Бюджет «большого рывка»
Почему программа развития дошкольного образования в Воронеже получилась такой дорогостоящей?
Александр Саубанов, 19 марта 2013, 20:01
27 марта на заседании городской Думы депутаты примут скорректированную муниципальную программу «Развитие дошкольного образования городского округа город Воронеж на 2010-2019 годы». В том, что ее примут без лишних дебатов, сомнений нет. Потому что срыв намеченных планов – статья расстрельная, и организаторам становится дорог буквально каждый день.
Дорожная карта для детсада
Ситуация с программой развития дошкольного образования в областном центре напоминает историю Ильи Муромца. Восстанавливать прежними темпами порушенную сеть учреждений дошкольного образования можно было бесконечно долго, если учесть, что в «нулевое» безвременье появились целые жилые массивы без единого садика. Будем называть вещи своими именами: только политическая воля губернатора смогла создать условия для прорыва. На формирование программы, способной за три года решить проблему дефицита детских садов в областном центре, были мобилизованы депутаты, чиновники и крупнейшие застройщики города. Временная редакционная комиссия под руководством вице-спикера гордумы Александра Провоторова за пару месяцев выдала проект, который формально является скорректированной версией старой программы, но на самом деле представляет собой принципиально иной документ. И порядок цифр там другой. Бюджет программы - уже не жалкие десятки миллионов, а 7,7 млрд рублей, больше половины из которых предстоит выделить городу.
- По нашим данным, реальная очередь в Воронеже состоит из 2,5 тысячи детей в возрасте от трех до семи лет, - сказал, представляя документ на парламентских слушаниях, Александр Провоторов. - Еще около полутора тысяч – длина скрытой очереди, возникшей из-за переполненности групп. По итогам реализации программы будут построены детские сады на пять тысяч мест и полностью решены проблемы для этой категории детей и частично – для детей ясельного возраста.
Значимость документа больше, чем может показаться на первый взгляд. Эта программа теперь, без сомнения, станет образцом для других муниципалитетов области и, в конце концов, – для корректировки большой региональной программы.
Но, с другой стороны, надо признать, что документ оставил неоднозначное впечатление.
Это загадочное ГЧП
Впервые в муниципальной программе появляется понятие «частно-государственного партнерства». Главным направлением такого партнерства признано строительство новых детсадов за счет средств застройщиков с последующим выкупом в муниципальную собственность. В Воронеже из 16 новых детских садов 14 в следующем году будут построены именно таким образом. При этом стоимость одного места составит от 800 тысяч до одного миллиона рублей, что соответствует среднероссийским показателям. Выкуп будет проходить в течение пяти лет (в Астрахани, например – в течение 15 лет), а плату за рассрочку привяжут к размеру ставки рефинансирования ЦБ, которая в настоящее время составляет 8,25%.
Таким образом, суть частного участия в частно-государственном проекте – это разница между коммерческим и «муниципальным» процентом за кредит, которая по итогам проекта может вылиться в несколько миллионов рублей дополнительной финансовой нагрузки.
Казалось бы, такое «комсомольское поручение» для наших доблестных строителей не может быть привлекательным. Удивительно, но стройорганизации проявили искреннюю заинтересованность в участии в программе. В течение месяца число желающих строить садики увеличилось с 8 до 14; в этот пул вошли все крупные застройщики города. А первым, похоже, за дело возьмется ДСК, который в этом году начнет строительство детского сада в новом жилом микрорайоне по улице Ростовской, а затем – еще двух по улице 9 Января.
Секрет неожиданного энтузиазма - в том факте, что наличие садика повышает капитализацию новых жилкомплексов. Покупатели квартир, наученные горьким опытом предшественников, уже не расхватывают дешевые квадратные метры, как горячие пирожки, а тщательно интересуются наличием садика, школы, автостоянки. В Подмосковье есть примеры, когда застройщики из таких соображений строили сады полностью за свой счет!
3-4 тысячи за 34 процента
В том, что касается строительства и капремонта, программа выглядит очень солидно. Тщательно прописаны источники финансирования, порядок расчетов и сроки сдачи каждого объекта. Но, как только речь заходит о других направлениях, то жесткая программа превращается скорее в коротенький список пожеланий.
