Плата за воздух и забитые дворы. Почему воронежцы противятся парковкам в центре

Какие страхи автовладельцев действительно оправданны.

Ирина Преснякова, 16 октября 2018, 14:43

Виталий Грасс (из архива)

Тестовый период работы платных парковок в Воронеже завершился в понедельник, 15 октября. С этого дня автомобилистов, не оплативших стоянку в центре, начали штрафовать.

Многие горожане встретили платные парковочные зоны негативно: написали более 100 обращений и жалоб в администрацию президента, прокуратуру региона и управление транспорта мэрии Воронежа. С сентября по середину октября сломали или украли 170 дорожных знаков, извещающих о платной парковке, и 98 стоек. Также неизвестные попытались сбить четыре паркомата, но не смогли. В социальных сетях не прекращаются дискуссии противников и сторонников нововведения.

Обозреватель РИА «Воронеж» сформулировала самые частые опасения горожан по поводу платных парковок и выяснила, насколько они реальны.

«Мы платим за воздух»

Для создания платных парковок в центре Воронежа не строили новые автостоянки. Рабочие установили лишь дорожные знаки и паркоматы, а также нанесли разметку на существующее пространство. Не все автовладельцы понимают, почему их принуждают платить за то, что раньше было бесплатным.

В пресс-службе мэрии Воронежа пояснили, что цель платных парковок не в том, чтобы повысить комфорт автомобилистов, а в том, чтобы разгрузить улично-дорожную сеть города и справиться с заторами. По данным городских властей, 30% транспортного потока в центре города в будний день составляют автомобили, курсирующие в поисках свободного места. Это так называемый блуждающий трафик.

– По мнению автомобилистов, самое простое решение проблемы – разом построить несколько тысяч парковочных мест в городе. Во-первых, именно в центральной части города это возможно далеко не везде из-за исторической застройки. Во-вторых, в перспективе это приведет к еще более резкому увеличению уровня автомобилепользования, следовательно, дефицит мест станет только выше. В-третьих, если их построят, они тоже не будут бесплатными, – пояснили в пресс-службе горадминистрации.

В мэрии добавили, что по современным представлениям, по мере выхода города на высокий уровень автомобилизации муниципалитет вынужден отказываться от режима свободного паркинга, то есть бесплатного использования общественного пространства для парковки личных автомобилей. Как правило, городские власти принимают такое решение, когда число автомобилей превысит 300 единиц на тысячу жителей. По данным на 2018 год, в Воронеже этот показатель уже около 400.

«Деньги пойдут организатору парковок, а не городу»

В 2017 году мэрия заключила договор концессии с ООО «Городские парковки», которое зарегистрировано в Белгороде. Компания занялась организацией и обслуживанием платных стоянок в центре Воронежа. Эта же фирма собирает плату с горожан.

– Концессионное соглашение заключено, чтобы сэкономить бюджетные средства. На создание платных парковок город не потратил ни рубля. Также муниципалитет хотел поручить это профильным специалистам, у которых есть опыт внедрения подобных систем. ООО «Городские парковки» принимало участие по внедрению платных парковок в 10 городах, – заверили в мэрии.

Белгородская фирма вложила в создание платного парковочного пространства Воронежа более 115 млн рублей. Компания реконструировала здание на Пирогова, 87, где сейчас находится офис «Городских парковок», разработала организацию дорожного движения, нанесла разметку, установила дорожные знаки и паркоматы. Для борьбы с нарушителями фирма приобрела три вида средств фотофиксации: стационарные, автомобильные комплексы и портативные устройства. Также организация разработала и запустила интернет-портал и мобильное приложение.

В мэрии Воронежа признали, что большая часть денег действительно отойдет концессионеру. Во время окупаемости проекта (примерно 5-5,5 года) в бюджет города будет поступать лишь 25% средств от размещения автомобилей. После этого в городскую казну будет отходить по 40%.

Все штрафы за неоплаченную парковку с первого дня работы сервиса пойдут напрямую в бюджет Воронежа.

