По-семейному. Как работает одна из самых маленьких школ Воронежской области
На 10 учеников приходится 9 учителей
Леонид Шифрин, 5 октября 2021, 15:02
В школе села Советское – филиале Поселковой СОШ Калачеевского района – на 10 учащихся приходится девять учителей. Учителя Советской ООШ занимаются отдельно с каждой параллелью, в классе по одному-два ученика. Власти района не планируют закрывать учебное заведение – наоборот, туда проводят газ. Журналисты РИА «Воронеж» побывали в селе Советское с населением около 300 человек накануне Дня учителя и увидели, как проходит обучение в одной из самых маленьких школ Воронежской области.
«Чужие здесь не ходят»
На входе в двухэтажное здание школы журналистов встретил строгий охранник. Сотрудник одного из Калачеевских ЧОПов Елена Моргунова грозно поинтересовалась: «Кто вы, куда идете?».
Женщина охраняет школу уже почти три года. Раньше, когда был жив здешний колхоз «Авангард», она работала там учетчицей. В ООШ ее рабочий день длится с 7:30 до 16:30.
– Если что, у меня есть тревожная кнопка. Но у нас не город, чужие тут вообще не ходят, а учителей, ребят и их родителей мы хорошо знаем, село-то небольшое. Никаких ЧП за время моей работы здесь не было, у нас тут вообще одна большая семья, – поделилась Елена Моргунова.
Здание школы является центром притяжения для сельчан: в нем также располагаются администрация Советского сельского поселения, отделение связи и сельская библиотека.
Руководитель Советского филиала МКОУ «Поселковая СОШ» Татьяна Шевырева пришла работать в школу еще в 1977 году.
– Тогда в школе было порядка 50−60 учащихся. Но колхоз распался, многие из села уехали, и теперь у нас всего 10 ребят – наименьшее число за все годы, – отметила Татьяна Васильевна. – В селе раньше было несколько старых школьных зданий. Это, рассчитанное на 200 учащихся, построили в 1974 году. Для своего возраста оно в очень приличном состоянии. Конечно, каждый год что-то подкрашивается-подмазывается. Думаю, школа простоит еще не один десяток лет.
В ООШ один первоклассник, один третьеклассник и две четвероклассницы. В пятом классе один ученик, шестого нет, в седьмом – двое, в восьмом – один, а в девятом – выпускном – двое. Всего три девочки и семь мальчиков.
Из девяти учителей только пять живут в селе Советское.
– Еще четверо – совместители, которые работают в основной школе поселка Калачеевский и живут там же. Они на школьном автобусе приезжают к нам, проводят уроки и возвращаются в свою школу, – рассказала Татьяна Шевырева. – Самое важное для нас – чтобы школа жила и дальше, ведь есть примеры, когда школы с гораздо большим количеством учеников «оптимизируют», закрывают, а ребят возят на школьных автобусах учиться за несколько километров. Но если закрыть школу, то и само село начнет загибаться.
В каждом школьном кабинете – ультрафиолетовые бактерицидные установки, что важно в условиях пандемии.
Третий и четвертый классы в школе занимаются вместе. На разных рядах сидят третьеклассник Ярослав Крючков и четвероклассницы-близнецы Вероника и Виолетта Пономаревы.
На вопрос журналистов, кем он хочет быть, когда вырастет, Ярослав ответил, что еще не определился.
– Может, шофером. Точно не учителем, этот трудно, – добавил мальчик.
Его преподавателю Людмиле Лариной действительно приходится непросто. Она работает в этой школе учителем начальных классов с 1990 года.
– Почему-то принято считать, что если в классе, например, такой состав, как у нас – три человека, – то это отдых для учителя. А ведь фактически у меня здесь три разных класса. Третьеклассник, у которого другой уровень подготовки и программа другая, и две сестрички, у которых успеваемость различается. Вот мне и приходится ко всем трем подходить с разными требованиями, – призналась Людмила Николаевна.
В школьной столовой, где на разных переменах питаются малыши и старшие классы, всем командует Наталья Клыгина, мать первоклассника Матвея.
– Я работаю здесь второй год. С работой на селе вообще туго, так что школьный повар – совсем не плохой вариант, опять же сын всегда под присмотром, – рассудила женщина. – Старший, Сергей, окончил эту школу, теперь учится в техникуме в Калаче, а младшая дочь, Алена, пойдет учиться сюда в 2024 году. Так мы поддерживаем нашу школу.
В момент визита корреспондентов РИА «Воронеж» в Советскую ООШ в пятом классе шел урок немецкого, который вела Галина Пишняк. Напротив нее сидел единственный ученик Исмаил Маринаев.
– Конечно, в том, что в нашей школе так мало народу, есть и свои минусы, – вполголоса объяснила журналистам Галина Никифоровна. – Например, на уроке иногда надо работать по группам, а как разбить на них такой класс?