Возьмем, к примеру, направление «поддержки негосударственного сектора дошкольного образования». Речь, по сути, тоже идет о частно-государственном партнерстве; более того, это ЧГП в классическом понимании! Оно пользуется популярностью во всем мире, потому что здорово экономит бюджетные средства. У нас в городе, например, строительство одного места в муниципальном саду обходится государству, как уже сказано, в миллион рублей, а дотации на его эксплуатацию – 5,5 тысячи в месяц. Помещения же НОУ - негосударственного учреждения - не стоят ничего. Так что город, по идее, может позволить себе поучаствовать в текущих расходах частника.
При таком подходе в Самарской области, к примеру, «большой рывок» произвели преимущественно за негосударственный счет. Там количество зарегистрированных негосударственных учреждений приближается к третьей сотне (у нас - к первому десятку). Временная комиссия проводила соцопрос, позволивший сделать вывод: если плата за посещение ребенком коммерческого детсада будет составлять не более 3-4 тысяч рублей в месяц, то в городе будет удовлетворено 34% спроса на детские сады. Это в принципе можно сделать, субсидируя частника на те же 5,5 тысячи рублей в месяц.
Более того, уже год, как существует закон №10-ФЗ, который позволяет это делать без ущерба для муниципального бюджета. Но у нас пока нет структур и программ, которые могли бы поддержать предпринимательство в сфере образования. Но хотя бы «пожелательную» строчку в новую программу можно было вписать?
Не вошло в документ и предложение временной комиссии выплачивать компенсацию матерям, которым не досталось мест в детских садах. При затратах в 60-120 миллионов в год можно сократить очередь в детсады еще на 1-2 тысячи человек. Но, как выяснилось, в этих планах инициаторы целиком полагались на областной бюджет, да вот только он (бюджет) оказался к этому не готов.
От общего – к частному
Зато появилось такое направление ЧГП, как «организация работы малокомплектных дошкольных учреждений на первых этажах многоэтажных домов и встроено-пристроенных помещениях». То есть, муниципалитет подыскивает подходящее помещение в строящихся домах и убеждает владельца сдать его в аренду на максимально щадящих условиях. Помещения - главная проблема для педагогов-предпринимателей; они многое готовы отдать за подходящие для их деятельности квадратные метры. Ну а если еще, как обещают чиновники, проект будет по возможности сопровождаться субсидиями для деятельности садика - вообще красота.
Пилотным станет проект детского садика на 75 мест компании «Холмогоры» и строительной фирмы «СТЭЛ». Помещение изначально строилось под детский сад, поэтому переоборудовать его почти не придется. Это сильно ускоряет дело. Но сначала потребуется получить лицензию самим «Холмогорам», потому что это компания… новая. Опыта эксплуатации детских садов, как мы выяснили, она не имеет, но претендует на все помещения, которые подыщут чиновники. Представители фирмы полны энтузиазма и хотят развить целую сеть садов. Их затея вызывает симпатию, но не отменяет вопрос: почему такой серьезный муниципальный ресурс задействуется без конкурса? Почему одного из участников рынка произвольно ставят в более выгодные условия по сравнению с другими?
Нет в программе направления, недавно считавшегося важнейшим, – возврат в систему ДОУ помещений бывших садиков. Руководитель городского управления образования Константин Викторов докладывал комиссии, что 22 помещения в принципе еще годны к возвращению, но там сидят работники федеральных, преимущественно силовых структур и переселяться они не хотят. Викторов сам предложил не бодаться с ними, а потребовать компенсаций «за использование зданий».
Если уж говорить о компенсациях, то почему бы тогда не предъявить и счета строителям за участки, где вместо изначально предполагавшегося детсада сегодня стоят высотные дома?
Впрочем, все это не так бы удручало, если бы в документе под названием «Развитие дошкольного образования…» была хоть строчка о собственно образовании. Вот построим сейчас во множестве новые стены, а кто в них будет работать, если уже сегодня в системе огромный дефицит качественных кадров? По каким методикам? За какие деньги?
Но это тема для отдельного разговора.
Только цифры
Уже к 1 сентября 2014 года в областном центре будут построены 16 новых детских садов; десятки помещений будут капитально отремонтированы или реконструированы. К 2015 году очередность детей от 3 до 6 лет будет ликвидирована в основном, а к 2016 году - полностью.