Платоновский для Платонова
В этом году в программе Платоновского фестиваля как никогда много произведений нашего земляка, давшего фестивалю свое имя
Софья Успенская, 17 января 2013, 13:43
Какие спектакли увидят воронежцы в ходе Платоновского фестиваля, который пройдет в нашем городе с 3 по 15 июня, рассказал на первой пресс-конференции года директор фестиваля Михаил Бычков. По его словам, большую часть программы в этом году составят спектакли по произведениям Платонова и его современников. Кроме того, предполагается, что в фестивальную программу войдут и встречи, в ходе которых можно будет обсудить и теоретически осмыслить постановки.
В основном, театральная программа будет посвящена интерпретации произведений Платонова и его современников. Мы не оставляем попытки найти все те интерпретации, которые ставятся в последнее время, и убедились, что произведения Платонова продолжают интересовать театр и, что особенно приятно, интересовать людей молодых – и режиссеров, и актеров, и зрителей. Произведения Платонова составят основу шести фестивальных спектаклей. Конечно, постановок по его произведениям каждый год выходит больше, но далеко не все они проходят наш фильтр. Михаил Бычков, директор фестиваляОткроет фестиваль постановка «Педагогическая поэма» эстонского Театра NO99, вдохновленная одноименным романом Антона Макаренко и книгой Константина Станиславского «Работа актера над собой». Знаменитый своими острыми социальными и политическими постановками, Театр NO99 нумерует спектакли в обратном порядке – от 99 до нуля. После этого коллектив будет распущен, что, по мнению учредителей театра, отражает их радикальный, отважный подход к проблеме старения театра. «Педагогическая поэма» - это спектакль Театра под номером 63, в котором воплощена идея высвобождения из-под гнета Системы вообще и Системы Станиславского в частности. Сложное переплетение отношений личности и общества, сущность художнического таланта, моральное воспитание человека – вот вопросы, которые волнуют авторов постановки. Создатели спектакля – художественные руководители Театра NO99 Тийт Оясоо и Эне-Лиз Семпер – неоднократно получали призы за лучшую режиссуру, лучшие постановки и лучшую сценографию в Эстонии.
В программе фестиваля будут представлены несколько проектов, которые покажут, какими глазами смотрят на Платонова и его произведения молодые авторы. Их даже выделили в отдельную программу «Платонов глазами молодых».
В основу спектакля «Платонов. Живя главной жизнью» Лаборатории ON.ТЕАТР (Санкт-Петербург) легла проза Платонова, а также его переписка с женой Марией Александровной, которая была опубликована после смерти писателя под заглавием «Живя главной жизнью». Лаборатория ОN.ТЕАТР стала экспериментальной открытой площадкой для молодых режиссеров, художников и актеров. Этот НЕтеатр не боится современного языка и нестандартных подходов, в нем нет главного режиссера, поэтому каждый отдельный спектакль – это свободное видение, выражение конкретного автора. Спектакль «Платонов. Живя главной жизнью» молодого режиссера Дениса Хусниярова, ставший лауреатом Всероссийского фестиваля-лаборатории «ON.ТЕАТР.ru», расскажет зрителям сухую и даже жесткую историю о борьбе жизни и творчества в судьбе великого писателя.
В Питере этот спектакль идет на сцене подвального помещения на улице Жуковского. В Воронеже столь же атмосферной сцены не нашлось, поэтому спектакль покажут на малой сцене ТЮЗа – по ощущениям организаторов фестиваля, она ближе всего к «родному» пространству спектакля.
Еще один лабораторный опыт постановки Платонова представит на фестивале Международный театральный центр им. А.П. Чехова (Южно-Сахалинск). Спектакль «Фро» по одноименному рассказу Платонова – это дебют молодого режиссера Александра Агеева, созданный в рамках режиссерской лаборатории Дальневосточного театрального форума 2012 года. Для показа спектакля на фестивале труппе Чехов-центра предстоит проделать путь длиной в 9 тысяч километров. Один из гостей форума, известный театральный критик, эксперт Платоновского фестиваля Александр Вислов, признался: «Такого Платонова, как на Сахалине, я еще не видел никогда – с таким количеством гэгов, остроумных вещей, порой с перебором».
Платоновскую тему продолжат и студенты Мастерской Сергея Женовача Российского университета театрального искусства – ГИТИС (Москва). Спектакль «Невозможное» по рассказам Платонова авторы описали как «6 историй Андрея Платонова об одиночестве и любви». Его постановку осуществила режиссер, преподаватель ГИТИСа Вера Камышникова.