В горадминистрации заверили, что деньги, которые муниципалитет получит от платных парковок, потратят на нужды города, в том числе на развитие пешеходной и транспортной инфраструктур и системы общественного транспорта.

Концессионное соглашение заключено на 10 лет. С 2028 года все собранные средства будут поступать в бюджет города.

«Из-за платных парковок дворы будут забиты машинами»

Жители центральных улиц опасаются, что не желающие платить за парковку начнут оставлять машины у них во дворах. В результате пространство между домами заполнят машины, людям будет негде гулять, а «скорая», пожарная машина или коммунальные службы не проедут. Кроме того, парковочных мест не хватит самим жильцам домов в центре.

По сообщениям СМИ, на подобные проблемы жаловались жители Калуги, Тулы и Ростова-на-Дону.

– Вариант абсолютно реален, но есть один нюанс. Жители тех домов, которые не хотели, чтобы их двор превратился в парковку, еще несколько лет назад установили ворота, шлагбаумы и прочие средства для ограничения парковки в своем дворе. У жителей же домов, у которых двор и так представлял из себя парковку, будет меньше возможностей для того, чтобы поставить машину днем – но вечером-то все эти «понаехавшие» отправятся домой, – считает сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов.

В мэрии Воронежа пообещали продумать возможность помочь горожанам с установкой шлагбаумов во дворах, но никакой конкретики по этому вопросу не озвучили.

«Чиновники обещали, что первые 15 минут парковкой можно пользоваться бесплатно. Но директор ООО «Городские парковки» говорит, что этого не будет»

До запуска платных парковок городские власти объявили, что на платной парковке можно остановиться бесплатно, но не более чем на 15 минут. Однако на пресс-конференции 11 октября руководитель проектов ООО «Городские парковки» Сергей Мамыкин заявил, что 15 минут – это не бесплатный период, а время, которое дается на оплату парковки без штрафа. А вот если вы прождали друга 15 минут, вам уже могут выписать штраф – 1,5 тыс. рублей.

В мэрии Воронежа журналисту РИА «Воронеж» разъяснили: если вы стоите не больше 15 минут, можно не платить. К примеру, вы приехали забрать друга на автомобиле и прождали его на парковке 14 минут. В этом случае вам нет необходимости открывать парковочную сессию, и штраф платить не придется. Если же вы рассчитывали, что друга придется ждать час, открыли парковочную сессию и оплатили стоянку, но ваш приятель вышел через 15 минут, деньги с вас спишут. При этом если вы оплатили час, а стояли 15 минут, плата за неиспользованные 45 минут вернется на ваш счет.

«Скорой помощи и пожарным придется платить за стоянку, а вот чиновники будут парковаться бесплатно»

Транспортные спецсредства, оборудованные проблесковыми маячками (полиция, «скорая», спасатели, пожарные и так далее) смогут парковаться бесплатно. Также платить не придется инвалидам I, II и III групп либо их законным представителям, участникам Великой Отечественной войны, бывшим узникам концлагерей (включая несовершеннолетних).

Для чиновников мэрии, облправительства, депутатов областной и городской дум или судей льгот не предусмотрено. Представители всех ветвей власти будут оплачивать парковку на общих основаниях.

«Такси подорожает, и вызвать машину в центр будет сложно»

В воронежских фирмах по заказу такси используется система, при которой водитель сам выбирает, на какой заказ ему выезжать. После того, как горожан начали штрафовать за неоплату парковки, воронежские водители могут отказываться брать заказы из центра, так как клиент может собираться больше 15 минут. Есть и другой вариант развития событий: фирмы начнут закладывать стоимость ожидания на платной парковке в цену поездки, в результате стоимость услуг такси подорожает.

Директор службы такси «Таксолет» Иван Державин считает, что введение платных парковок вряд ли отразится на ценах, а вот уехать из центра может стать сложнее.

