«Подписала, как зомби». Чем обернулась «бесплатная диагностика» для пенсионерок Воронежа

Истории двух женщин, которые взяли многотысячные кредиты на спа-услуги.

Светлана Тарасова, 26 июля 2017, 15:19

Андрей Архипов, Евгения Емельянова

Воронежское регуправление Роспотребнадзора регулярно получает жалобы на клиники, навязывающие пожилым людям услуги в кредит. Так, 61-летняя Елена Филипцова пошла на «бесплатную диагностику по губернаторской программе» и взяла кредит на курс спа-процедур за 79 тыс. рублей почти под 40% годовых. Для расторжения договора женщине пришлось нанять адвоката. В конце июня 2017 года суд вынес решение в пользу Елены Филипцовой. А для 62-летней Натальи Тулубенской диагностика обернулась долговым ярмом. Судебные приставы наложили арест на пенсию женщины. Ее долг – почти 100 тыс. рублей.

Обе пенсионерки стали жертвами клиник на воронежской улице Среднемосковской: Городского центра коррекции фигуры и аппаратной косметологии №1 (юрлицо ООО «Форум 3») и Областной клиники флебологии и сосудистой хирургии имени Вишневского (ООО «Алия»).

Как пожилые воронежцы попадают в ловушку клиники, разбиралась обозреватель РИА «Воронеж».

История Елены Филипцовой

Новогодний подарок

– В декабре 2016 года у меня заболели ноги. Я сходила в свою поликлинику, а там развели руками: «Возраст, что ж поделать?» Но ноги болели нестерпимо. И тут мне позвонила женщина, которая представилась сотрудником областной клиники флебологии и сосудистой хирургии имени Вишневского. Она назвала меня по имени и отчеству, пригласила на бесплатную диагностику, – вспоминает Елена Филипцова.

Женщине сообщили, что под Новый год клиника дарит пенсионерам подарки. Елене пообещали диагностику на новейшем оборудовании и сказали о возможности бесплатного лечения уникальными методами.

– От боли я готова была лезть на стенку и поверить в любое чудо. Я записалась к ним на прием 4 января 2017 года, – рассказывает Филипцова.

– Недобросовестных менеджеров учат манипулировать сознанием. Манипулятор всегда торопит, показывает, сколько вы всего потеряете, если не купите что-то прямо сейчас. Всегда следует брать паузу на день или два. За это время вы сможете собрать информацию о том же медучреждении из независимых источников и принять рациональное, обдуманное решение.
Елена Тригуб

психолог, коуч бизнес-тренер

Пациентку заботливо встретили в офисе клиники, располагавшейся в новом фешенебельном здании по улице Среднемосковской, 1д.

– Меня сопровождала племянница, но ее со мной в кабинет не пустили. Я сама сказала врачу о больных ногах. Мне задавали много вопросов. Среди них, брала ли я когда-нибудь кредит. И тут я стала странно себя чувствовать, – вспоминает пенсионерка.

По словам женщины, на вопрос, надо ли оплачивать лечение, доктор не ответила, сменив тему разговора.

– Потом мне вынесли пакет документов. Я надела очки, но так и не смогла разобрать текста. Торопили: «Просто распишитесь, что вы согласны с условиями лечения в нашей клинике». Я вписала свои паспортные данные и «подмахнула» договор, не читая, – признается Елена Филипцова.

Договор дороже денег

Только дома женщина ознакомилась с подписанным договором:

– Мне назначили комплекс процедур сроком на два года. Фито-бочки, косметические процедуры, за которые я должна была ежемесячно платить по 4,5 тыс. рублей. О ногах ни слова! Итоговая сумма кредита – 78 тыс. рублей под 39% в банке «Восточный». Первая моя оплата должна быть 4 февраля 2017 года.

Женщина бросилась в клинику расторгать договор. Спустя почти месяц юристы клиники дали Филипцовой свидетельство о расторжении контракта.

– Мы отправились в банк с этим документом, заверенным печатью. В банке обещали разобраться, – говорит Филипцова.

Но 4 февраля представители банка начали требовать пенсионерку погасить кредит.

– Ежедневно раздавались по 10 звонков, мне грозили коллекторами. Я попала в больницу с нервным срывом, – вспоминает Елена.

Защита

В начале марта Елена Филипцова обратилась за помощью к адвокату Сергею Федотову. 

По документам пенсионерка сама заключила кредитный договор с банком. Но поскольку средства были перечислены не ей, а сразу клинике Вишневского (по документам ООО «Алия»), адвокат направил фирме претензию с требованием незамедлительно погасить кредит женщины, пригрозив обращением в суд.

В фирме ответили, что «все свои обязательства выполнили», и указали номер платежного поручения.

