По следам группы Дятлова. Воронежцы вернулись из похода по Северному Уралу
Никаких паранормальных явлений туристы не заметили
Ульяна Губенко , 1 марта 2024, 19:00
В конце января и начале февраля семеро воронежцев в составе тургруппы совершили лыжный поход по Северному Уралу. Отправной точкой стал крохотный северный поселок Ушма, а конечной – перевал Дятлова. Туда туристическая группа прибыла в годовщину трагических событий. Участники похода поделились своими впечатлениями с корреспондентом РИА «Воронеж».
Испытание холодом
С вокзала в городе Ивдель участников похода забрал автомобиль ГАЗ-66, в простонародье «шишига». Через пять часов езды по бездорожью через тайгу воронежцы оказались в крохотном северном поселке Ушма.
– Было интересно посмотреть, как живут местные жители – народ манси. Хотя общались мы мало: они сторонятся чужаков. Кстати, мы видели книжку со стихами Пушкина на русском и мансийском языках, – рассказал один из участников похода Сергей Колесников.
По приезде в поселок тургруппа подготовила снаряжение, переоделась и отправилась в путь. Термометры показывали около -25°С, и это стало для путешественников своеобразным «испытанием холодом». Несмотря на то что все адаптировались к морозу довольно быстро, в первый день идти было тяжело еще и потому, что не удалось отдохнуть и поспать.
– Выход из поезда был ранним, поэтому особо поспать ни там, ни в дороге не получилось, и по приезде в Ушму сразу отправились в поход, – поделился еще один воронежец Николай Мартынов.
Не для галочки
Воронежцев «подбил» на поход к перевалу Дятлова Владислав Нохрин. Он уже был там в 2021 году. И рассказал, что тогда это было своеобразной «галочкой»: побывать в известном месте, которое мало кто посещает. А в этот раз Владислав «получил удовольствие от самого похода и красот вокруг, насладился днями в отрыве от цивилизации, работы и каждодневных забот».
В сей раз Нохрин был не просто участником похода – он выступил руководителем, пусть даже и, по его мнению, «формально».
– У меня есть справка, что я был руководителем похода. Она полезна при получении разряда по спортивному туризму. По сути, я пригласил воронежцев в поход и консультировал их по снаряжению, – уточнил Владислав.
По его словам, движение велосипедистов и лыжников измеряется «переходами» – отрезками движения по 40−50 минут и десятиминутным отдыхом. В день можно совершить восемь таких переходов, а иногда даже десять. Если перевести в километры, то за неделю тургруппа их прошла около 130.
Движение группы можно было отследить по онлайн-трекеру. Кроме того, маршрут был согласован со спасателями.
База Ильича
Как рассказал Владислав Нохрин, несколько лет назад екатеринбургские джиперы проложили дорогу, по которой в теплое время года может проехать подготовленный автомобиль, а в зимнее – пройдут лыжники и снегоход. На середине пути располагается приют «база Ильича» – небольшая избушка, которую используют в качестве ночлега во время походов. Ее можно назвать единственным остатком цивилизации на пути к перевалу Дятлова.
– Одни из самых ярких впечатлений были на второй день, когда после холода и ночевки на снегу мы пришли на «базу Ильича», где спокойно пили чай и устроились спать на простых деревянных нарах, – поделился Виталий Махонин.
В остальное время участники похода ночевали в одной палатке на 12 мест.
– Сначала готовится место под палатку – его утаптывают в лыжах пять-семь человек. Внутри палатки устанавливается маленькая печка, которую топят всю ночь. В зависимости от того, во сколько группа пришла, разбила лагерь, оставшееся на сон время делится на количество участников, и каждый дежурит – в среднем по часу, – добавил Владислав Нохрин.
Каждый день два человека дежурили по кухне – они вставали на час раньше остальной группы, чтобы приготовить всем завтрак. Рацион состоял из разных каш, тушенки и т. д.
– Запомнились дежурства у печки, когда мы по очереди сидели около нее всю ночь. Когда ты сидишь, нагреваешься от печки, а потом такой горячий залезаешь в спальник и засыпаешь, – рассказала о своих впечатлениях от похода Надежда Махонина. – Когда мы шли через лес, то для питья топили снег, в остальных случаях набирали воду из реки. Для меня это было открытием. Я даже попробовала чистую некипяченую воду.
Без лыж и с санями
По словам Владислава Нохрина, в этом походе обошлось без экстремальных ситуаций, группа двигалась в штатном режиме. Не повлияло на планы и то что у Николая Мартынова по дороге к перевалу сломалась лыжа. Из-за этого ему пришлось идти пешком.
– Без лыж мне стало намного легче и лучше. У меня опыта практически не было – пару раз в «Олимпике» ходил с Владиславом Нохриным на туристических лыжах. Это не совсем мой инвентарь. То, что я шел пешком, не повлияло на скорость группы, – рассказал воронежец.
Этот поход был первым таким опытом для Николая Мартынова и супругов Виталия и Надежды Махониных.
– Я не рискнула нести рюкзак на себе – боялась, что будет сильная нагрузка на спину, поэтому он лежал у меня в санях-волокушах. Получилось, что я их за собой тянула. С ними было сложнее подниматься в гору – походные лыжи при подъеме соскальзывали, и плюс еще саночки тянули вниз. Но этот поход был возможностью проверить себя, – поделилась Надежда.
На перевале
К перевалу Дятлова тургруппа подошла в день 65-летия со дня трагедии – 2 февраля. Говорят, что дату не подгадывали и, только находясь около мемориальной таблички, поняли, когда именно пришли.
Этот день в своих дневниковых записях так описал воронежец Сергей Колесников:
А потом был обратный путь в Ушму, где группа арендовала у манси дом с баней. По словам туристов, поход прошел штатно – никаких паранормальных явлений его участники не заметили.
Ребята говорят, что хотели бы вновь пройти по следам группы Дятлова, но с большим временным заделом, чтобы в полной мере насладиться красотой мест. По словам Николая Мартынова, «произошла некая трансформация, когда ты наедине с собой и своими мыслями входишь в какое-то медитативное состояние и созерцаешь природу и безмолвие».