Песня про зайцев

Петр Мамонов показал воронежцам свой новый спектакль, в котором кувыркался, ползал на четвереньках, стоял на голове и «размножался» прямо на глазах у зрителей.

Наталья Трубчанинова, 15 февраля 2013, 10:32

Наталья Трубчанинова

13 февраля Воронежский концертный зал сотрясало от мощных рифов гитар, жуткого шума барабанной дроби по металлической бочке и дружного хохота зрителей. То на сцене заводил мастодонт русского рока, бывший фронтмен группы «Звуки Му», эпатажный актер и музыкант Петр Мамонов. В наш город 61-летний артист привез свой новый моноспектакль «Дед Петр и зайцы» - запутанную историю о любви и одиночестве в современном мире. Впервые за шесть лет он представил публике зрелище, в котором выступил не только в роли исполнителя, но и сценариста, а также режиссера.

Полуторачасовой спектакль прошел на совершенно пустой сцене, если не рассматривать в качестве декораций видеопроекции с совершенно психоделическими картинками из быта черно-белой Москвы и почти что хоум-видео деревенской жизни, которое отснял сын Мамонова Иван. В некоторых песнях с экрана артисту аккомпанировали еще два виртуальных Петра Мамонова. Раздвоение личности? Как признался автор в одном из интервью, на роль музыкантов в своей новой «группе» он решил взять себя, любимого, просто потому, что других достойных кандидатур не нашлось.

Первая часть программы состояла из песен альбома «Сказки братьев Гримм», вышедшего в 2005 году. Каким-то невероятным образом Петр Николаевич умудрился не просто петь, но и сыграть персонажей своих композиций. Эти истории знакомы  с детства – о Золушке, о Мальчике-с-пальчик, о Храбром портняжке, о веселом Гансе и его еже. Но скандальный Мамонов не был бы тем самым Мамоновым, если бы не пересказал всем известные сказки на свой лад, используя неподражаемое чувство юмора. «И чем больше я рос, напрягался, старался, тужился… ничего не вышло!» - вещал со сцены его лирический герой. Или вот жизненная зарисовка (как известно, Мамонов переехал из центра Москвы в деревню Ефаново) вперемешку со сказкой о Золушке: «Наведи чистоту, безотходное производство, никакой химии и работай только золой. Топи печь, живи в деревне – увидишь сколько драгоценной золы. Только Золушка, мой дорогой, выйдет за принца, а ты так и останешься работать с золой», - резюмировал он.

Для второй части представления музыкант ненадолго отлучился за кулисы и уже через пару минут (такой вот был суперкороткий антракт) явился зрителю в оригинальном ярко-синем костюме, расшитом алыми цветами. Второе отделение состояло только из новых композиций, объединенных под условным названием «Москва». Их Мамонов исполнял один на один с гитарой в руках, без визуального дополнения своими экранными клонами. Прозвучала грустная исповедь о том, что в шумной суете мегаполиса человек чувствует себя более одиноким, чем в деревенском уединении. Что под конец жизненной гонки нам всем достанется только земля.

Под конец дед Петр исполнил несколько веселых рок-н-ролльных вещей, чем только раззадорил зрителей. Апофеозом же стала металлическая бочка, которую Мамонов с жутким грохотом выкатил на сцену и избил барабанными палочками, тем самым дав сигнал окончанию спектакля. Реакция зала была предсказуемой: народ требовал продолжения банкета.

«Десерт» готовился минут десять. А в это время на подступах к сцене выстроилась бесконечная очередь из желающих сфотографироваться и получить автограф. Публика была разношерстная – от студентов с продырявленными ушами и пирсингом в носу, пришедших посмотреть на отца Анатолия из «Острова», до солидных мужчин в строгих офисных костюмах, собравшихся поностальгировать по ранним «Звукам Му». Толком не отдохнув, Мамонов сменил свой презентабельный синий наряд на невзрачную темную рубашку в клеточку и вышел на сцену, где поклонники устроили ему продолжительную овацию.

Петр Николаевич совершенно спокойно встречал каждого: для него общение с публикой – ритуал не менее важный, чем сам спектакль. В начале автограф-сессии артист сразу огласил две принципиальные вещи: он не поет старых песен из творчества «Звуков Му» («Зачем петь старье, когда есть столько хорошего нового?»), а также не проповедует и не наставляет. «Милая моя, это в другой раз, - ответил он женщине, желавшей поговорить «за жизнь». Активно жестикулируя размалеванными маркером пальцами, Мамонов охотно рассказал, кто же такие эти зайцы, которых он, собственно, и воспевал весь спектакль. «Да все остальные люди! Всех же надо спасать!» - доходчиво объяснил он.