– В полученном документе были ошибки в имени, отчестве моей подзащитной и в номере ее кредитного договора. Разумеется, кредит, который числился за моей клиенткой, погашен не был, – рассказал Федотов.

В конце марта защитник обратился в Коминтерновский райсуд с иском о взыскании денег, которые были перечислены ООО «Алия» по заключенному с банком «Восточный» кредитному договору.

– Одновременно мы подали письменное ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложенного ареста на сумму, заявленную в исковом заявлении, – добавил Сергей Федотов.

Суд наложил арест на заявленную сумму в 140 тыс. рублей (кредит, проценты и судебные издержки – РИА «Воронеж»). По словам адвоката, клиника поняла, что намерения у Филипцовой серьезные, и добровольно вернула деньги.

За первое полугодие 2017 года в управление Роспотребнадзора по Воронежской области поступило семь жалоб на ООО «Алия» и 33 – на ООО «Форум 3». По факту жалоб управление провело проверки и составило протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.4 (оказание населению услуг, не соответствующих требованиям), ч.1 ст. 14.8 (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге) и ч. 2 ст. 14.8 КоАПРФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя). Регуправление Роспотребнадзора обратилось в Центральный райсуд Воронежа с иском о ликвидации юрлица ООО «Форум 3» за неоднократное (два и более в течение календарного года) нарушение прав потребителей. Однако суд не увидел оснований для удовлетворения требования, посчитав характер нарушений малозначительным.

История Натальи Тулубенской

Минус половина от пенсии

– Я пошла за пенсией 6 июля 2017 года и обомлела: мне прислали только половину – 6 тыс. рублей. Пошла разбираться в Пенсионный фонд. Тамошняя сотрудница выдала постановление от судебных приставов о том, что я должна банку «Русский стандарт» 93 тыс. 944 рубля. Мировой суд вынес решение в пользу банка, а 24 мая 2017 года передал его на исполнение приставам Ленинского района, – рассказала Наталья Тулубенская.

Пенсионерка побежала разбираться в прокуратуру Ленинского района, где, по словам Натальи, ей заявили: «Ваша подпись на кредите? Значит, все по закону».

Женщина живет с сыном-инвалидом по ДЦП. После того, как лишилась половины пенсии, даже проезд в маршрутке стал для семьи роскошью.

– Воронежцы жаловались в полицию на деятельность частных клиник, что им навязывались кредиты под большой процент на оказание услуг. Но уголовные дела по таким фактам не возбуждались, потому что полицейские не усмотрели в них состава преступления.
Наталья Куликова

начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Воронежской области

«Лечебный массаж головы»

История со злополучным кредитом произошла 10 июня 2016 года. В этот день Наталье Тулубенской позвонили на сотовый, назвали по имени и отчеству. Предложили пройти «бесплатное медицинское обследование по губернаторской программе», назвали адрес: Среднемосковская, 1д, третий этаж, офис 1.

– У меня незадолго до этого погиб старший сын, и я была в плохом состоянии. Думаю, узнали. Наверное, помочь хотят. И пошла, – вздыхает бабушка.

Пенсионерке понравились красивое здание, вежливый персонал, любезное обращение:

– Ко мне вышла женщина в белом халате, назвалась врачом Ириной и повела в кабинет без окон и дверей. Она включила компьютер и стала проводить диагностику. Мое состояние удручило доктора, и она меня успокаивала: «Мало ли, что у вас сын погиб, но ваша-то жизнь продолжается. Нужно о себе заботиться».

По словам Тулубенской, ей стало душно, и доктор пошла за стаканом воды. После этого пенсионерка, по ее выражению, «поплыла»:

– Меня повели в другой кабинет, где на голову надели какой-то шлем. Сказали: «Лечебный массаж головы». Когда я сняла шлем, была будто не в себе. «Мы сейчас с вами подпишем документы, определим программу и будем с вами работать», – сказала мне доктор. По поводу оплаты ответила: «Для вас, пенсионеров, у нас отличные скидки». И я, как зомби, стала подписывать все, что мне подсунули. Меня еще по телефону предупредили, что с собой надо взять полис и паспорт. Я и записала свои паспортные данные в подсунутые бумажки.

Дома женщина прочитала подписанное и расплакалась.

– На меня повесили кредит в 75 тыс. рублей под 36% у банка «Русский стандарт». Прочитала и визитку, которую сунули: «Городской центр коррекции фигуры и аппаратной косметологии №1». Господи, где я, а где косметология?
Наталья Тулубенская

пенсионерка

Наутро бабушка побежала в медцентр, чтобы расторгнуть договор.

