Пекли луковник и чиненки. Как жили наши предки в воронежском селе Синявка
Населенный пункт был образован в начале XIX века
Ирина Кожанова, 15 февраля, 17:32
Села Воронежской области имеют удивительные названия. Одно из них – Синявка. Местные не удивляются, а у приезжих на лице тут же появляются улыбка и вопрос в глазах: «Почему так назвали?»
Корреспонденты РИА «Воронеж» решили выяснить, за какие заслуги село Таловского района назвали Синявкой.
Многозначный термин
Синявки также есть в Липецкой, Брянской областях, Республике Беларусь. А еще синявка – это название видов рыб (гольян и уклейка). В церковнославянском словаре синявка трактуется как синъ – грязь, болото. Есть и другие значения этого слова, но подробно на них останавливаться мы не будем.
В воронежской Синявке живут почти 800 человек. В селе восемь улиц, есть школа, два магазина, храм. По словам учителя и краеведа Синявской школы Валентины Мальцевой, название села пришло от названия реки Синявка, что означало синяя.
История села начинается в 1801 году, когда жителям Елань-Колено выдали здесь наделы. До этого люди приезжали сюда для обработки земель. Дорог в те времена не было, и весной и осенью по грязи добираться было вдвойне неудобно.
– Первых переселенцев было около 1500 человек. Домики строили саманные – из глины, смешанной с соломой. Крыши крыли камышом или соломой, – рассказывает Валентина Мальцева. – Так образовался населенный пункт, который стали называть Новое-Колено. А чуть позже его переименовали в Синявку. Затем началось строительство церкви. В 1853 году был возведен Покровский храм и Синявка стала селом.
Все самые важные события жителей в те времена были связаны именно с церковью. Учет жителей тогда велся церковными работниками в метрической книге. В ней помечалось, кто родился и умер.
В школьном музее до сих пор хранятся несколько ее страниц. Самая старая запись датируется 1889 годом, это регистрация ребенка. На пожелтевшей от времени странице написано: «Прокофьева Арсения сын Митрофан пяти лет». Также тут есть записи о солдатах, ушедших воевать или погибших, например: «Гавриил убит на войне в бою 3 марта 1915 года».
От Суриновки прямо на Кубань
Жители постепенно обустраивались: засаживали земли, заводили скот, строили дома. Образовывались улицы, каждая получила в народе свое название. Официальные названия улицам присвоили только в 2001 году.
– Угляновка, сейчас это улица Советская, такое название получила из-за пыли, которая там подымалась столбом в сухую ветреную погоду. Далее Кочетовка (Ленина) – якобы давным-давно там жили очень задиристые, как петухи, парни, – поясняет краевед.
Была у местных жителей Кубань (ныне – Октябрьская). Такое название улица получила из-за своего расположения на южной, солнечной стороне. Сейчас – улица Проезжая, тогда – Черногория. Она расположена на пригорке, и в период весенне-осенних полевых работ пыль на ней стояла «коромыслом». Следом за Угляновкой вереницу домов прозвали Фокановкой (Красина) в честь деда Фоки – местного жителя. Также в Синявке есть улицы Лыдочка (Кирова), Сапожок (Дачная) и Суриновка (Свердлова). К сожалению, историю их названия краевед не знает.
– Местные жители до сих пор пользуются народными названиями улиц, – отмечает глава администрации Синявского сельского поселения Валентина Буравлева. – И если кто-то скажет, что нужно пройти до Кочетовки, то никому и в голову не придет уточнить, где это находится.
Водоемы от улиц не отстают.
– Живой пруд так назвали из-за множества ключей или родников в нем, – продолжила краевед. – А Долматов пруд получил свое название в честь местного жителя Иосифа Петровича Долматова. Он был командирован в село с заданием организовать работу советских органов. Есть еще пруд Новый. Тут название само за себя говорит. Он появился относительно недавно.
Что ели и как отдыхали
По словам краеведа, в селе широко праздновали масленицу. Женщины надевали свои лучшие наряды, покрывали голову цветастыми платками. Мужчины участвовали в кулачных боях – выходили биться улица на улицу. Редко какой праздник не заканчивался кулаками. Был в то время силач Василий Мещеряков. Никто не мог победить его. Местные мужики от зависти убили его оглоблей. Также на праздник наряжали лошадей. Устраивали катания на санях. Прямо на улице пекли блины. Этим занимались две Марии Ивановны: Буравлева и Рыжкова. Они славились на всю округу умением работать с тестом.
– А еще в Синявке были такие блюда, каких я больше нигде не встречала, – продолжает Мальцева. – Это луковник – пирог такой из дрожжевого теста с начинкой из репчатого лука. Ели его, смазывая растительным маслом и посыпая сахаром. А еще пекли чиненки (от слова «начинять») – пироги с капустой. Пеклись они только в русской печи и были обязательными блюдами на свадьбе и поминках.
Жили синявцы натуральным хозяйством: разводили скот. Рукодельницы славились на весь район своими вязанными из козьего пуха платками и шалями. Продавали их в соседней Абрамовке. Также здесь валяли валенки и шили обувь. В местном музее сохранились деревянные колодки для этого ремесла.
Поверье
В 1937 году в стране шла массовая борьба с религией. Некоторых церковнослужителей в Синявке расстреляли, а церковь разрушили. Из местных жителей в разгроме храма участвовать никто не решился. Этим занимались комсомольцы из Абрамовки.
В селе существует поверье, что все, кто участвовал в разрушении церкви, долго потом не прожили. Например, мужчина сбросивший колокол, не удержался и сорвался вниз, другого комсомольца парализовало еще на подходе к храму, и так со всеми. Из обломков церкви в Абрамовке построили школу.
Когда богоборческие времена прошли, в селе построили новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери.