Певец Дмитрий Маликов в Воронеже: «Заработать музыкой могут только вундеркинды»

Композитор рассказал о просвещении, пиаре, отдушине и блате.

Юлия Львова, 29 сентября 2016, 12:54

Наталья Трубчанинова

Певец и композитор Дмитрий Маликов устроил в Воронеже бесплатный показ нового просветительского проекта для старшеклассников «Перевернуть игру» во вторник, 27 сентября. Спектакль повествует о конфликте двух поколений и компромиссе, к которому герои приходят благодаря творчеству композиторов-классиков и кумиров современности. Со сцены прозвучали произведения Моцарта, Баха, Бетховена, Рахманинова, Фредди Меркьюри, Майкла Джексона и даже Тимати.

На пресс-конференции в воронежском Доме журналистов Дмитрий Маликов рассказал, почему не включил в спектакль балеты Чайковского и не взял на роль главной героини свою дочь Стефанию, что для него является отдушиной, а что – инструментом пиара. Также музыкант поделился, как ему удалось посетить нашумевшую выставку Валентина Серова, минуя километровые очереди у Третьяковской галереи.

– Дмитрий, просветительство подразумевает в первую очередь служение. На этом не заработаешь денег, но потратишь время, нервы, силы. У вас не бывает желания все бросить?

– Нет, но времена опустошения бывают, безусловно. Любому художнику нужно ощущение смысла. И когда у него этот смысл есть, когда он (художник) востребован, ему есть, чем жить. Когда происходят обратные вещи, конечно, тяжело. Но путь творца всегда тернист, есть удачи и неудачи. Особенно в поп-музыке, где временная популярность и огромная конкуренция. Именно поэтому для меня такие проекты – отдушина. Здесь нет конкуренции, а есть именно служение и смысл. Поэтому я гоню от себя дурные мысли. Некогда. После того, как мне исполнилось 40 лет, тема просвещения стала меня особенно занимать. Я три года был ведущим «Спокойной ночи, малыши» – передачи для совсем маленьких детей, создал проект «Уроки музыки», который направлен на школьников средних классов. А спектакль «Перевернуть игру» больше рассчитан на старшеклассников и их родителей. Это семейная, мотивирующая история. Постановка уникальная: 3D-декорации, проектор, мой рояль-трансформер, живой звук практически везде. Я сам исполняю классическую музыку, партии на органе, клавесине. Только там, где звучит симфония или реквием, мы используем фонограмму, потому что это невозможно воспроизвести. Спектакль также затрагивает тему патриотического воспитания молодежи. У нас есть отдельный цикл, посвященный блокадному Ленинграду и симфонии №7 Дмитрия Шостаковича: как музыка может не только развлекать, но и помогать побеждать, влиять на ход истории.

– В спектакле рассказывается о многих великих композиторах. Почему вы не включили в него «наше все» – Петра Чайковского?

– Чайковский – сложная, противоречивая фигура с точки зрения его сексуальной ориентации. Хотя это не главное, он великий композитор. Нам же нужно в ходе спектакля что-то рассказать детям об авторе. У Чайковского жизнь была достаточно обычная. Загадочной была только его смерть. В принципе, модульность спектакля позволяет включить в него Чайковского, на это просто нужно время. Тем более в планах у нас есть тема балета. Если этот спектакль хорошо пойдет, можно сделать параллельно еще несколько подобных просветительских проектов о русских писателях, художниках, которых я очень люблю.

– Не было желания взять в спектакль на роль главной героини свою дочь? Стефания ведь обладает и певческим талантом, и умением себя подать – в Instаgram у нее больше 400 тыс. подписчиков.

– Спасибо. Конечно, мне как отцу приятно. Но я бы не стал преувеличивать ее способности. Я считаю, что успех Стеши связан прежде всего с ее юным возрастом, известной фамилией, симпатичной внешностью, с ее умением общаться. Она неплохо соображает – дает в соцсетях хорошие советы, интересные ее поколению. А творческие таланты у нее пока не до конца раскрыты: сейчас она нарабатывает опыт в пении чисто из любопытства. В 18 лет я был таким же. Меня вынесло волной – я спел несколько песен и стал популярным. В то время не было огромной конкуренции, такого количества информации – сейчас все быстро пролетает и забывается. Что касается участия дочки в спектакле, дело ведь в профессиональном отношении: Стеша не актриса, а там сложная роль. Это настоящий драматический спектакль, не просто песни-пляски. Хотя героиня подходит по возрасту – ей тоже 16 лет, она симпатичная блондинка. Возможно, дочь примет участие в московской премьере спектакля, если режиссер согласится.

– Спектакль рассказывает о конфликте отцов и детей. Из-за чего вы в детстве чаще всего конфликтовали с родителями и о чем теперь спорите с дочерью?

