы, черники, голубики. И много насекомых.

Небольшая авария

– У солдат была поговорка: два комара буханку хлеба унесут, – смеется Юрий.

По его словам, в тайге было много и промыслового зверя. Местные охотники добывали куницу, рысь.

На строительство БАМа доставляли самую современную по тем временам технику, в том числе импортного производства. В сильные морозы она не выдерживала, ломалась. Когда Юрий демобилизовался в 1976 году, насыпь протянулась уже на несколько километров.

Справка РИА «Воронеж»

Байкало-Амурская магистраль проходит по территории Иркутской и Амурской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии. Длина основного пути составляет 4287 км. Является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной этап строительства магистрали пришелся на 1974−1984 годы. К нему привлекли молодежь: комсомольцев и военнослужащих-железнодорожников. Магистраль проходит через семь крупных горных хребтов. Большую ее часть проложили в зоне вечной мерзлоты.
На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.