Пиф-паф, ой-ой-ой, убегает зайчик мой
Новый федеральный закон осложнил охотникам жизнь. Главным нововведениемстало появление охотничьего билета единого федерального образца
Оксана Грибкова , 3 ноября 2012, 00:00
Воронежские охотники чистят ружья и карабины, сверяются с прогнозами, мечтая о хорошей погодке на выходных. Осенне-зимний сезон охоты на пушного зверя - куницу, бобра, зайца, лису, волка, а также на диких копытных животных – лося, кабана, оленя, косулю - официально открыт. Хоть охота увлечение близкое к природе и довольно поэтичное, проблемы, связанные с ее организацией, - сплошная проза: несовершенство закона, бумажная волокита, недостаток зверя в угодьях, незнание охотниками существующих правил.
И еще охота сегодня – не только зов души настоящих мужчин, но и просто модное увлечение. Отсюда и отношение иных охотников к ней не как к жизненной философии, а как к поводу для пьянства, способу самоутвердиться. Поиски легкой добычи оборачиваются браконьерством. Ситуацию усложняют некоторые нормы закона «Об охоте…», не так давно вступившего в силу.
Получите и предъявите
Едва ли не главным нововведением в законе стало появление охотничьего билета единого федерального образца. Только он, как раньше членские и клубные билеты, дает право на охоту, а также на приобретение охотничьего оружия. Госохотбилет также нужен, чтобы можно было посчитать охотников и контролировать их.
Для выдачи нового вида документа был установлен срок с первого июля 2011 года по первого июля 2012-го. Однако, несмотря на это, многие охотники узнали о необходимости получить его только сейчас, так как попросту не знакомы с законом «Об охоте…». Случилось это, когда «безбилетникам» отказали в Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов (ВРОООиР) в оформлении путевки на осенне-зимний сезон. Удивившись, они срочно помчались за билетом единого федерального образца в отдел госохотнадзора и охраны животного мира департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области. Очереди, ажиотаж, ругань в адрес охотинспекторов – в спешке получить нужную бумажку до начала сезона.
- Система получения охотничьего билета единого федерального образца сегодня значительно упрощена, - считает Владимир Климов, руководитель отдела госохотнадзора и охраны животного мира департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области. – Он выдается бесплатно и бессрочно. Для его оформления нужно два фото и ксерокопия паспорта. Если человек достиг 18 лет, не судим и проживает на территории Воронежской области, то у нас нет оснований ему отказывать.
К первому октября 2012 года в Воронежской области уже выдано больше 32 тысяч билетов, что на две тысячи больше, чем в 2011-м насчитывалось по членским и клубным билетам охотничьих обществ. Кстати, среди вновь вступивших в ряды охотников немало женщин. Эксперты связывают стремительный рост желающих с тем, что документ упрощает оформление лицензии на приобретение оружия в лицензионно-разрешительных отделах органов внутренних дел. А сегодня же люди хотят иметь дома оружие - на всякий случай…
- В советские времена кандидат на вступление в охотничье общество должен был предоставить рекомендации двух его членов, затем у него был год испытательного срока, и только после этого он получал охотничий билет и разрешение в ОВД на приобретение оружия, - говорит Владимир Климов. – И это было правильно. Почему для управления автомобилем как источником повышенной опасности требуют пройти специальное обучение, сдать экзамены, а потом только приступить к управлению, а к огнестрельному оружию до 1 августа этого года допускали без сдачи всякого экзамена на правило пользование. Мы же не можем принимать экзамены на знание правил охоты, нам никто не дал таких полномочий. Поэтому мы вынуждены верить человеку, который указывает в анкете, что с правилами охоты знаком, хотя мы видим и чувствуем, что он не только не знаком, в руках не держал ни разу! Выдавая билеты, мы исполняем закон, но очень сожалеем о том, что процедуру получения билета упростили.
Охота пуще «уголовки»
Нужно ли удивляться, что при таком подходе браконьерство в угодьях области становится нормой. Охотники новой формации не знают законов и правил. Они не думают о том, что хобби с ружьем наперевес включает в себя не только этику, традиции поведения на охоте, но и сдержанность в поступках, ответственность за них. Нарушение правил и легкое отношение к серьезному делу приводят к нелепым трагедиям.
Пятнадцатого сентября в Верхнемамонском районе на охоте погиб сотрудник местного отдела полиции, 34-летний участковый. Его убил 48-летний приятель. Обстоятельства, в которых произошел трагический случай, указывают на то, что оба мужчины пренебрегли правилами охоты. Де-юре они охотились на водоплавающую дичь, но и у того, и другого ружья были заряжены пулями, которые используют для охоты на копытных животных. У стрелков была лайка, которая нашла в камышах кабана и стала его облаивать. К слову, лицензии на отстрел кабана у приятелей не было. В нарушение всех правил мужчины стали сходиться с разных точек. Камыш трещит, собака лает, у охотника было такое впечатление, что кабан уходит. Выстрел был произведен на шорох, что делать категорически запрещено. Вместо зверя в камышах лежал друг. На охотника заведено уголовное дело по статье «причинение смерти по неосторожности».
