Под Воронежем откроется исследовательская арт-резиденция
Художники изучат культурный ландшафт Дивногорья.
Олеся Шпилева, 22 июля 2015, 14:20
Арт-резиденция «Культурный ландшафт: от представления к содействию» начнет работу в музее-заповеднике «Дивногорье» в Лискинском районе Воронежской области в понедельник, 27 июля. В художественном проекте примут участие 16 художников из России, Казахстана, Киргизии и Германии, а также теоретики и практики из области исследования культуры.
Проект «Культурный ландшафт: от представления к содействию» будет включать в себя исследовательскую художественную резиденцию, цикл семинаров и лекций от участников проекта и приглашенных деятелей искусства и науки. Арт-резиденция завершится выставкой «Наблюдения открытого пространства» и симпозиумом «Практики живых территорий», которые пройдут в Дивногорье 15 августа.Художники проведут в Дивах три недели. По словам директора музея-заповедника Марины Лыловой, они будут изучать Дивногорье с точки зрения этнографии, археологии, палеонтологии. На итоговой выставке художники представят проекты, посвященные укладу жизни местного населения, археологическим памятникам и экологии Див.
Первая арт-резиденция «Если бы…» прошла в Дивногорье в рамках фестиваля «Чернозем» в 2014 году. Художники из разных стран жили и работали в музее-заповеднике 2 недели. Итогом их работы стала экспозиция под открытым небом: арт-объекты из мела, бетона и металла украсили территорию Див. Выставка стала новым экскурсионным маршрутом музея-заповедника.
Марина Лылова отметила, что после первой арт-резиденции стало ясно, что украшать заповедный ландшафт арт-объектами – не совсем «по-дивногорски». Поэтому в 2015 году дирекция разработала новую концепцию проекта. Вторая арт-резиденция призвана напомнить о том, что современное искусство – тоже исследовательская работа, не сводимая только к эпатажу или созданию материальных объектов.— Очерчивая свой индивидуальный круг вопросов, каждый участник проекта касается проблем среды, в которой работает. Результат зависит от того, насколько автор является «наблюдателем», способен ли он сохранить в своей работе уникальность среды, в которой работает, а в среде – уникальность своего участия. Особенность проекта в Дивногорье состоит в том, что некоторые работы являются не только объектами или предметами, но еще и стратегиями, и тактиками. Они коммутируют практики территории в новые комбинации и, например, ставят своей задачей раскрыть историю Дивногорского пейзажа с точки зрения жизни хутора Дивногорье, или прокладывают новые маршруты по пограничью «охраняемой», «дикой» и «одомашненной» территории. Таким образом, у проекта нет одной универсальной темы, но есть круг проблем, с которыми художники и кураторы работают, – рассказали кураторы проекта Яна Малиновская и Михаил Лылов.