Пешком за доступной средой. РИА «Воронеж» помогло слабовидящему путешественнику продолжить путь через Россию
У Сергея Алексеева сломалась тележка, с которой он путешествует по стране
Сергей Свиридов, 31 мая 2023, 16:15
В этот вторник, 30 мая, Воронеж посетил Сергей Алексеев, известный путешественник и активист, борющийся за соблюдение прав инвалидов и создание комфортной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. В стенах Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа прошла встреча со студентами и журналистами региональных СМИ. Посредством онлайн-трансляции за ней наблюдали многие заинтересованные и за пределами небольшого зала.
Едва видит одним глазом
Промышленно-гуманитарный колледж, кстати, был выбран не случайно. Именно на базе этого учебного заведения в Воронеже создана главная база для инклюзивного образования. Здесь много студентов с ограничениями по здоровью.
Несмотря на слабое зрение, Алексееву, кажется, любые расстояния не помеха. Мужчина признается, что видит одним глазом и то едва-едва. Для того чтобы понять его ощущения, Сергей предлагает собеседникам взглянуть на мир через полиэтиленовый пакет. В помещении и темноте зрение чуть лучше. Настолько, что даже способен обращаться с гаджетами и писать. На улице, при солнечном свете, – гораздо хуже. Лишь направления и силуэты.
Впрочем, мужчина далек от беспомощности. Белая трость всегда при нем. Но она скорее символ и напоминание окружающим, что перед ними не совсем обычный человек. За несколько часов, что мы провели рядом с Сергеем, тот несколько раз забывал ее или оставлял в стороне. И уверенно спускался и поднимался по ступенькам, достаточно быстрым шагом, лишь иногда уточняя, куда нужно свернуть.
Тростью этой теоретически даже можно останавливать автомобили, чтобы перейти дорогу. Знаток законодательной базы, фактами из которой с номерами указов и статей он буквально пересыпает свою речь, Алексеев напоминает о соответствующем пункте в правилах дорожного движения. Но подчеркивает – почти никто из водителей ПДД в этом отношении не соблюдает. Даже инспекторы порой об этом не помнят и пытаются штрафовать.
Путь Сергея
В текущее путешествие Сергей отправился в середине апреля и за полтора месяца сначала прошел 470 км с севера на юг по Краснодарскому краю, от Армавира до Сочи, а затем повернул на север. Краснодар, Ростов-на-Дону, теперь Воронежская область. Алексеев движется в основном вдоль автодорог и в день проходит порядка 50 км. 26 мая на подходе к Воронежу трекер в его телефоне зафиксировал рекорд светового дня – 65,5 км! Дальше он направится в сторону Москвы, оттуда – на Санкт-Петербург. Потом повернет на юг, чтобы к холодам вернуться в Армавир. Путь пройдет через Череповец, Ярославль, Нижний Новгород, Тольятти, Самару, Саратов и Волгоград. По обстоятельствам в маршрут могут быть внесены коррективы.
Это уже не первое большое пешее путешествие Сергея Алексеева. В один из предыдущих походов он дошел до Канска в Красноярском крае, преодолев больше пяти тысяч километров. Каждый раз, приближаясь к большому городу, он старается информировать местные администрации и СМИ о своем визите. Где-то эти обращения остаются без ответа. Где-то их не воспринимают всерьез. И таким городам достается от общественного активиста. На своей страничке во «ВКонтакте», где уже 4,5 тыс. подписчиков, он безжалостно критикует все, что ему не нравится и кажется несправедливым. Где-то, возможно, перегибает палку. Но это тоже помогает решать задачу, которую он перед собой поставил – привлечь внимание к людям с ограниченными возможностями здоровья и их проблемам в окружающей нас реальности.
Даже мысли не было развернуться и уехать
Таких солидных пресс-конференций, какую собрали по случая визита Сергея Алексеева в Воронеже, почти никогда не бывало в других городах. Но так вышло, что именно представители РИА «Воронеж» провели с путешественником больше всего времени и по стечению обстоятельств оказались способны ему помочь.
