Певец Дмитрий Маликов в Воронеже: «Заработать музыкой могут только вундеркинды»
Композитор рассказал о просвещении, пиаре, отдушине и блате.
Юлия Львова, 29 сентября 2016, 12:54
Певец и композитор Дмитрий Маликов устроил в Воронеже бесплатный показ нового просветительского проекта для старшеклассников «Перевернуть игру» во вторник, 27 сентября. Спектакль повествует о конфликте двух поколений и компромиссе, к которому герои приходят благодаря творчеству композиторов-классиков и кумиров современности. Со сцены прозвучали произведения Моцарта, Баха, Бетховена, Рахманинова, Фредди Меркьюри, Майкла Джексона и даже Тимати.
На пресс-конференции в воронежском Доме журналистов Дмитрий Маликов рассказал, почему не включил в спектакль балеты Чайковского и не взял на роль главной героини свою дочь Стефанию, что для него является отдушиной, а что – инструментом пиара. Также музыкант поделился, как ему удалось посетить нашумевшую выставку Валентина Серова, минуя километровые очереди у Третьяковской галереи.
– Дмитрий, просветительство подразумевает в первую очередь служение. На этом не заработаешь денег, но потратишь время, нервы, силы. У вас не бывает желания все бросить?
– Нет, но времена опустошения бывают, безусловно. Любому художнику нужно ощущение смысла. И когда у него этот смысл есть, когда он (художник) востребован, ему есть, чем жить. Когда происходят обратные вещи, конечно, тяжело. Но путь творца всегда тернист, есть удачи и неудачи. Особенно в поп-музыке, где временная популярность и огромная конкуренция. Именно поэтому для меня такие проекты – отдушина. Здесь нет конкуренции, а есть именно служение и смысл. Поэтому я гоню от себя дурные мысли. Некогда. После того, как мне исполнилось 40 лет, тема просвещения стала меня особенно занимать. Я три года был ведущим «Спокойной ночи, малыши» – передачи для совсем маленьких детей, создал проект «Уроки музыки», который направлен на школьников средних классов. А спектакль «Перевернуть игру» больше рассчитан на старшеклассников и их родителей. Это семейная, мотивирующая история. Постановка уникальная: 3D-декорации, проектор, мой рояль-трансформер, живой звук практически везде. Я сам исполняю классическую музыку, партии на органе, клавесине. Только там, где звучит симфония или реквием, мы используем фонограмму, потому что это невозможно воспроизвести. Спектакль также затрагивает тему патриотического воспитания молодежи. У нас есть отдельный цикл, посвященный блокадному Ленинграду и симфонии №7 Дмитрия Шостаковича: как музыка может не только развлекать, но и помогать побеждать, влиять на ход истории.
– В спектакле рассказывается о многих великих композиторах. Почему вы не включили в него «наше все» – Петра Чайковского?
– Чайковский – сложная, противоречивая фигура с точки зрения его сексуальной ориентации. Хотя это не главное, он великий композитор. Нам же нужно в ходе спектакля что-то рассказать детям об авторе. У Чайковского жизнь была достаточно обычная. Загадочной была только его смерть. В принципе, модульность спектакля позволяет включить в него Чайковского, на это просто нужно время. Тем более в планах у нас есть тема балета. Если этот спектакль хорошо пойдет, можно сделать параллельно еще несколько подобных просветительских проектов о русских писателях, художниках, которых я очень люблю.
– Не было желания взять в спектакль на роль главной героини свою дочь? Стефания ведь обладает и певческим талантом, и умением себя подать – в Instаgram у нее больше 400 тыс. подписчиков.
– Спасибо. Конечно, мне как отцу приятно. Но я бы не стал преувеличивать ее способности. Я считаю, что успех Стеши связан прежде всего с ее юным возрастом, известной фамилией, симпатичной внешностью, с ее умением общаться. Она неплохо соображает – дает в соцсетях хорошие советы, интересные ее поколению. А творческие таланты у нее пока не до конца раскрыты: сейчас она нарабатывает опыт в пении чисто из любопытства. В 18 лет я был таким же. Меня вынесло волной – я спел несколько песен и стал популярным. В то время не было огромной конкуренции, такого количества информации – сейчас все быстро пролетает и забывается. Что касается участия дочки в спектакле, дело ведь в профессиональном отношении: Стеша не актриса, а там сложная роль. Это настоящий драматический спектакль, не просто песни-пляски. Хотя героиня подходит по возрасту – ей тоже 16 лет, она симпатичная блондинка. Возможно, дочь примет участие в московской премьере спектакля, если режиссер согласится.
– Спектакль рассказывает о конфликте отцов и детей. Из-за чего вы в детстве чаще всего конфликтовали с родителями и о чем теперь спорите с дочерью?