– Меня отец ремнем заставлял играть на рояле, но каких-то больших конфликтов с родителями не было. Я их редко видел, они постоянно гастролировали. А со Стефанией я спорю. Заставляю ее трудиться как можно больше. Композиторам, о которых мы рассказываем в спектакле, все далось неимоверным трудом, что было в те времена нормой. Сейчас дети ставят это себе в заслугу, и мы их поощряем – на тебе конфетку за то, что ты что-то там прочитал или сделал. А тогда все гении прошли через колоссальное преодоление, в том числе физических недугов, как Бетховен, или издевательств, как Моцарт. Сложности жизни надо уметь преодолевать. Я стараюсь, чтобы Стефания жила не только в розовом цвете. Мы с ней посещаем больницы, детские дома, общаемся с детьми, которым сложно, которые не совсем здоровы. Она должна это видеть.

– Анастасия Волочкова то же самое говорит о своей дочери. И что ребенок у нее знает цену деньгам, спрашивает, могут ли они позволить себе купить дорогую игрушку. А ваша знает?

– Знает. Более того, она сама их зарабатывает. Я тоже первые деньги начал зарабатывать в 17 лет. У дочки большая популярность в соцсетях, ей поступает много рекламных предложений. Это, конечно, не огромные суммы, но все же деньги. Поэтому она знает им цену. Безусловно, у меня есть возможности, и как отец я балую ее, но это не переходит границы. Стеша каждый раз спрашивает у мамы разрешения на покупку каких-то вещей. И если мама говорит ей подождать с покупкой, она терпеливо ждет. Нельзя детей сильно баловать.

– Ваши коллеги Денис Мацуев и Элисо Вирсаладзе сетуют, что современные родители пытаются сделать из детей звезд с малых лет, тем самым калеча им психику. На ваш взгляд, как найти баланс между учением и пиаром?

– К сожалению, вопрос пиара тоже достаточно важен. Сегодня артисту нужно быть не только творцом, но и продавцом: уметь грамотно продвигать и продавать себя. Люди, которые обладают таким двойным талантом, добиваются больших высот. Если ты хороший артист, но не можешь себя продать, это часто заканчивается неудачей. Но и когда есть оба таланта, не всем везет. Многое зависит от удачи, толкового менеджера, который увлечется твоим творчеством и поможет тебе. По поводу того, что на детях зарабатывают, я не совсем согласен: на них особо не заработаешь. На вундеркинде можно заработать, как на юном Моцарте, но таких мало. И даже такая программа как «Голос. Дети» не поможет. Дети туда идут, думая, что о них все узнают, что они станут звездами. Но заканчивается очередной сезон, начинается следующий, и о предыдущих участниках забывают. Вот вы помните, кто победил в третьем «Голосе», хотя бы во взрослом?

– Вы говорите, что своим спектаклем хотите оторвать детей от телефона. А сами можете отказаться от Instagram и прочих соцсетей, активным пользователем которых являетесь?

– Вопрос не в том, чтобы отрываться или нет, а в том, что делать в телефоне. Вместо того, чтобы развлекаться и бегать за покемонами, лучше бы дети в телефоне слушали хорошую музыку. Моцарта, например. Для меня как артиста соцсети – это инструмент пиара. В игры я там не играю.

– Вы на сцене уже 28 лет, как вам удается держаться на плаву?

– Я незашоренный. Правильно, кстати, Шнур ответил на вопрос, будет ли он петь на своих концертах старые песни. Он сказал: «Конечно, буду. Но я не очень люблю ностальгию, потому что у ностальгии нет настоящего и будущего». Мне тоже не хочется жить своими старыми заслугами, хочется идти вперед, расширять кругозор. Поэтому я и создаю такие просветительские проекты.

– Валерий Сюткин рассказывал, что в свободное от творчества время любит путешествовать с вами, и эти поездки в шутку называет «виски-турами». Где вы вместе отдыхали?

– Сюткин что-то откололся от нас, сейчас он больше путешествует со своей семьей. А мы за последние годы побывали в Испании, Бельгии, Марокко, Иордании, Монголии, Португалии, Турции. Есть идея поехать в «виски-тур» в Грецию, Ирландию или Шотландию.

– У вас есть хобби?

– Живопись люблю. Люблю именно созерцать. На выставку Серова вот попал.

– Сколько в очереди стояли?

– Скажу правду – меня по знакомству провели через служебный вход. Я давно сотрудничаю с Третьяковской галереей, на днях пришло очередное приглашение на закрытый прием. Схожу, выпью бокальчик шампанского и заодно посмотрю на новую выставку Айвазовского. Я к нему достаточно спокойно отношусь, мне он кажется однообразным. Хотя, безусловно, это большой художник, большой бренд.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.