В 2013 году Воронежский Камерный театр продолжит осваивать драматургию Платонова – на этот раз Михаил Бычков выбрал для фестивальной постановки пьесу «14 красных избушек», написанную в 1933 году. Российские театры открыли эту пьесу для зрителей еще в конце 80-х годов, а в 2006 году спектакль «14 красных избушек» в переводе Роберта Чандлера был показан в Лондоне. Премьера спектакля в Воронеже состоится накануне открытия Платоновского фестиваля.
Это очень серьезный вызов, серьезная пьеса и сложнейший материал. Но заниматься вещами понятными нам уже не очень интересно, поэтому мы планируем начать честный творческий поиск и результаты этого поиска представим вам на фестивале. Михаил Бычков, художественный руководитель «Камерного театра»Зрители третьего фестиваля увидят «Чевенгур» Андрея Платонова в версии Харьковского академического театра кукол им. В.А. Афанасьева (Украина). Спектакль Оксаны Дмитриевой не рассказывает о коммунизме, который строят платоновские «чудики», – он ведет со зрителем визуально-философский диалог о Человеке, который хочет быть счастливым и которому очень трудно разобраться в жизненных перипетиях, исторической круговерти. В спектакле задействовано более 50 кукол разных систем – и эти невероятные в своей пластической выразительности персонажи делают текст Платонова осязаемым.
Частью программы третьего Платоновского фестиваля станут два спектакля одного из лучших российских театров - «Студии театрального искусства» (Москва) под руководством выдающегося режиссера, лауреата Государственной премии, обладателя премии им. К. С. Станиславского, многократного лауреата премии «Золотая Маска», заслуженного деятеля искусств РФ Сергея Женовача.
Впервые в Воронеже будет показана знаменитая версия платоновской«Реки Потудань». В сентябре 2009 года этой постановкой Женовача открылся Московский фестиваль платоновских спектаклей, приуроченный к 110-летию со дня рождения писателя, а в 2010 году спектакль был удостоен премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль малой формы».
В основу второго спектакля «Студии театрального искусства» легли записные книжки Чехова – своеобразная внутренняя лаборатория писателя и драматурга, многие замыслы которого не были воплощены в сочинениях, но сохранились в его дневниках. «Записные книжки» – «это попытка объясниться в любви тому, что для Антона Павловича было святая святых, что он никому не показывал», - говорит режиссер Сергей Женовач. В июне 2011 года спектакль, ставший первым опытом постановки записных книжек писателя, принял участие в Х Международном театральном фестивале им. А.П. Чехова.
Участником 2013 года станет Академический театр юного зрителя им. Киселева (Саратов) – первый в мире профессиональный театр для детей, открывшийся в 1918 году. На фестивале ТЮЗ покажет комедиюНиколая Эрдмана «Самоубийца» в постановке Михаила Бычкова. Один из блестящих комедиографов двадцатого века, Эрдман был автором либретто для оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре, сценариев к советской киноклассике. Первая его пьеса «Мандат» с успехом шла по всей России, а «Самоубийца», написанная в 1928 году, была запрещена и дожидалась своего часа более 50 лет. Известно, что дружба с Эрдманом играла большую роль в жизни Платонова: в нем писатель нашел собрата и как мыслитель, и как художник, и как сатирик. Исследователи находят общее между комедиями Эрдмана и платоновскими пьесами – в стремлении авторов выявить абсурдность явлений, в подходе к героям и в философском содержании.
Спектакль-кабаре «В баре "У Крокодила"» («In der Bar zum CROCODIL», Берлин) с участием немецкой актрисы Терезы Вайсбах и американского пианиста и танцовщика Джона Р. Карлсона погрузит зрителей фестиваля в музыкальное прошлое Германии золотых 20-х и начала 30-х годов – современных Платонову лет. С юмором и шармом артисты расскажут историю юной девушки из провинции, которая отправится в Берлин в поисках счастья и переживет на сцене – и публика вместе с ней – взлет и падение целой Эпохи.
Кстати, дополнением к программе могут стать и воронежские спектакли, не вошедшие непосредственно в список фестивальных событий.
- На мой взгляд, было бы правильно, если бы воронежские театры в дни фестиваля сыграли бы свои работы по Платонову - например, в Зимнем театре драмы мог бы пройти спектакль «Река Потудань» в постановке Владимира Петрова, мы бы показали сових «Дураков на периферии» а кукольный мог бы показать свое «Влшебное кольцо», - считает Михаил Бычков. - Будет хорошо, если гости фестиваля смогут посмотреть и воронежские интерпретации Платонова. Но эта идея пока только обсуждается, каждый театр устанавливает программу на свое усмотрение.