Спрашивали и про новые работы в кино. Интересовались, почему после «Острова» и «Царя» у Мамонова больше нет таких удачных ролей.

- Не снимаюсь, потому что ничего хорошего не предлагают, да и вообще современное кино мне не нравится. А хотел бы я Дон Кихота сыграть. По возрасту и жизненной позиции – прям самая моя роль. Вот неплохой сериал «Пепел», где я недавно участвовал. Плотное такое бандитское кино, про криминальный мир, типа «Место встречи изменить нельзя». Я там пахана играю, дядю Леву – главшпану, который на зоне сидит и всем там командует. А основная роль у Жени Миронова (хороший актер, кстати!). Это приключенческий сериал, захватывающий, интересный – без порнухи, голых теток и гадости всякой. Режиссер Вадим Перельман - умный, чуткий, тонкий, приехал к нам из Голливуда снимать. Но что-то исчез. Был только один съемочный день. Видно, я ему дорого обошелся... Петр Мамонов

- А правда, что после фильма «Остров» к вам потянулись паломники за исцелением?

- Более того: даже в храме, где я молюсь, бабки периодически обращались ко мне по имени моего героя – «отец Анатолий». Я им говорю: бабки, вы в своем уме? А они: «Ой, Петь, мы перепутали!» Вот такие сумасшедшие старушки.

- Говорят, вы в «Царе» долго отказывались сниматься и, чтобы режиссер отстал от вас, специально запросили большой гонорар. А он взял и согласился!

- Сплетни это все! Не хотел сниматься, когда весь сценарий был залит кровью. В оригинале это был жесткий триллер. Я сказал Паше Лунгину, что играть в таком фильме - выше моих сил. Потом мы совместными усилиями, советуясь с протоиереем Дмитрием Смирновым, переписали сценарий. Он стал уже не такой зверский, и я согласился участвовать. Деньги не являются мотивом моей работы в кино, да и вообще в любом деле. Хотя, бывает, платят о-го-го! Павел Семенович по доброте душевной заплатил мне весьма прилично - чтобы я наконец смог достроить дом и зажить по-человечески. В Швеции, например, 30 поэтов, и все на содержании государства. Но я не жалуюсь - у нас лучше. У нас поэты, художники, писатели живут в среде трудящихся, а я себя к интеллигенции и не причисляю. Я - рабочий класс.

- Будучи членом конкурсной комиссии премии «Золотой Орел», вы весьма нелестно отзывались о большинстве представленных работ, говоря, что серость снимает про серость. Неужели ничего не цепляет?

- Мне лично, Пете Мамонову, не нравится все это. Когда я включаю фильм и слышу, как там орут матом, сразу выключаю. Нет желания, скрепя сердце, ждать, что дальше будет лучше. Это как на рынке: тебе дают попробовать гнилое мясо – ты ж не будешь всем куском давиться, чтобы удостовериться, что оно действительно гнилое. А тут вообще пища для души. Нельзя жрать гадость! Надо беречься: включил, услышал мат, и сразу выключил. Не насилуй себя. Я вот смотрю своего любимого Жана Габена и получаю удовольствие.

- Кстати, пять лет назад, получая своего «Золотого орла» за лучшую роль в «Острове», вы толкнули вдохновенную речь о том, что наши внуки будут у китайцев в подданстве. Сейчас так же думаете?

- Мы тогда теряли по миллиону населения в год. Сейчас по 700 тысяч. Если так будет продолжаться, нетрудно посчитать, когда нас останется миллионов сорок. А это значит, что у нас все отнимут. Россия имеет 40 процентов ископаемых всего мира - такие богатства на нашей территории! Сразу оттяпают. Так не оставят. Все державы на нас зарятся - где что от России ухватить. Расслабимся, не будете, бабы, рожать – все, каюк. Рожать сейчас надо по пять детей, по двое – мало.

- От кого рожать? Где ж найти хорошего мужа? – парировали в толпе дамы. 