Жажда легкой добычи провоцирует браконьерство в самых худших его проявлениях. Пятого октября у села Верхний Икорец Бобровского района в лесном хозяйстве, славящемся успешным разведением благородного оленя, браконьеры застрелили полуторагодовалого самца. Четверо браконьеров выслеживали оленей ночью в то время, когда они обычно кормятся на кукурузном поле. Чтобы скрыть свое присутствие, злоумышленники выключили фары на автомобиле.
Благородные олени до середины октября особенно уязвимы, у них период брачных турниров. Подманить их, имитируя рев соперника, не составляет труда, что браконьеры и сделали. Олень помчался, чтобы помериться силами с конкурентом, и угодил под пули.
Браконьеров задержали практически на месте преступления. После того, как они, пытаясь уйти от преследования, сбросили ружья и тушу оленя. Благо, в брачный период оленей специалисты казенного учреждения области «Охрана животного мира» даже по ночам не дремлют. В отношении браконьера, который стрелял, возбуждено уголовное дело по статье «незаконная охота». А в Лискинском районе дело по той же квалификации уже направлено в суд. В том случае браконьеры по-живодерски разворотили оленю морду крупной картечью, а потом добивали раненное животное машиной.
- Благородный олень – показатель состоятельности охотхозяйства, венец труда его работников, - говорит Владимир Климов. - Зверь сам по себе непростой, привередливый к кормам и к обстановке. По природе олени и лоси – бродяги, не будут жить там, где им плохо. Браконьер же, поднявший ружье на оленя, не только убил красивое благородное животное, к разведению которого не приложил труда, но по сути дела украл. Это верх циничности и уверенности в своей безнаказанности.
К слову, суммы возмещения за незаконный отстрел благородного оленя действительно высоки. Согласно приказу Минприроды, принятому в декабре 2011 года, браконьеру за это придется выложить 120 тысяч рублей. Если это произошло на особо охраняемой территории, ущерб возмещается в пятикратном размере – 600 тысяч рублей. Однако и такие меры иных любителей острых ощущений не останавливают.
Высшей точкой браконьерства в Воронежской области стала элитная охота с вертолета. Девятого октября в Верхнехавском районе охотинспекторы задержали двух стрелков и пилота вертолета, который принадлежит Александру Зенищеву, сыну бывшего вице-спикера гордумы.
- Это тот случай, когда испытывалось наше терпение. Инспекторы и охотоведы осенью 2011 года и в сентябре 2012-го постоянно замечали вертолет с включенными фароискателями. Он летал по ночам над полями, где кормятся копытные животные, - поясняет Владимир Климов. - Инспекторы делали пять-шесть попыток его задержать и досмотреть в момент приземления, но всякий раз пилот уводил вертолет в сторону Воронежа.
Девятого октября стрелки вылетели на охоту с воздуха днем. После выстрелов сели на краю поля, где их блокировали машины сотрудников «Охраны животного мира». При досмотре у стрелков обнаружили ружье и карабин. Проводится проверка, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «незаконная охота с применением механического транспортного средства или воздушного судна».
Выбора нет
Сегодня угодья нашего региона находятся в пользовании 41 юрлиц, предпринимателей и обществ. Из них 90 процентов по долгосрочной лицензии в пользовании у самого крупного местного охотпользователя - Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов (ВРОООиР). В обществе охотников выдают путевки на добычу пушного зверя, а также лицензии на отстрел диких копытных животных.
Надо сказать, что многие воронежские охотники работой общества недовольны.
- Очень неудобна процедура получения путевок, которые сейчас выдаются только после оформления заявлений, - говорит охотник Виталий Сидоров, отмечая, что охотбилет федерального образца оказалось получить значительно проще, чем разрешения на отстрел. – В офисах общества охотников всегда очереди. За те деньги, что мы платим в качестве членских взносов и за разрешения на добычу, мы не получаем никаких услуг. В угодьях нет егеря, который помог бы в выборе более выгодного участка, нет мест отдыха. Деньги тратятся не на развитие угодий и приумножение дичи, а просто на функционирование. В хозяйствах занимаются разведением кабана, лося, косуль, а вот о пернатых, зайце-русаке, который встречается все реже, никто и не думает.
К слову, члены охотобщества платят в качестве взносов по 600 рублей в год. Стоимость путевки на добычу пушного зверя на осенне-зимний сезон с правом поохотиться в одном из районов области составляет 700 рублей. Для тех, кто в организации не состоит, вводится трехкратный коэффициент – 2100 рублей за ту же самую путевку. Да еще с охотников взимают по 300 рублей в качестве компенсации за так называемое «трудоучастие» в развитии угодий. Сумма, согласитесь, немалая, если учесть, что в обществе охотников области состоит порядка 26 тысяч членов. А где результаты этого развития?
В нынешнем сезоне каждый охотник получит возможность добыть трех зайцев в каждом районе и неограниченное количество лисиц (путевки можно купить сразу в несколько районов). Отдел госохотнадзора выдал воронежским охотпользователям на осенне-зимний сезон более 11 тысяч бланков разрешений на добычу пушного зверя. В этом году лимит на отстрел кабана намного выше, чем в предыдущих. Связано это с задачей не допустить распространение африканской чумы.
- Федеральные власти ввели 30-километровую зону по границе Воронежской области с Саратовской и Ростовской - там, где выявлены очаги вируса, - отмечает Владимир Климов. - Там останется один кабан на 2 тысяч га при норме 1 тысяча га на 20-30 кабанов. Ситуация очень неприятная, но мы вынуждены это делать, потому что, если не принять мер, то мы вообще рискуем остаться без кабана.
Что же касается ВРОООиР, организация действительно предоставляет своим членам возможность поохотиться по приемлемым ценам. Однако доступность не предполагает комфорт. Некоторые охотники готовы заплатить больше за возможность поохотится в лучших условиях, за участки более богатые на дичь. Но такие предложения от охотпользователей, к сожалению, ограничены…
ВРООиР по праву называют монополистом среди охотпользователей Воронежской области. В отдельных районах, где леса особенно скудны на дичь, среди местных мужиков-охотников зреет революционная ситуация. У них создается впечатление, что они платят за воздух, за бессмысленную прогулку по лесу. Но выбора нет. И они в очередной раз добросовестно оплачивают членство в обществе, покупают путевки.
Закон будет работать
В других российских регионах охотпользователей куда больше, и угодья между ними распределены равномернее. В Воронежской области еще с советских времен сложилась уникальная ситуация. Большинство угодий общей площадью 3 млн 350 тысяч гектаров находятся в пользовании ВРООиР до 2022 года. Лицензия была выдана до вступления в силу закона «Об охоте…», который предусматривает конкуренцию среди тех, кто предоставляет услуги охотникам. Законодатели, принимая его, обещали увеличить число пользователей, среди которых будет желание побороться за клиентов – а, значит, улучшится сервис для охотников. «В целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство» право вести хозяйство на конкретных угодьях, согласно закону, оставляется за победителями аукционов. В Воронежской области ни о чем подобном речи пока не ведется. Больше того – в законе прописано, что в каждом регионе должны быть общедоступные охотничьи угодья, площадью не менее двадцати процентов от общей площади угодий. У нас эта цифра сейчас составляет всего шесть процентов.
- Чтобы соблюсти букву закона, с обществом охотников достигнуто соглашение о передаче их части угодий в общедоступное пользование, - отмечает Владимир Климов. – Однако общество выполнять его не спешит. Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 137 от 18.05.2012 года, установлена предельная площадь охотугодий по Воронежской области, закрепленных за одним пользователем. Она составляет 45 тысяч га в каждом муниципальном районе. Дается пять лет, чтобы привести все в соответствие с нормативным актом. То есть обществу охотников придется передать все, что больше установленной нормы, в категорию общедоступных угодий. О проведении аукционов речи пока не ведется. Для начала нужно добиться возвращения 20 процентов угодий в общем пользовании, а также провести сложную работу по учету всех аспектов существования охотхозяйства области стоимостью порядка 35 млн рублей. На оценку охотустройства территории субъекта потребуется около двух лет.
В обществе охотников по отношению к закону «Об охоте…» настроены негативно со дня его принятия: говорят о том, что организация работает для людей, до сих пор на хозрасчете, за доходами не гонится. В отличие от тех же предпринимателей, которые в перспективе после победы в аукционах смогут выставлять на охоту в своих угодьях более высокие цены.
- Многое делается для того, чтобы развалить общество, - заявила в одном из недавних интервью «Коммунару» Ольга Черкасова, зампредседателя ВРОООиР. - Если что-то вдруг пойдет не так (к примеру, из-за финансовых проблем общество не сможет выполнять свои обязательства по вакцинации и подкорму животных), нас легко можно будет лишить права пользования и распродать земли с аукциона частникам, для которых охота – всего лишь хобби. Подобные попытки уже были, и они могут повториться.
Что же касается охотников, сегодняшние мысли тех, с кем удалось пообщаться «Коммунару» можно охарактеризовать так: и хочется, и колется. С одной стороны изменения могут оказаться позитивными, разведением дичи будут заниматься больше, а значит, появится больше возможностей для нормальной охоты. С другой стороны, их пугает возможная коммерциализация любимого увлечения (об этом много пишут в изданиях, которые выпускает Всероссийское общество охотников и рыболовов), что за качество придется платить неподъемно высокую цену.
Сейчас воронежская сфера охоты функционирует до сих пор по принципам советского времени (ведь общество охотников родом как раз из него). Одни сочтут, что это хорошо. Другие, что не очень. В любом случае ситуация будет меняться. Ведь закон принят, действует, и изменения неизбежны. И здесь главное соблюсти баланс, организовать все так, чтобы не обидеть настоящих охотников, серьезных и законопослушных.