Певец Борис Гребенщиков в Воронеже: «Люблю Россию за "своих" в каждом городе»
Лидер группы «Аквариум» – о публике, картинах и рэп-баттлах.
Юлия Львова, 9 февраля 2018, 21:29
Рок-группа «Аквариум» выступила в воронежском Event-Hall сити-парка «Град» вечером пятницы, 9 февраля. Перед концертом в рамках тура в честь 45-летия коллектива фронтмен Борис Гребенщиков рассказал, как поет на корпоративах и почему не считает формат музыкальных альбомов устаревшим.
– В Воронеже вы сегодня выступаете с программой «45», но ведь этот юбилей «Аквариум» отпраздновал в прошлом году…
– Я не понимаю, что такое юбилейная программа или тур. Чтобы продать билеты на концерты, каждый промоутер с нашим директором придумывают нам какой-нибудь юбилей. Я уже в них запутался. У нас получается каждый год какой-нибудь юбилей: например, 150 лет с тех времен, как второй гитарист сломал ногу. Ну хорошо, ну окей. Концерт есть концерт, это самостоятельное событие, его не надо ни к чему привязывать. Любой концерт – это чудо.
– Рэп-культура вытесняет рок на второй план. Вам не обидно за жанр, которому посвятили почти полвека?
– Я рос на окраине Петербурга, у нас был огромный двор. И в этом дворе, естественно, была детская площадка с деревянной беседкой. В ней вместо детей все время отдыхали алкоголики. Рэп-баттлов от них я наслушался еще лет в шесть-семь по горло. Так что я в курсе того, что нынешние рэперы говорят друг другу, в курсе их посыла. И должен сказать, что речь наших дворовых алкашей, как правило, чуть лучше этих баттлов, более изобретательная. Поэтому зачем я буду брать второсортное, когда уже получил первосортное?
– Теперь в интернете люди чаще скачивают отдельные музыкальные файлы, а не весь альбом. Как вы считаете, есть ли музыканту смысл делать концептуальный альбом, логически выстраивая композиции?
– Смысл очень простой: тот же, что петь в пустом зале. Всегда есть огромная аудитория ангелов, которая слушает, воспринимает – ей это жизненно нужно. Поэтому, когда я что-то делаю, я делаю это в расчете на то, что у меня есть такой же слушатель, как я сам. Из симфонии кусочек в две минуты никак ножницами не вырежешь. Вот любой альбом – это симфония. Во время активной работы над новым альбомом «Время N.» я на протяжении нескольких месяцев каждый день проходил эти песни в разном порядке и смотрел, что можно сделать лучше. Эту последовательность я полгода выстраивал, пробовал все варианты, чтобы понять, как это должно быть.
– Для вас имеет значение, для какой аудитории выступать?
– Люблю выступать для своих. За что я страшно люблю Россию – это за «своих» в каждом городе.
– А как относитесь к корпоративам? Не раздражает жующая публика?
– Корпоративы мы играем с удовольствием, потому что они, как и мои картины, дают деньги на звукозапись. Кроме того, на корпоративы нас зовут, как правило, люди, которые нас и так любят. Поэтому не приходится никого перекрикивать – эти люди спокойно сидят и слушают. Если пригласят на корпоратив неприятные нам люди, пошлем их.
– Борис Борисович, следите ли вы за Олимпиадой?
– Когда я наблюдаю, как здоровые люди смотрят в коробочке за бегающим по полю десятком таких битюгов, у меня челюсть отваливается. Как люди дошли до такого маразма, понять не могу. Спорт мне нравится. Не нравится то, что миллионы смотрят на то, как другие бегают. Вам не кажется это странным? Что им дает это наблюдение за действиями других?
– Ваша дочь Василиса – художник. Когда над своими картинами работаете, обращаетесь к ней за советами или, может, ее мастерской пользуетесь?
– Я иногда просто эксплуатирую ее детский труд. Пару раз такое было. Хотя опыт показал, что лучше этого не делать, проще самому. Но две ее картины, где она мне помогла, существуют. И обе пока еще недоделанные.
– А есть коллекционеры ваших художественных работ?
– По поводу коллекционеров не знаю, но точно есть люди, которые покупают мои работы. На днях «ушли» четыре картины, которые, собственно, оплатили микширование нового альбома. Я только за тем картины и продаю. Деньги на запись нам никто не дает, а альбом требует огромных финансовых вложений. Краудфандинг у нас был один из самых успешных в истории этой платформы (в 2015 году «Аквариум» установил рекорд, собрав 3 млн рублей за два дня. – РИА «Воронеж»), и он окупил нам приблизительно две трети записей, которые мы сделали за последние два года. Краудфандингом мы воспользовались один раз. И хватит. Второй раз просить у людей неудобно.
– На днях в интернете появились первые фотографии со съемок нового фильма Кирилла Серебренникова о Викторе Цое «Лето». Поклонники тут же раскритиковали актера, который внешне совершенно не похож на Цоя. На ваш взгляд, это справедливо?
– Думаю, любой кинорежиссер вправе делать абсолютно все, что хочет. Это его творение. Другое дело, если придет какой-нибудь режиссер и будет снимать фильм про какого-нибудь Гребенщикова, я лично ему уши надеру. Ибо не надо использовать мое имя. Я однажды читал про себя сценарий – чудовищная параша и халтура! Писали люди, которые откровенно не то что не понимают, что мы делали, они даже не были в одной вселенной с тем, что мы делали. У них совершенно другая мотивация. Я даже не знаю таких плохих слов, применимых к тем людям.
– А если про «Аквариум» захочет снять фильм хороший режиссер, согласитесь?
– Нет. Мы – особи уникальные, про нас снять ничего нельзя. Мы существуем здесь и сейчас. Все остальное будет ерундой. И плевать мне на память потомков. Мы существуем для вас в данную минуту. Потомки – это уже плод нашего воображения.
– Следите за киноновинками?
– Да. «Последний джедай», «Стражи галактики – 2», «Пираты Карибского моря – 5» – смотрю все важные фильмы. А последний русский фильм, который я видел, был «Белое солнце пустыни». С тех пор разве что-то еще снимают?
– «Движение вверх», например, который стал самым кассовым в прокате. Его уже все посмотрели.
– Кроме меня. Я действительно искренне не понимаю, зачем показывать спорт.
– Хотя бы ради игры самого популярного российского актера Владимира Машкова.
– Самый популярный в России актер – это Джонни Депп (смеется). Я всегда смотрю на него с наслаждением.
– А как вы выбираете фильмы, которые будете смотреть? На чье мнение ориентируетесь, если, как вы сами говорите, ваш вкус отличный от большинства?
– Именно поэтому на мнение большинства я не ориентируюсь. Вот скажем с фильмом «Смерть Сталина» было сразу понятно, что мне понравится. Я знал, кто там играет, и примерно знал того человека, который снимал. Поэтому я пошел в кинотеатр в Лондоне и впервые за лет десять прохохотал в голос полфильма.
– Какие советы вы даете своим детям?
– Моим детям в голову не придет просить у меня совета. Детей нужно приучать думать самим.