По крупицам. Стала известна история еще одного пилота, погибшего в 1942 году в боях за Воронеж
Горящий самолет упал на окраине села Орлово
Ольга Рындина, 16 ноября 2021, 10:00
Во время Великой Отечественной войны в боях за Воронежский край, по данным исследователей, погибли более тысячи солдат, сержантов и офицеров Военно-воздушных сил Красной армии. Над самим Воронежем и в радиусе 30 км от города – около 250 пилотов и стрелков. У большинства авиаторов нет даже могилы, а в архивах значится только: «Не вернулся с боевого задания». Сегодня, спустя почти 80 лет, благодаря неравнодушным историкам и простым воронежцам, становятся известны их славные подвиги.
Один из таких героев – летчик Владимир Вахмистров, который сгорел в воздушном бою 10 июля 1942 года в небе над селом Орлово Новоусманского района. Местные жители рассказали корреспонденту РИА «Воронеж», как восстанавливали сведения о бойце и разыскивали место его гибели.
О могиле летчика рассказала бывшая санитарка
По словам заведующей Орловской сельской библиотекой Оксаны Русиновой, работа по сбору и поиску сведений о селе Орлово и односельчанах – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла - ведется с 2015 года в рамках проекта «Бессмертный полк. Орлово». Вся найденная информация отражается в соцсети «ВКонтакте».
– В годы войны в селах Орлово, Макарье, Горки дислоцировалось несколько госпиталей, – рассказала библиотекарь. – О них я расспрашивала пожилых жителей этих сел. В 2015 году во время беседы Евдокия Ключанских вспомнила, что на кладбище у Богоявленского храма в селе Орлово была могила летчика.
В годы войны Евдокия Ивановна трудилась в полевом эвакуационном пункте №74, помогала ухаживать за ранеными солдатами.
– Я работала санитаркой в военном госпитале у нас в Орлово, он находился в школе, – поделилась Евдокия Ключанских. – Тогда много наших женщин помогать пошли, и я с подругами Надей Прокудиной и Прасковьей Ситниковой. В январе из Воронежа привозили много раненых солдат – как пересыльный пункт у нас был. Сначала их размещали в церкви, они там оставались на ночь-две. Мы соломой устилали пол, и раненые лежали прямо на соломе. В госпитале мы готовили чай, варили обед, помогали ухаживать за бойцами.
Оксана Русинова добавила, что со временем нашлись и другие свидетели. Многие утверждали, что останки пилота в начале 1960-х годов перезахоронили, но где – неизвестно.
На сайте «Подвиг народа» и других порталах информацию о летчике не могли разыскать, так как не было указано место его захоронения. И все же имя героя удалось установить благодаря поисковой работе краеведа-историка, председателя правления военно-спортивного «Союза имени Калашникова» Валентина Котюха. Он собирал данные о защитниках воронежского неба в течение многих лет и объединил их в труде «Книга Памяти летчиков, погибших за Воронежский край». В книге есть сведения и о Владимире Вахмистрове.
Оксана Русинова, заведующая библиотекой села Орлово:
– В 2020 году Валентин Котюх прислал нам записи из журнала боевых действий 207-й истребительной авиационной дивизии за 10 июля 1942 года, когда погиб этот летчик. И подсказал, как написать запрос в Государственный архив Минобороны. В ответном письме подтвердили, что пилота 176-го истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии лейтенанта Владимира Вахмистрова действительно похоронили в селе Орлово.
Пытаясь найти родственников красноармейца, библиотекарь размещала информацию о нем в поисковых группах. Из учетно-послужной карточки с сайта «Память народа» были известны адрес и имя матери – Мария Карповна Вахмистрова проживала в Москве.
– Я обратилась в службу розыска родственников советских военнослужащих, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Руководитель службы Оксана Муха более полугода, с июля 2020-го по февраль 2021-го, вела поиск родных погибшего летчика.
Удалось выяснить, что его родители умерли в 1961 году. На момент смерти в квартире никто больше не был зарегистрирован. Поиск продолжается.