– Меня отец ремнем заставлял играть на рояле, но каких-то больших конфликтов с родителями не было. Я их редко видел, они постоянно гастролировали. А со Стефанией я спорю. Заставляю ее трудиться как можно больше. Композиторам, о которых мы рассказываем в спектакле, все далось неимоверным трудом, что было в те времена нормой. Сейчас дети ставят это себе в заслугу, и мы их поощряем – на тебе конфетку за то, что ты что-то там прочитал или сделал. А тогда все гении прошли через колоссальное преодоление, в том числе физических недугов, как Бетховен, или издевательств, как Моцарт. Сложности жизни надо уметь преодолевать. Я стараюсь, чтобы Стефания жила не только в розовом цвете. Мы с ней посещаем больницы, детские дома, общаемся с детьми, которым сложно, которые не совсем здоровы. Она должна это видеть.
– Анастасия Волочкова то же самое говорит о своей дочери. И что ребенок у нее знает цену деньгам, спрашивает, могут ли они позволить себе купить дорогую игрушку. А ваша знает?
– Знает. Более того, она сама их зарабатывает. Я тоже первые деньги начал зарабатывать в 17 лет. У дочки большая популярность в соцсетях, ей поступает много рекламных предложений. Это, конечно, не огромные суммы, но все же деньги. Поэтому она знает им цену. Безусловно, у меня есть возможности, и как отец я балую ее, но это не переходит границы. Стеша каждый раз спрашивает у мамы разрешения на покупку каких-то вещей. И если мама говорит ей подождать с покупкой, она терпеливо ждет. Нельзя детей сильно баловать.
– Ваши коллеги Денис Мацуев и Элисо Вирсаладзе сетуют, что современные родители пытаются сделать из детей звезд с малых лет, тем самым калеча им психику. На ваш взгляд, как найти баланс между учением и пиаром?
– К сожалению, вопрос пиара тоже достаточно важен. Сегодня артисту нужно быть не только творцом, но и продавцом: уметь грамотно продвигать и продавать себя. Люди, которые обладают таким двойным талантом, добиваются больших высот. Если ты хороший артист, но не можешь себя продать, это часто заканчивается неудачей. Но и когда есть оба таланта, не всем везет. Многое зависит от удачи, толкового менеджера, который увлечется твоим творчеством и поможет тебе. По поводу того, что на детях зарабатывают, я не совсем согласен: на них особо не заработаешь. На вундеркинде можно заработать, как на юном Моцарте, но таких мало. И даже такая программа как «Голос. Дети» не поможет. Дети туда идут, думая, что о них все узнают, что они станут звездами. Но заканчивается очередной сезон, начинается следующий, и о предыдущих участниках забывают. Вот вы помните, кто победил в третьем «Голосе», хотя бы во взрослом?
– Вы говорите, что своим спектаклем хотите оторвать детей от телефона. А сами можете отказаться от Instagram и прочих соцсетей, активным пользователем которых являетесь?
– Вопрос не в том, чтобы отрываться или нет, а в том, что делать в телефоне. Вместо того, чтобы развлекаться и бегать за покемонами, лучше бы дети в телефоне слушали хорошую музыку. Моцарта, например. Для меня как артиста соцсети – это инструмент пиара. В игры я там не играю.
– Вы на сцене уже 28 лет, как вам удается держаться на плаву?
– Я незашоренный. Правильно, кстати, Шнур ответил на вопрос, будет ли он петь на своих концертах старые песни. Он сказал: «Конечно, буду. Но я не очень люблю ностальгию, потому что у ностальгии нет настоящего и будущего». Мне тоже не хочется жить своими старыми заслугами, хочется идти вперед, расширять кругозор. Поэтому я и создаю такие просветительские проекты.
– Валерий Сюткин рассказывал, что в свободное от творчества время любит путешествовать с вами, и эти поездки в шутку называет «виски-турами». Где вы вместе отдыхали?
– Сюткин что-то откололся от нас, сейчас он больше путешествует со своей семьей. А мы за последние годы побывали в Испании, Бельгии, Марокко, Иордании, Монголии, Португалии, Турции. Есть идея поехать в «виски-тур» в Грецию, Ирландию или Шотландию.
– У вас есть хобби?
– Живопись люблю. Люблю именно созерцать. На выставку Серова вот попал.
– Сколько в очереди стояли?
– Скажу правду – меня по знакомству провели через служебный вход. Я давно сотрудничаю с Третьяковской галереей, на днях пришло очередное приглашение на закрытый прием. Схожу, выпью бокальчик шампанского и заодно посмотрю на новую выставку Айвазовского. Я к нему достаточно спокойно отношусь, мне он кажется однообразным. Хотя, безусловно, это большой художник, большой бренд.