Дело в том, что изначально мы намеревались даже не столько осветить его встречу со СМИ, сколько сосредоточиться на визуальной составляющей: проводить Сергея из города, снять на фото и видео первые десятки метров его дальнейшего пути. Потому отправились на задание большой бригадой – водитель, фотограф и smm-редактор. Водителя неспроста упоминаем первым, поскольку его роль в дальнейших событиях оказалась определяющей.
Пару слов о транспорте, с которым Сергей Алексеев путешествует по городам и весям. Это не то коляска, не то телега – что-то среднее, сконструированное с учетом уже богатого опыта пеших путешествий. Сначала Сергей, с юных лет занимавшийся туризмом, пытался ходить с рюкзаком на плечах. Быстро понял – это слишком тяжело. К пропавшему зрению добавятся еще и больные суставы. Потом были детские коляски, которых надолго не хватало. Но их конструкция в целом казалась удачной. И сегодняшний вариант телеги путешественника многое от них заимствует. Но только рама усилена, а вместо маленьких колес установлены 24-дюймовые от горного велосипеда. В кузов помещается все необходимое в пути и даже чуть больше. Путешественник говорит, что спокойно мог бы обходиться без палатки, спать на валежнике. Но раз уж есть место, куда положить, то позволяет себе немного больше комфорта.
Три дня назад в видеоролике на своей странице Сергей пожаловался подписчикам – покрышки, срок службы которых в армавирском магазине обозначили в 7000 км, протерлись до корда уже через тысячу с небольшим. «В Воронеже надо будет что-то делать», – заключил путешественник. И получил в подарок от наших волонтеров две новые шины нужного диаметра. За подготовкой к замене колес мы и застали Сергея и организаторов на парковке АЗС на М-4 «Дон» в Отрадном. Доставив путешественника на место старта, организаторы сообщили, что спешат на следующее мероприятие, «в нагрузку» оставив нам девчонок-журналисток из другого издания. Но стоило им уехать, как тут же случилось непредвиденное. Когда Сергей начал устанавливать новую покрышку, одна за другой из велосипедного колеса стали вываливаться поломавшиеся спицы – всего восемь штук. Отправляться дальше с поврежденным колесом было нельзя.
В итоге мы не смогли оставить плохо видящего человека один на один с бедой в незнакомом месте. Наш водитель Константин активно включился в дело, давая какие-то технические советы и размышляя вместе с другими, что же предпринять. У него словно проснулся какой-то азарт, мысли не было, чтобы развернуться и уехать. И даже наш юный фотограф Виктория, совсем не рассчитывавшая, что это редакционное задание получится таким непредсказуемо долгим, стоически терпела и старалась запечатлеть все самые интересные моменты для будущего репортажа.
Как мы помогли путешественнику
Ничего не случается в этой жизни просто так. Неделю назад мы ездили в Лиски вместе с другим нашим фотографом Виталием Грассом. И там промеж дела разговорились о его увлечении велосипедами. Наш коллега – давний поклонник этого вида транспорта, передвигается на нем зимой и летом в любую погоду. И в Лисках, кстати, пользуясь случаем, приобрел с рук по объявлению очередной велосипед. Их у него около десяти для разных целей и условий. В общем, мы сразу поняли, кому надо звонить! И не ошиблись.
Виталий Игоревич рассказал нам, где находятся ближайшие магазины с велосипедами. Нужные детали были и у нашего фотографа, но добираться до него было не с руки. Рассмотрев разные варианты, мы решили ехать в Воронеж, чему особенно обрадовались замерзающие на ветру юные журналистки. К счастью, поездка оказалась удачной. Спицы необходимой длины мы нашли в первом магазине, и там же за скромную плату починили колесо. Хотя Сергей сначала настаивал, что справится сам.
В городе поменяли один редакционный автомобиль на другой и на «Ниве-Шевроле» (на ней удобнее ехать по проселочным дорогам) доставили путешественника обратно на место старта. Ждать, пока он соберет колесо, и просить специально позировать нам на дороге мы уже не стали. Все за этот день устали. Мероприятие, которое для нас должно было завершиться около часа дня, растянулось в итоге до семи вечера. И пусть мы так и не сняли желанные красивые кадры, но, кажется, сделали что-то несоизмеримо более важное.