Кавалерист-передовик
Многое в судьбе летчика стало известно после ответа на запрос из Российского государственного архива социально-политической истории, там же сохранилась и его фотография в партийном билете.
Владимир Вахмистров родился 1 января 1917 года на станции Рубежная Старобельского уезда Харьковской губернии. В 1935 году окончил десять классов школы. С сентября 1935 года работал электромонтером в Московском отделении Центральной автоматической стрелки и сигнализации. С марта 1938 года – инструктором дислоцировавшейся в Москве Центральной кавалерийской школы Центрального совета Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР (Осоавиахим – позже ДОСААФ СССР). Затем, в апреле – июне 1938 года, служил курсантом, помощником командира взвода Полковой школы при Кавалерийской дивизии имени Сталина Московского военного округа. С июня 1938-го по ноябрь 1940-го Вахмистров был техником конного дела Центральной кавалерийской школы имени Буденного Московского военного округа.
Как наиболее отличившегося, Владимира Вахмистрова отметили 10 февраля 1939 года в газете Центрального и Московского городского совета Осоавиахима «На страже» – на второй странице разместили его фото с товарищами с подписью: «Комсомольцы-инструкторы Центральной кавалерийской школы Осоавиахима имени С. М. Буденного, взявшие на себя оборонные обязательства в честь XVIII съезда ВКП (б)».
В сентябре 1940 года в ростовском Новочеркасске на базе Краснознаменных кавалерийских курсов усовершенствования командного состава имени Маршала Советского Союза Буденного состоялись III Всесоюзные конноспортивные соревнования Осоавиахима. Сборная команда под началом Вахмистрова выиграла первенство по многоборью, за что была удостоена переходящего Красного знамени абсолютного победителя соревнований.
Военный летчик
С ноября 1940-го по сентябрь 1941-го Владимир Вахмистров учился в Качинской Краснознаменной военной авиационной школе имени Мясникова, которая считалась главной кузницей кадров отечественной военной авиации. В 1931 году на IX съезде ВЛКСМ прозвучал призыв: «Комсомолец, на самолет!», и конкурс в училище значительно увеличился. Школа считалась элитной, поступить в нее было большой честью. Достаточно вспомнить, что здесь учились сын «вождя народов» Василий Сталин, три сына Анастаса Микояна, будущий Герой Советского Союза Тимур Фрунзе. Все они потом воевали на фронтах Великой Отечественной.
После окончания авиационной школы, 9 октября 1941 года, Владимиру Вахмистрову присвоили звание лейтенанта и направили служить в 16-й авиаполк 6-го авиакорпуса Московского военного округа. Этот полк осуществлял прикрытие Москвы и военных объектов с воздуха, выполняя задачи противовоздушной обороны, а кроме того, вылетал на прикрытие советских войск, штурмовку войск противника, действуя в интересах командования наземных фронтов.
19 января 1942 года парткомиссия 6-го авиакорпуса Московского военного округа приняла Владимира Вахмистрова в члены ВКП (б).
На защите воронежского неба
В архивных документах указано, что летом 1942 года Вахмистров был пилотом 176-го истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта. Полк, на вооружении которого стояли самолеты МиГ-3, перебросили под Воронеж с рубежей обороны Москвы в начале июля 1942 года.
На данный момент поисковикам удалось узнать не только о судьбе 24-летнего пилота, но и о подвигах его сослуживцев, защищавших воронежскую землю.
Большинство авиаторов полка имели боевой опыт воздушных сражений и были наставниками молодых пилотов. Асы учили новобранцев воевать и побеждать даже с превосходящими силами противника. Летчики-истребители совершали разведвылеты, сопровождали штурмовики и прикрывали действия наземных войск, перехватывали самолеты неприятеля.
Воронежский счет сбитым вражеским самолетам в полку открыл 4 июля 1942 года командир эскадрильи Николай Варчук. Сопровождая штурмовики, девять истребителей встретились над Воронежем с 15 бортами люфтваффе. В воздушном бою капитан Варчук короткими очередями сбил два самолета врага.
