Первый школьный день
Первый день нового 2013/2014 учебного года наверняка станет таким же, как и десятки его предшественников. Традиционные линейки, сценарий которых, кажется, был написан Бог знает сколько лет назад, выступления и песни, которые первоклассники слушают, затаив дыхание в предвкушении новой и необычной школьной жизни, а старшеклассники – с плохо скрываемой кислой миной скуки. Но эта похожесть – кажущаяся. Сегодняшний день – один из многих в череде тех, которые необратимо меняют и саму школу, и отношение к ней.
Александр Рыжков , 2 сентября 2013, 12:14
Так, именно сегодня российская школа перестала быть советской. В списке нормативных актов, действие которых отменил вступивший в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» есть не только российский закон «Об образовании» 1992 года, но и, например, основы законодательства СССР о народном образовании, утвержденные 40 лет назад – в 1973 году и еще с десяток законов и постановлений, действовавших в стране, исчезнувшей в год рождения тех выпускников вузов, которые сегодня, 2 сентября 2013 года, впервые приступят к работе в школах. Это первое поколение учителей, которые не смогут сказать о Советском Союзе ничего по памяти – только по рассказам старших или фильмам.
Кстати, советские фильмы о школе тоже необратимо устаревают. Для родителей сегодняшних первоклассников старый «Ералаш», «Гостья из будущего» или «Приключения Петрова и Васечкина» еще понятны, что называется, без сносок и комментариев – они показывают школу такой, какой она должна была быть, когда они в ней еще учились. Но уже сегодняшние тридцатилетние не застали пионерской организации, а двадцатипятилетние точно знают, что такое тренировка перед ЕГЭ. Им и, конечно, их детям, ближе «Общество мертвых поэтов» или, на худой конец, «Американский пирог», чем «Большая перемена».
Изменилось и само отношение к образованию. Относительно недавно золотая медаль была пропуском в университет, куда попадали далеко не все выпускники, а «красный диплом» - стартовой ступенькой успешной карьеры. Человек с высшим образованием – это звучало гордо. Когда высшее образование стало, пусть и неофициально, всеобщим, даже «человек с двумя высшими образованиями» звучит так же гордо, как «человек в обуви» или «человек со здоровым цветом лица». Ни для кого не секрет, сколько стоит получение диплома и как низко ценят потом этот диплом работодатели. Успешную карьеру – при должном старании – можно сделать, даже не отучившись в вузе.
Новый закон, который в свое время обсуждали так бурно и пылко, что его вступление в силу прошло относительно незамеченным – вся страсть осталась в дискуссиях двухлетней давности – задает новые правила, по которым предстоит жить школе. Однако он не может дать ответ на вопрос, который задают, наверное, все родители сегодняшних учеников и на который худо-бедно отвечала старая советская школа: как сделать ребенка успешным в жизни?
Бабушки и дедушки сегодняшних первоклассников, отдавая своих детей в школу, рассчитывали на то, что их там все-таки подготовят ко взрослой жизни. Они надеялись на то, что жизнь будет хотя бы предсказуемой, а школа станет незыблемым камнем в ее основании. Сегодняшние родители такой роскоши лишены. Они точно знают, что знания, которые им приходилось усваивать за партой долгими часами уроков, сегодня можно в два клика найти в «Википедии», а социализация для их драгоценных чад – это скорее «ВКонтакте» и «Мир танков», а не школьный субботник или какое-нибудь еще культурно-массовое мероприятие. Они знают, что учителя вряд ли помогут им научить детей, что делать с виртуальным миром и как не потеряться в нем, забыв о мире реальном. Сегодняшним родителям известно, что высокие оценки и грамоты гарантируют лишь получение звания «ботана» (и дай Бог, чтобы одноклассники говорили так с доброй иронией, а не издевательским сарказмом), но отнюдь не карьерный рост в будущем. И единственное, что они могут сделать по-настоящему полезное для этого самого детского будущего – это учиться вместе со своими детьми. Учиться ходить в эту пугающую незнакомую новую российскую школу, учиться жить в мире, где будущее не предопределено, а у прошлого есть бесконечное количество вариантов, учиться меняться, оставаясь при этом самим собой.