Поэтесса Вера Полозкова в Воронеже: «В XXI веке роскошь – писать от руки»

Интервью о персонажах стихов, семье и хейтерах.

Мария Лепилова, 13 марта 2018, 16:17

Мария Лепилова

Поэтесса Вера Полозкова выступила с программой «Высокое разрешение» в Воронежском концертном зале вечером в понедельник, 12 марта. Со своей командой музыкантов и художников она представила новые произведения из индийского и венецианского циклов, а также детские стихи из книги «Ответственный ребенок».

До выступления Вера Полозкова дала интервью, где рассказала о творчестве, сыне и новой книге.

– Вера, есть мнение, что вы популярны потому, что еще и внешне привлекательны. Считают, что вы стали знаменитой легко и быстро. Согласны?

– Нет, это никак не связанные вещи. Мне уже 12 лет приходится оправдываться перед профессиональным сообществом: «Я правда много работаю!».

– У вас много почитателей, подражателей, но и тех, кто ругает ваше творчество. Как относитесь к критике?

– Критика – всегда ад. Я никогда не черпала в критике ни спортивной злости, ни ощущения востребованности. Это тяжелое испытание – когда читаешь весь этот негатив и не можешь поверить, что у незнакомых людей может быть такой объем ненависти к тому, что ты делаешь.

– В одном интервью вы сказали: «Я всегда пишу про себя, кем бы ни являлась в настоящий момент – стареющим грузином, эмигрировавшим в Америку, или девушкой, влюбившейся во взрослого мужчину». Как эти персонажи в вас уживаются?

– Все эти люди, мои персонажи, населяют меня. Мне кажется, я от них не избавляюсь. Просто пытаюсь в какой-то момент с ними примириться и договориться. И дальше мы уже не нарушаем личных границ. Как говорит мой любимый автор Линор Горалик, я все это пишу, чтобы выплеснуть из своей головы, чтобы оно меня больше не терзало.

Взять хотя бы мой текст про Кэти Флинн, пожилую торговку воспоминаниями. Мне кажется, что у нее есть своя лавочка в моей голове, у нее там какие-то клиенты, старые банки с воспоминаниями.

Весь мой цикл «Короткий метр» про разных персонажей. Мне кажется, они могут дислоцироваться в одном месте – в несуществующем городе, как в фильме «Крупная рыба». В книжке, которая у меня выйдет весной, тоже будет «Короткий метр», уже следующий.

– Поэтесса Лариса Рубальская рассказывала, что написала стихотворение «Напрасные слова» в коровнике. А где вас посещает муза?

– На полустанках, в поездах, в неизвестных индийских деревнях, в гостиницах с окнами, закрывающимися на засов, и с тараканами размером с MP3-плеер. Я всегда много путешествовала и продолжаю это делать. Вдохновение приходит в самых неожиданных местах.

– А можете проснуться среди ночи, чтобы записать какие-то строки?

– Бывает, что в течение нескольких часов, сидя на каком-нибудь ответственном совещании, интервью или встрече, ты не можешь понять, что происходит. Это случается потому, что не можешь дописать текст и он занимает всю оперативную память. Ты подвисаешь, не находишь ответы на простые вопросы или проезжаешь станцию метро. Или не понимаешь, о чем тебя спрашивает водитель такси. В это время ты мучительно пытаешься додумать какую-то строчку. И это забавный процесс.

– Пишете на бумаге или на компьютере?

– Только на бумаге. У меня есть любимый блокнот. Я серьезно отношусь к выбору блокнотов и ручек. В XXI веке это роскошь – писать от руки. Это такая серьезная история про верность.

– Вы служили в театре «Практика». Как решились без актерского образования?

– Сказать, что я была актрисой в полном смысле этого слова, нельзя. Потому что я читала стихи точно так же, как делаю это в другой своей жизни. Иногда читала стихи других авторов. Мы сделали ряд спектаклей, которые шли с аншлагами и пользовались успехом несколько лет. Тем не менее стать актрисой не довелось. Хотя у меня был небольшой опыт съемок в короткометражке. Но это все детский сад.

– Чем радует ваш сын Федор?

– Федору еще нет четырех. Он музыкант – использует подручные средства, чтобы извлекать классные звуки. Он, скорее, в отца пошел, потому что гитары и любые звучащие вещи – это самое для него притягательное.

– А рифмовать он еще не пробовал?

– Нет, он только заговорил месяцев восемь назад. Мы пока подождем с рифмами. Но сказки он рассказывает, любит большие игры на воображение. Он целый вечер может быть кем-то еще, неким героем, и говорить мне: «Мама, ты такой-то герой из мультика». И мне нельзя выходить из образа.

