Памятные истории. Как в Воронеже следят за сохранностью объектов культурного наследия
Интервью с руководителем управления по охране ОКН региона Никитой Гарашкиным
Анастасия Сарма, 18 апреля, 19:00
В четверг, 18 апреля, отмечается Международный день памятников и исторических мест, или День всемирного наследия. В преддверии праздника корреспонденты РИА «Воронеж» встретились с руководителем управления по охране объектов культурного наследия (ОКН) Воронежской области Никитой Гарашкиным. О том, как здания становятся памятниками, какие находки были сделаны при реставрации Дома Гарденина и почему сложно взять под охрану деревянные дома, – читайте в нашем материале.
– Никита Александрович, сколько объектов культурного наследия насчитывается в нашем регионе?
– У нас на территории Воронежской области расположено почти 5 тыс. объектов культурного наследия. В их числе 2881 объект, который включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. По ним в вопросе установления историко-культурной ценности поставлена точка – это однозначно объекты культурного наследия.
Кроме того, в число 5 тыс. памятников входят 2113 ОКН, которые находятся в статусе выявленных, – им еще предстоит пройти госэкспертизу, которая обосновывает включение их в реестр. Среди них 1,9 тыс. памятников археологии (по ним решение о включении их в реестр принимает Минкультуры) и 213 объектов архитектуры (по ним решение принимает орган госохраны – наше управление).
Когда объекты включены в реестр, их историко-культурная ценность установлена железно. А когда объект находится в статусе выявленного, говорить окончательно, будет он в реестре или нет, мы не можем. Но в статусе выявленных объекты также защищены от сноса, их режим госохраны мало чем отличается от реестровых памятников.
– На каком основании объект признается историко-культурным памятником?
– Для этого объект должен пройти несколько тестов. Первый тест – на соответствие потенциального памятника так называемому возрастному цензу. Возрастной ценз для памятников археологии составляет не менее ста лет. Для памятников архитектуры – не менее 40 лет.
Второй тест – это наличие у потенциального памятника ценности с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
Если в каком-то памятнике неоднократно бывали исторические деятели, это добавляет им мемориальной ценности. Например, в усадьбе Быстржинских (улица Платонова, 11) бывал Лев Толстой – здесь он навещал свою племянницу Елену Денисенко. Может быть, именно она стала прообразом Анны Карениной. В этом случае мы можем смело говорить, что усадьба Быстржинских имеет мемориальную ценность.
Другой пример. Осип Мандельштам в воронежской ссылке жил в многоэтажном доме на улице Ф. Энгельса, 13, – весь этот дом является объектом культурного наследия.
Наконец, третий тест, определяющий ценность памятника, – это его подлинность. Объект должен быть подлинным свидетелем эпохи. Именно из-за подлинности ОКН связаны сложности по его содержанию и сохранению, с которыми сталкивается его собственник (правообладатель).
– Как проходит процедура включения ОКН в реестр?
– Эта процедура носит заявительный характер и, если говорить об архитектуре, состоит из трех этапов. На первом этапе заявителю нужно провести исследовательскую работу и подготовить заявление в орган госохраны. Там заявление проверяется на соответствие формальным требованиям. Если все в порядке, то объект включается в список.
На втором этапе орган госохраны проводит работу по установлению историко-культурной ценности потенциального памятника. Группа специалистов в области госохраны проверяет данные, которые были указаны в заявлении, и перепроверяет их в указанных источниках. По результатам проверки принимают решение о включении объекта в перечень выявленных памятников.
Если информации в источниках недостаточно или она противоречива, нужно выслушать мнение общественного научно-экспертного совета. Он даст рекомендацию, вносить объект в перечень выявленных памятников или нет. В составе этого совета – общественники, специалисты в области государственной охраны памятников и аттестованные Минкультуры России эксперты.
На третьем этапе процедуры проводится государственная историко-культурная экспертиза, которая определяет обоснованность включения объекта в Единый госреестр. При положительном решении объект включается в реестр, при отрицательном – во включении объекта в реестр отказывается, режим его государственной охраны прекращается.
Напомню, у нас 213 памятников архитектуры, по которым мы до госэкспертизы еще не дошли. Нам нужно около трех лет, чтобы определить их судьбу и принять решение, войдут ли они в реестр или нет.
– Если здание признали памятником и включили в реестр, что его ждет дальше? Консервация, реставрация?
– Если мы говорим о принятии объекта под госохрану, то сразу после его включения в список объектов, обладающих признаками ОКН, он находится под госохраной – в частности, с 15.04.2024 года действует запрет на снос такого объекта.
Дальше наше управление утверждает предмет охраны ОКН – его особенности (ценности), которые послужили основанием для включения памятника в реестр. Это может быть как материальная составляющая, в частности архитектурные решения, декор, интерьер, планировка, месторасположение памятника, так и нематериальная – например, связь объекта с историческими событиями или личностью. Эти особенности должны быть сохранены.
Памятник может представлять ценность и с точки зрения своего функционального использования. Пример тому – старинный храм, который продолжает работать по сей день. Или другой пример – Хреновской конезавод. Из него нельзя сделать коровник, потому что он так же до наших дней сохранил свое функциональное назначение, именно здесь граф Орлов выводил рысаков.
Сформировав предмет охраны, мы можем определить, какие виды работ собственник вправе делать на данном объекте. Существует несколько видов работ по сохранению памятника: ремонт, реставрация, приспособление памятника для современного использования, консервация (противоаварийные работы) и в некоторых случаях – воссоздание объекта культурного наследия.