– Клиенты вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до истечения установленного договором срока его предоставления. В течение 14 календарных дней с даты получения кредита (для целевых кредитов – в течение 30 дней) заемщик может досрочно вернуть всю сумму кредита без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок кредитования. Для этого надо обратиться с письменным заявлением в банк, с которым был заключен кредитный договор. Если потребителю отказали, в соответствии с законом «О защите прав потребителей», он вправе обратиться в суд и оспорить заключенную сделку.
Роман Костянский

представитель воронежского отделения Главного управления Банка России по ЦФО

– Меня туда уже не пустили – вызвали охранника и вытолкали в шею. «Все в отпуске», – сказали. Я ходила неделю – бесполезно, – говорит пенсионерка.

Через месяц женщину приняла замдиректора центра, которая назвалась Натальей Валерьевной.

– Она меня стала утешать, пообещала, что уменьшит процент кредита. Я отказалась и написала заявление о расторжении договора на оказание услуг в связи с материальными проблемами. Наталья Валерьевна поставила на нем свой штамп, и я пошла домой – уверенная, что кредита на мне нет, – вспоминает пожилая женщина.

А в сентябре, по словам Натальи Ивановны, ей стали звонить представители банка:

– Я думала: никакими услугами я не пользовалась, кредит с меня сняли, чего мне беспокоиться-то? И сбрасывала звонки. А потом звонки и вовсе прекратились.

О том, что договор не расторгли, а проценты по кредиту растут, пенсионерка узнала лишь 6 июля 2017 года.

– Оказалось, что банк подал на меня в суд. Судья без моего участия вынес решение о взыскания с меня половины пенсии! А мне даже не прислали судебного решения, – возмущается пенсионерка.

После драки

Тулубенская вернулась в клинику, где ей навязали кредит:

– В прошлом году у них был один этаж, и назывались они «Городской центр коррекции фигуры и аппаратной косметологии №1». Теперь два этажа и название «Областная клиника флебологии и сосудистой хирургии им. Вишневского». Разрослись они. Их состояние растет за счет таких, как я!

Женщина смогла отыскать ту самую Наталью Валерьевну.

– ООО «Алия», «Форум 3», клиника им Вишневского – вся эта многоголовая гидра «работает» с людьми исключительно предпенсионного и пенсионного возраста. С теми, у кого критический взгляд на вещи, мягко говоря, ослаблен. Доверчивым гражданам «втирают» не только необходимость использовать предлагаемые услуги, но и финансовые выгоды такого сотрудничества. Так, к примеру, стоимость услуг в размере 230 тыс. рублей уменьшается до 78 тыс. при условии заключения кредитного договора здесь и сейчас. На мой взгляд, сотрудники «Алии» совершают очевидное мошенничество. Мне непонятно, почему правоохранители этого не замечают, а суды игнорируют потерпевших за «отсутствием угрозы охраняемым общественным отношениям».
Сергей Федотов

адвокат, выигравший суд против ООО «Алия»

– «Почему раньше не приходили?» – сердито приветствовала она меня и послала к их юристу Армену Сергеевичу. Он пообещал вернуть сумму моего долга, чтобы я ее заплатила приставам. Пообещал, но прошло уже три недели – и ничего, – рассказала Наталья Тулубенская.

Вопрос без ответа

Корреспонденты РИА «Воронеж» сами связались с Арменом Сергеевичем (мужчина отказался назвать фамилию).

– Тулубенская не решила вовремя вопрос со своим кредитным договором. В связи с неисполнением обязательств по нему банк подал на нее в суд. Решение вступило в законную силу, и с нее стали взимать часть пенсии. Она написала заявление, чтобы расторгнуть договор. Поскольку мы обслуживаем эту фирму, заявление попало ко мне. Мы договор расторгли.

Вопрос журналиста, что сделать бабушке, чтобы приставы не отнимали половину ее пенсии, юриста рассердил: «То, что вы журналист, не дает вам права задавать такие вопросы!»

Много скидок

Журналист РИА «Воронеж» тоже побывала в клинике. Презентабельное здание в центре города. Надпись на стене предупреждает, что фотосъемка внутри запрещена.

Не найдя моего имени в базе данных, девушки на стойке администратора согласились принять без записи, но только при наличии паспорта. Оказалось, что лечат здесь от всего, даже делают кардиооперации. Филиалы клиники по всей стране – их больше 40.

– Пять лет назад, когда мы только открылись, у нас была специализация – дерматология. У нас гибкая система оплаты, много скидок, – подчеркнула одна из сотрудниц клиники.

Узнав, что у меня нет с собой паспорта, женщина настойчиво предлагала мне оставить номер телефона, чтобы, когда специалист освободится, мне назначили время приема.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.