Тем временем Исмаил прочел наконец фразу на немецком и начал ее переводить на русский: «У нас есть домашние животные... лошадь... корова, овечки...».
– Уже лучше, Исмаил, – похвалила его учительница. – Дома сколько времени тратишь на этот предмет?
Ее единственный ученик пробурчал что-то. «Как получится», – «перевела» учитель.
В соседнем кабинете тем временем единственный восьмиклассник Ахмед Ахмедов постигал азы физики.
А на уроке алгебры в седьмом классе сидели двое – Артем Кривов и София Пономарева, старшая сестра двойняшек из четвертого класса. Урок вела Татьяна Шевырева.
– Учеба мне дается не очень трудно, – заметил Артем, – но, конечно, маловато учеников в классе, надо бы человек шесть-семь. А то, если вдруг по какому-то предмету списать надо и София откажет, и обратиться больше не к кому.
На зарплате учителей малокомплектность школы не отражается: что один ученик в классе, что семь – заработки те же. Профессия учителя остается престижной в селе, недаром некоторые педагоги крохотной школы добираются на работу на школьном автобусе. Жители Советского ездят на велосипедах. Как пояснили учителя, «село хоть и небольшое, но вытянутое – велосипеды выручают».
«Школу будем держать обязательно»
Учитель химии и биологии Татьяна Итегенева дважды в неделю приезжает в школу из поселка Калачеевский.
– Если сравнивать наши школы с городскими, конечно, разница большая. Прежде всего, тут никто с родителей не собирает деньги. Надо, например, обновить класс – приглашаем родителей, и те обычно приходят. Надо было забор вокруг школы поставить – пришли отцы ребят и помогли. Мы тут все работаем по 25−30 лет, и становится заметным, что если раньше, например, для родителя учитель был «всегда прав», то теперь мамы-папы стали более требовательными по отношению к нам. Это, видимо, примета времени, – считает Татьяна Итегенева.
– В нашей школе дистанция между учителем и родителем ученика минимальна, – дополнила учитель начальных классов Марина Лесникова. – Зашел на почту – а там мама ученика, заглянул в магазин – там тоже. Мы видим их каждый день, и, если что-то надо сообщить, это не проблема. Вообще, мы тут все одна семья: и учителя, которые проработали в этих стенах всю жизнь, и родители, и ребята. Каждый год мы устраиваем разные праздники: то Новый год отмечаем, то ходим все вместе в походы. Держимся друг за друга, потому для нас важно, чтобы школа прожила как можно дольше.
По словам Татьяны Шевыревой, в Советском существует неплохой школьный резерв:
– После развала СССР, в 1990-х годах, к нам приехали несколько семей турок-месхетинцев, кто-то позже уехал, кто-то остался. А все эти семьи многодетные, в нашей школе учатся трое ребят из них, а еще на подходе будущие первоклассники. Конечно, нам, учителям, проще было бы работать, если бы в классах было по пять-семь человек. Думаю, что все равно в ближайшие годы ребят у нас прибавится.
Директор МКОУ «Поселковая СОШ» Валерий Калиничев родом из Советского, он пошел в первый класс в новую школу в 1974 году. Три года работал в ней учителем, потом директорствовал в Калаче, а Поселковую СОШ возглавил несколько лет назад.
– У нас три филиала: собственно в поселке Калачеевский учатся 43 человека, в поселке Колос – 18, в селе Советском – 10, – рассказал Валерий Калиничев. – В Советском, которое раньше называлось Собацкое, первая школа открылась в 1891 году. В 60-е годы прошлого века в сельской школе училось около 200 ребят из самого села и окрестных хуторов – Большого Лозового, Малого Лозового, Верхне-Дубового, Вязового и других, которых уже не осталось. А после 1974 года в школе максимально было около 120 ребят. Сегодняшняя логистика такова, что центральная школа в поселке Калачеевский находится в 25 км от школы села Советское, и по существующим нормативам на школьном автобусе детей оттуда возить, например, сюда нельзя. Позиция районных властей такова, чтобы обязательно сохранить эту школу, вот за 3 млн рублей и тянем туда газ. Эти работы завершатся в начале октября.
Валерий Калиничев указал на неприятный нюанс работы учителей в крохотных школах. В большом классе обычно есть и сильные, и средние, и слабые ученики, но при объяснении нового материала хоть несколько пар заинтересованных глаз учитель точно увидит. А если перед ним только пара плохо успевающих учеников, педагогу приходится сложнее.
Тем не менее директор «центральной» школы считает важным то, что учителя-предметники в старших классах занимаются каждый в своей параллели – классы не сливаются.
– И пусть на одного педагога приходятся один или два ученика, школу обязательно будем держать. Если ее закрыть, то скоро и самого села не будет, – как и Татьяна Шевырева, убежден Валерий Калиничев.
В День учителя дети в Советском поздравляют педагогов открытками и цветами, а потом садятся за парты в своих классах. Как и в «обычных» школах.