– Скоро вы во второй раз станете мамой. Как Федор к этому относится?

– У него слишком радужные ожидания. Он не знает, что его ждет на самом деле. Поэтому пока кайфует. Время от времени, когда у него хорошее настроение, он пытается поделить свой автопарк на несколько частей, чтобы какую-то часть отдать брату. Он знает, что это будет брат, и радуется, что скоро у него появится друг.

– Кого-то читаете из современных российских поэтов?

– Нельзя существовать вне контекста. Люблю Льва Оборина, Полину Барскову, Сергея Гандлевского, Анну Русс, Дану Сидерос, Катю Перченкову. Катя – тихий, скромный автор, при этом у нее есть гениальные вещи. Мы дружили по юности с Алей Кудряшевой, когда вели стихотворные ЖЖ. Могу назвать фамилий 30 ныне живущих поэтов, за которыми слежу постоянно в подборках и в Facebook.

– А кого из представителей музыкальных жанров можете назвать поэтами?

– Борис Гребенщиков, с которым я знакома довольно близко. Лет, наверное, восемь. БГ – великий русский поэт, помимо прочего. Что касается рэперов, с которыми мне приписывают дружбу, включая Ваню Алексеева, Мирона Оксимирона и прочих… В силу того что мы много пересекались, я не рискну называть все, что они делают, поэзией. Потому что это разные жанры, преследующие разные цели. Но в каких-то своих вершинах поэтическая история и рэп-история сближаются. Потому что голос в рэпе – еще один инструмент, который создает ритмическую конструкцию, которая гораздо важнее текста. А текст можно менять произвольно. Это напрямую противоречит тому, как устроена поэтическая вещь. В рэпе идет бесконечное набивание словами – чем больше слов, тем круче и острее это звучит.

– Правда, что вы занимаетесь духовными практиками, как Борис Гребенщиков?

– Я много что попробовала в жизни. Но не настолько дисциплинированный человек, чтобы делать это постоянно. Время от времени к этому возвращаюсь. В частности, для познания себя я сидела в ашраме (обитель мудрецов и отшельников. – РИА «Воронеж) в Индии, в Мумбае. Это такой огромный ашрам, где у каждого своя маленькая комната. У меня была десятидневная практика молчания и свободы от всех гаджетов, плюс примерно девятичасовые медитации. Это был один из самых серьезных опытов.

– Что вам далось труднее всего: не есть, не говорить, медитировать?

– Труднее всего столкнуться с адом у себя в голове, от которого ты не можешь убежать ни в телефон, ни в книжку, ни на улицу. Да, многие люди впервые с этим сталкиваются. В реальной жизни у нас тысячи возможностей сбежать от себя. На моих глазах происходили мощные трансформации. Это потрясающее зрелище. В самый последний день можно было поговорить и познакомиться. Оказывалось, что слова не значат ничего. Ведь за эти десять дней молчания ты понимаешь без слов, зачем человек приехал, что он преодолевает и что с ним происходит.

– Что вы поняли про себя?

– Для меня это большая чистка. После какое-то время пребываешь в ощущении всемогущества – ты не ведешься на агрессию, собран, решаешь сложные задачи за 15 минут. Мне пришло предложение написать песенный текст, и он был написан за полчаса вместо моей обычной недели с муками и истериками. Но так как это требует ежедневной практики, через какое-то время реальность снова становится заскорузлой, и ты об нее ранишься. И все опять идет не так, как бы хотелось...

– Индия, судя по телепередачам, – это бедность и антисанитария.

– Недавно месяц жила в Индии. Я езжу туда каждую зиму с сыном. Эти полтора миллиарда людей (их в 10 раз больше, чем в России) разработали кодекс отношений, где никто никому не враг, не истребитель, не оценщик. При такой организации жизни они умудряются жить и давать жизнь другим. И я учусь у них, как можно, довольствуясь невероятно малым, быть довольным своей жизнью.

Что касается возможности чем-то заразиться, бедности и ада в головах – в России это пострашнее. После Индии в Москве страшно оставаться. Возможно, я бы и хотела переехать в Индию навсегда. Но мне это не по карману.

– «Судьба есть контурная карта – ты сам себе геодезист» – строчка из вашего стихотворения. А вы ощущаете себя творцом своей судьбы?

– Этот текст я написала в 19 лет. И мне кажется (как ни странно), все так и есть. Хотя лет 15 назад было бы неожиданным узнать, куда приведет меня эта извилистая дорога.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.