«По кирпичику». Как в Тихвинке Грибановского района восстанавливают церковь
В полуразрушенном сельском храме проходят богослужения
Елена Шелякина, 10 сентября 2021, 17:50
«Разрушенные храмы» – проект грибановской районной газеты «Знамя труда» (входит в холдинг РИА «Воронеж»). В первом материале серии – о том, как возрождают церковь в селе Тихвинка.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери построили в 1777 году, а закрыли в конце 30-х годов прошлого столетия. До наших дней в полуразрушенном здании сохранились старинные фрески и кованые решетки на окнах. Раз в месяц в храме совершают богослужения. Прихожане задумались о восстановлении святыни и начали собирать деньги. Только на первоочередные противоаварийные работы понадобится около 5 млн рублей.
В Тихвинке сегодня живет не более сотни человек. В день, когда здесь проходит служба, село оживает. Поклониться святыне приезжают верующие не только из соседних сел, но и из других районов и областного центра.
– Важно сохранить это святое место для будущих поколений, – считает матушка Сепфора.
– Приход небольшой, – рассказал иеромонах Дионисий. – Но место это веками намоленное. Недалеко был Таволжанский женский монастырь.
Священник обеспокоен тем, что с наступлением холодов церковные службы здесь придется прекратить. Волнует его и то, что старинные фрески на стенах храма могут быть безвозвратно утрачены.
Нужны деньги и рабочие руки
– Сколько денег нужно, чтобы восстановить храм, пока сказать трудно, – рассказала председатель приходского совета Анна Соколова. – Мы заключили договор с проектной организацией, которая просчитает стоимость полной реставрации. Но уже известно, что на первоочередные работы надо около 5 млн рублей.
На эти деньги запланировали установить строительные леса, накрыть крышу. Свод укрепят, а зияющие проемы закроют. В части храма настелют деревянный пол и установят отопление, чтобы можно было проводить службы и зимой.
– Церковь много лет использовали под склад, в котором местный колхоз хранил удобрения, – сказала Анна Соколова. – Надо удалить слой грунта глубиной на штык лопаты, сантиметров на тридцать. Нижнюю часть стен промыть водой и обработать известковым молоком. Потом этот слой придется восстановить землей или сделать подушку из глины. Работа эта трудоемкая. Поэтому нам понадобится помощь волонтеров.
Большая Тихвинка
О том времени, когда в церкви шла служба, не помнят даже местные старожилы. 82-летний Иван Аулов рассказывает своим родственникам то, что слышал от своего отца Власа. По его воспоминаниям, до революции в селе проходила большая ярмарка. Людей на нее собиралось столько, что воды в колодцах на всех не хватало.
Иеромонах Дионисий попросил откликнуться людей, у которых сохранились старые снимки церкви. Их перефотографируют и вернут владельцам.
То, что такие снимки могут быть, подтвердил 71-летний уроженец Тихвинки Николай Горячев.
– Моя мама работала почтальонкой, – рассказал он. - Я помогал ей разносить газеты. У кого-то видел на стене фотографию 1910 года. На ней был не только храм, но и арка, кирпичный забор и захоронения в церковной ограде.
Николай Горячев помнит, что в кирпичной кладке имелась круглая металлическая деталь, на которой написан год строительства церкви. Сейчас на этом месте в стене зияет пролом. Остались в его памяти и места, где были полуразрушенные старинные захоронения. Одно из них принадлежало местной барыне Сафоновой.
– В 60-е годы в селе многие строились, – рассказал Николай Горячев. – Строительные материалы достать было трудно. Местные жители использовали церковные кирпичи. В фундаментах некоторых домов до сих пор сохранились остатки надгробий и мраморных крестов.
Пенсионер рассказал, что при большом увеличении – с помощью телескопа, в который он наблюдает за звездами, – до сих пор можно увидеть остатки позолоты на главном куполе храма.
История длиною в несколько веков
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери расположена в центре села между улицами Степной и Садовой. Автор проекта неизвестен.
– Длительное время считали, что заказчиком был отставной генерал Сафонов, построивший церковь в своем родовом имении, – рассказала Анна Соколова. – Однако, по уточненным краеведческим данным, вероятно, речь идет о другом Сафонове. В фондах Российского государственного исторического архива сохранились акты межевания. Как владелец в них упоминается майор Сергей Степанович Сафонов.
В Указателе храмовых празднеств Воронежской епархии есть записи о том, что церкви принадлежали две десятины сада и 33 десятины пахотной земли. Прихожан было 470 человек. Они жили в деревнях Ауловка, Поляна и Лавровка.
На 1899 год в церкви служили священник Павел Орлов и псаломщик Эразм Федоров.