Писатель Евгений Водолазкин рассказал воронежцам, чем древнерусская литература отличается от современной

И объяснил, почему россияне стали больше читать.

Павел Горячев, 7 июня 2014, 10:46

Павел Горячев

6 июня в книжном клубе «Петровский» состоялась встреча известного филолога, писателя, специалиста по древнерусской литературе Евгения Водолазкина с воронежцами. В своей лекции «Литература возвращается? Современная словесность глазами специалиста по древнерусской литературе» автор романов «Лавр» и «Соловьев и Ларионов» рассказал, чем схожи древнерусская и современная литература. По словам писателя, культура развивается по принципу преодоления своего родителя: как человек зачастую похож на бабушку, а не на мать, так и в современном искусстве часто заметны черты Средневековья.

- Во-первых, древнерусская литература не является плодом сочинительства. Редко кто-то садился за стол с мыслью «Дай-ка я что-нибудь сочиню». Тот, кто писал, тяготел к реальности. И сегодня тяга к документальности налицо. Вторая особенность: интертекстуальность той литературы. Садясь писать, человек брал написанные до него тексты и из них составлял новые. Как, казалось бы, написать житие одного человека, основываясь на другом? Запросто – брались сходные по судьбе святые или похожие по каким-то другим параметрам. Древнерусская литература – литература ножниц и клея. Причем что забавно, это нельзя назвать плагиатом. Люди ведь не подписывали тексты. Они их не присваивали. Они просто думали: «Вот два хороших текста, я их возьму, допишу, и получится еще более хороший текст», - рассказывал Водолазкин. - Поразительно, но современный постмодернизм находится на той стадии, когда литература стала похожей на древнерусскую! Поясню: интертекстуальность Пелевина из девяностых требует распознания цитат. Кайф читателя в том, чтобы узнать заимствованную мысль. Сегодня, как и в древнерусской литературе, это совсем не обязательно. Третье сходство: текст, как и тогда, стал безграничным. Летописи дописывались, а сейчас многие романы пишутся по частям в блогах. Четвертое: нет разницы между профессиональным писателем и любителем. В средние века не было профи. И сейчас успешными писателями становятся люди, вышедшие из Сети.

Писатель признал, что многие великие авторы все стремительнее устаревают: такие блестящие поэты, как Державин и Баратынский, стали не востребованы.

- И Пушкина с Толстым современные школьники не понимают. Лермонтова еще куда ни шло – он современнее. Литература устаревает, к сожалению. Для тех, кому тяжело с давно написанными текстами, у меня есть рецепт: нужно просто много читать. И тогда будешь «въезжать» в любой стиль, сможешь увидеть писателя таким, каким видели его современники. Именно таким классным читателем и надо быть, к такому стоит стремиться. А насчет древнерусской литературы меня спрашивают в интервью: «Вам не скучно заниматься ей?» А наука вообще скучна, она должна такой быть. Для увеселения есть много других вещей.

По словам приехавшего в Воронеж в рамках литературной программы Платоновского фестиваля писателя, Россия становится все более читающей. Водолазкин заявил, что чувствует востребованность литературы обществом.

- В названии лекции стоит знак вопроса. Я бы заменил его на точку. Литература уже вернулась. И тут дело не в увеличении книгопродаж. Разве лет семь назад СМИ тиражировали высказывания писателей или их записи в социальных сетях? Помните, как оппозиционно настроенные писатели два года назад устроили прогулку по Москве, помните, сколько людей пошли за ними? В девяностые это было немыслимо. Могу объяснить, почему: литература не может быть востребована во время перемен. Это оружие дальнего боя – лучший роман о войне 1812 года, «Война и мир», был написан более, чем пятьдесят лет спустя. Так же и в девяностые, начало нулевых – это времена, когда что-то меняется, то и дело что-то происходит, и сама жизнь интереснее литературы. А литература всегда осмысливает прошедшее, особенно если говорить о больших романах. Публицистика и поэзия всегда оперативнее, соответственно, в эпоху перемен они более востребованы. А сейчас, как известно, время стабильности, и проза снова становится популярнее.

Мнение

- Как только я прочла роман Евгения Водолазкина «Лавр», я поняла, что сделаю то же самое со всем, написанным им, потому что это было абсолютное попадание, точнейшее совпадение текста и читателя. И уже двое моих друзей вняли моему совету и постоянно цитируют что-нибудь из этой книги про врачевателя 15 века... Водолазкин интересен мне как медиевист (специалист по Средневековью, по церковнославянскому и древнерусскому языкам, к которым у меня никогда не получалось дышать ровно), интересен как филолог, как ученик Лихачева - а значит, наследник некой нравственной традиции, без которой, на мой взгляд, последние лет 20-25 тяжко всему российскому обществу, - Елена Дудукина, воронежская поэтесса

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.