- Да, это проблема, согласен… Но можно найти. В храмах. например. У нас девки ходят, ищут, знакомятся и находят, женятся. А что делать? Ей 28 лет, она вся пышет, ее всю разрывает, а блудить не хочет, честная. С хорошими мужиками, конечно, тяжело. Все блины горелые, лишь бы от армии скосить. Хотя я сам не служил - но тогда модно было быть хиппи и косить от армии. А сейчас модно быть «кисоньками» – тьфу, противно!

- Скажите, а вы соблюдаете христианскую заповедь – «отдай Богу десятину» и вообще охотно делитесь доходами с церковью?

 - По мере сил стараюсь, но сейчас в нашей стране эта заповедь не актуальна. Вон, мормоны, сектанты эти, строго десятую часть отдают. Своими глазами в Техасе видел, какие у них дворцы! Плюс у них разрешено многоженство.  А мы, православные христиане… Нам жалко… Отдай, дурень, посмотришь, как потом привалит! Спать ляжешь, на душе так  хорошо будет...

- В переходах подаете?

- Я не хожу по переходам, я езжу на «Мерседесе». Старшие святые нас учат так: «Милостыня должна вспотеть в твоей руке» - то есть надо давать очень взвешенно. Наша христианская жизнь - это не прочитал и сделал, а каждый раз задумывайся: «А если я ему дам, он напьется, человека убьет, значит, я содействовал его греху. А если не дал, но сходил с ним в магазин, колбаски ему купил с хлебушком – другое дело. А это трудно – он либо обратно сдаст за полцены, либо, пока ты с ним будешь стоять в очереди, с кармана чего-нибудь стырит. Легче - дал и пошел.

- Петр Николаевич, расскажите, какой вы дедушка?

- Я, прямо скажем, не очень-то дедушка. Детей должны воспитывать родители, а мы можем только помогать. И не дай Бог, чтобы бабушка с дедушкой лезли в семью! Когда бабушка говорит: «Не слушай маму!» - кошмар, хоть бы такой бабушки не было совсем. А внуки? Когда ребенок играет тихо, сам с собой разговаривает, он ангел. А когда орет: «Не буду, не хочу!» – он бес. Ему предстоит целая жизнь, чтобы из бесенка сделаться человеком. Мы ему в этом поможем, конечно, но не будем жить за него и за его родителей. А почему вы, дедушки и бабушки, так лезете туда? А потому, что у вас по одному, по двое детей - любовь не растраченная. Было бы семеро, было бы не до внуков. И бедные внуки, задавленные вашей любовью, вырастают чудовищами - орут, капризничают, изо рта кашу выплевывают. У меня бы так не баловал: не хочешь есть – не ешь. Утром, как миленький, манную кашу, забытую на подоконнике, с паутиной, съешь. А так получается чистый разврат: сами уродуем детей – причем, что самое страшное,  под эгидой любви. Строгость нужна. Из берегов вышел – сразу по заднице! Только без злобы в душе.

- Вы уже несколько лет живете в подмосковной деревне Ефаново.  Для односельчан вы звезда?

- Слава Богу, я для них обычный человек. Хожу к соседу за огурцами – зачем ему мой автограф? Про кино и актеров тоже не интересуется – это для него мифическая жизнь. В деревне земных забот хватает: будут ли всходы, хватит ли корма скоту.

- Как к алкоголю относитесь?

- Тут я не проповедник. Бросил. Однажды мы с литовским актером Юозасом Будрайтисом в Вильнюсе встретились, я предложил отметить это дело рюмочкой винца. А он и говорит: «Мне с него худо только». Я так думаю: ни фига себе! И этот ответ засел в моей несчастной голове. Теперь, когда мне хочется выпить, я спрашиваю себя: та-а-ак, а будет ли мне лучше? Не-а! Ни по каким делам не будет лучше. У меня это кончилось - как желание, как кайф.

- Просите благословения на концерты?

- Можно? Нельзя! Можно? Можно! Батюшка что, шлагбаум? Батюшка, благословите: можно внуку подарки купить? Нельзя. И не купит ведь! Мыло, говорит, 72-процентное дал – не ест. Батюшка благословил, чего ж ты не ешь? К чему по каждому поводу у батюшки благословления просить? Нужду справить - тоже? Зачем? Я и сам с усам. 

- Телевизор не смотрите вообще?

- Я как группа «Роллинг Стоунз»: заезжая в гостиницу, первым делом выбрасываю из окна телевизор. (Смеется.) Правда, сейчас плоские модели везде висят, так эффектно уже не выкинешь…

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.