Каждый день наши летчики поднимались в воздух, отбивая атаки и сбивая неприятеля. Победы и поражения отмечались в журнале боевых действий.
Два боя за один день
В журнале записано, что в 5:25 утра 10 июля 1942 года шесть истребителей МиГ-3 вели воздушный бой с превосходящей группой противника – девятью «Мессершмиттами-109» в районе Ямного и Отрожки.
Пилот Иван Ларкин заметил преследующий ведущего группы Варчука вражеский самолет. С короткой дистанции Ларкин произвел по нему пять атак, убив летчика. «Мессер» перешел в отвесное пикирование и врезался в землю примерно в 5−7 км юго-восточнее села Ямное. Затем пилот набрал высоту 5 тыс. м и над Воронежем обнаружил еще один «мессер». Иван Ларкин атаковал его, в итоге немецкий самолет перешел в штопор и упал. А Ларкин пошел на выручку к своим товарищам и снова вступил в сражение. В результате советские летчики-истребители сбили пять «Мессершмиттов-109»: два – старшина Ларкин, два – капитан Варчук и один – лейтенант Леженевский. Все самолеты упали в районе Отрожки.
Второй бой начался над Воронежем в 18:50. Шесть советских Миг-3 на высоте 2 тыс. м встретили 12 фашистских «Ме-109» и сошлись в лобовой атаке. «Мессершмитты» атаку не приняли и перешли на вертикальные фигуры, подставив «животы» нашим истребителям. В результате Иван Ларкин сбил еще один самолет противника. Выйдя из атаки, капитан Николай Варчук собрал группу из четырех истребителей и на высоте 3 тыс. м был атакован шестью «мессерами», один из которых он ликвидировал. Ларкина атаковали два летчика люфтваффе, его машина получила более 20 повреждений: были пробиты бензобак и винт. Сам пилот остался невредимым и сумел благополучно посадить свой МиГ-3 на аэродроме.
Уничтожение старшиной Ларкиным трех вражеских самолетов за один день стало рекордом для Воронежского фронта. Всего 10 июля 1942 года летчики 176-го истребительного авиационного полка сбили семь немецких истребителей.
Пятеро бойцов не вернулись с боевого задания.
В их числе были лейтенант Чиков, старшина Шелобанов, младший лейтенант Чурмантаев и сержант Моисеев. Евгений Моисеев выпрыгнул с парашютом из горящей машины, но его расстреляли немецкие истребители в воздухе над Кожевенным кордоном. Пилот был сыном советского военного летчика-испытателя полковника Якова Моисеева.
Боевой вылет в тот день стал последним и для Владимира Вахмистрова.
Лейтенант погиб в воздушном бою в небе над селом Орлово. Горящий самолет рухнул у оврага в северо-западной части села. Останки летчика местные жители завернули в парашют и похоронили на кладбище у храма Богоявления Господня. До начала 1960-х годов на кладбище сохранялась могила красноармейца, на ней был установлен памятник с красной звездой.
Мемориал – к 80-летию со дня гибели летчика
Оксана Русинова сообщила, что место возможного перезахоронения пилота найти пока не удалось. На момент гибели Владимиру Вахмистрову было 24 года, имя его до сих пор нигде не увековечено. В 2021 году вышла книга «Воронеж. Небо в огне», в создании которой участвовали Валентин Котюх, школьники и педагоги воронежской школы №102. В ней есть запись и о Вахмистрове.
На средства администрации Орловского сельского поселения изготовили посвященный подвигу летчика стенд, который собираются установить рядом с Богоявленским храмом, недалеко от кладбища, где Владимир Вахмистров был похоронен. В 2022 году исполнится 80 лет со дня его гибели, к этой дате и планируют установить памятный знак.
– Если вы знаете что-либо об обстоятельствах гибели Владимира Вахмистрова, месте его перезахоронения, о работе госпиталей в селе Орлово, сообщите, пожалуйста, в Орловскую сельскую библиотеку, – обратилась Оксана Русинова к воронежцам.