– Водители просто начнут отказываться от этих заказов. Это весьма вероятно. Им лучше поехать в другой район города, чтобы не платить за парковку, пока ждешь клиента, – пояснил он.

«Парковки трудно оплатить наличными. Людям, которые не пользуются картами, придется платить штрафы»

– Невозможность оплаты наличными во многих моментах спровоцирует штрафы за несвоевременную оплату парковочного пространства, – считает лидер общественного движения «Дорожный контроль» Вадим Серов.

Действительно, большинство из шести возможных вариантов оплаты предполагает, что водитель расплачивается банковской картой. Так, ему доступна оплата через паркомат, в личном кабинете на сайте «Парковочное пространство Воронежа», в мобильном приложении «Горпарковки». Также можно отправить SMS на номер 9878 или воспользоваться мобильным приложением «Сбербанк Онлайн». При этом оплатить парковку наличными можно только через банковский терминал, который поддерживает такую функцию. Более подробно способы оплаты расписаны на сайте «Парковочное пространство Воронежа».

«Если продал машину, деньги за парковочный абонемент не вернешь»

Для платных парковок предусмотрены три вида абонементов на все парковочные зоны: суточный за 400 рублей, месячный за 4,5 тыс. рублей и годовой за 50,2 тыс. рубля. Также жители центра могут оформить разрешение резидента за 1,8 тыс. рублей в год, которое будет действовать только на одну, «домашнюю» парковочную зону.

Сразу несколько читателей РИА «Воронеж» обратились в редакцию с вопросом, что делать, если купил месячный или годовой парковочный абонемент, а потом пришлось продать автомобиль.

В ООО «Городские парковки» пояснили, что в этом случае человек может обратиться в офис на улице Пирогова, 87, с документами о продаже автомобиля и написать заявление о возврате средств. Там сделают перерасчет и вернут деньги за время, которое человек не пользовался парковкой: со дня продажи автомобиля до конца оплаченного периода.

Новый владелец автомобиля не может приобрести право на парковку, оплаченную предыдущим хозяином. Ведь ГИБДД передаст в ООО «Городские парковки» данные о том, что у машины сменился владелец.

Передать парковочный абонемент по наследству тоже не получится. Если владелец авто умер, его наследники также смогут обратиться в офис на Пирогова, 87, с документами. Им вернут деньги за те дни, которые владелец авто оплатил, но не использовал.

Контекст

Власти активно заговорили о платных парковках в Воронеже в конце 2015 года. Алексей Гордеев (тогда – губернатор Воронежской области) поручил главе департамента транспорта и автодорог Александру Дементьеву активизировать поиск концессионера в октябре 2016 года. Единственным участником конкурса стало белгородское ООО «Городские парковки». Мэрия Воронежа подписала соглашение с фирмой 2 октября 2017 года.

Центр города разделили на 18 парковочных зон. Парковки должны были запустить 1 апреля 2018 года, но дату неоднократно переносили. Платные муниципальные парковки Воронежа заработали в тестовом режиме с 1 октября 2018 года. Час стоянки стоит 40 рублей. Все парковки бесплатны с 20 до 8 часов, а также в выходные и праздничные дни.

По состоянию на 10 октября 2018 года документы на получение парковочного разрешения подал 1021 человек. В частности, 444 жителя центра оформили резидентские разрешения, 552 инвалида запросили бесплатное парковочное разрешение и 25 автолюбителей сделали льготное разрешение. Также воронежцы купили 15 суточных абонементов на сумму 6 тыс. рублей, 87 месячных на 391, 5 тыс. рублей и один годовой.

Для автовладельцев с окраин перед Чернавским мостом со стороны правого берега строят перехватывающую парковку, которая заработает до конца осени 2018 года. По замыслу чиновников, люди, едущие с окраин в центр, смогут бесплатно оставлять там машину, пересаживаться на общественный транспорт и на нем добираться до пункта назначения.

Если проект с платными парковками в центре Воронежа окажется успешным, чиновники рассмотрят создание платных парковок и в других районах города.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.