Помимо утверждения предмета охраны, управление проводит обследование памятника, по результатам которого составляется акт его технического состояния. На его основании определяются состав и сроки проведения работ. Обычно на разработку проекта нужно два года, на проведение работ – до пяти лет. Эти сроки утверждаются в охранном обязательстве собственника (правообладателя) ОКН.
После включения объекта в реестр определяется граница его территории. Кроме того, у объекта в целях сохранения его историко-культурной среды, его визуального восприятия появляется защитная зона – «купол», – в его границах запрещается любое строительство. А у расположенных по соседству зданий запрещается изменять объемно-пространственные характеристики.
С момента утверждения зоны охраны ОКН защитную зону сменяет зона охраны. Тотальные запреты, которые были установлены защитной зоной, сменяются ограничениями. Например, теперь только в каналах видимости объекта запрещено капитальное строительство. Ограничения накладываются на высотность строящихся домов и на плотность застройки, применяемые отделочные материалы, архитектурные решения.
Строительство поблизости возможно, но оно не должно умалять ценность памятника – например, возводимые по-соседству здания должны быть сопоставимы по этажности с ОКН.
– Какие обязательства несет собственник дома-памятника?
– Собственник ОКН несет бремя по его содержанию и сохранению. Все ремонтные и реставрационные работы хозяин выполняет на основании проектной документации, которую разработала организация с лицензией Минкульта. Ремонт и реставрацию в таком доме также проводят организации с лицензией Минкульта.
Если собственник нарушает сроки проведения работ, установленные охранным обязательством, наше управление проводит надзорные мероприятия и может привлечь собственника к административной ответственности. Изредка приходится обращаться в суд, чтобы понудить собственников проводить работы.
– В центре города, на улице Никитинской, довольно много старинных заброшенных домов. Почему ими никто не занимается?
– Не все дома на Никитинской обладают статусом объекта культурного наследия. На участке от ЖК «Сердце города» до ул. 9 января объекты – через один. Среди памятников – «Дом Клочковых, где бывал Бунаков» (Никитинская, 50в). Этот объект был в муниципальной собственности, но сейчас – в частной собственности у московской организации. Сейчас новый хозяин взял у нас задание на разработку проектно-сметной документации. Мы также выдали разрешение на проведение противоаварийных работ.
Дом жилой, в народе - дом агронома Вагнера (Никитинская, 45) собственниками не брошен. Не так давно управлением была рассмотрена проектная документация на восстановление здания, но мы вернули ее на доработку. Замечания носят оперативно устранимый характер.
Остальные объекты, расположенные на Никитинской, находятся в собственности частных лиц. В нормальном состоянии – флигель усадьбы Клочкова (Никитинская, 41), где находится стоматология.
Остальные собственники ОКН заданий и разрешений на проведение противоаварийных работ пока не брали. Мы можем с ними судиться, понудить исполнять обязательства по сохранению памятников. Но не думаю, что они будут что-то делать даже по решению суда.
Вообще, требующие восстановления объекты культурного наследия стараются отдать частникам – у государства нет столько средств, чтобы обеспечить их содержание в надлежащем виде. У нас 1550 памятников истории и архитектуры, которые включены в реестр, и 213 выявленных памятников архитектуры. Из них, по-хорошему, в реестр войдут 30%. Общая цифра колоссальна, одна из самых больших в ЦФО.
– Приведите успешные примеры сохранения памятника инвесторами. Как им удалось приспособить ОКН под свои нужды?
– Это, например, краснокирпичное здание электростанции и прачечной кадетского корпуса на улице Феоктистова, 1. Это комплекс казенного винного склада (ныне – пространство «Винзавод») – неплохой пример такого инвестпроекта.
– Есть и другая проблема – когда жильцы домов-памятников фактически становятся их заложниками. Статус памятника не разрешает им проводить своими силами ремонт. Как они должны действовать?
– Это большие проблемы, о которых говорил Президент в Послании Федеральному собранию. Сейчас в законодательстве об охране культурного наследия (закон №73-ФЗ) происходит либерализация. В рамках капремонта в многоквартирных домах часть работ (не затрагивающих предмет охраны) можно проводить без привлечения подрядных организаций с лицензией Минкульта. Главное – заблаговременно уведомить управление.
В качестве примера можно привести ремонт инженерных сетей. Подрядчик присылает нам уведомление, мы контролируем, чтобы он оставался в пределах тех работ, о которых нас уведомил. Но работы на фасаде с декоративными элементами будут вестись в рамках работ по сохранению ОКН.
По решению губернатора Александра Гусева Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ежегодно дополнительно финансируется из бюджета области на сумму до 400 млн рублей, из которых в первую очередь проводятся работы по сохранению многоквартирных домов-памятников. Воронежская область - один из немногих регионов, где практикуется такой подход. Так что упомянутые изменения позволяют существенным образом экономить выделяемые губернатором денежные средства.
Кстати, наше управление подготовило по домам-памятникам проект федерального закона, в котором предлагает проводить работы по текущему ремонту в упрощенном порядке.
– Какие работы не могут проводить жильцы памятников?
– Нехорошая история – когда жильцы самовольно устанавливают пластиковые окна. Лучше установить окна с деревянными рамами, но они стоят дороже. Плохо, когда на главных фасадах устанавливают кондиционеры и спутниковые антенны – они портят облик исторического здания.
Собственник, который хочет что-то отремонтировать в доме-памятнике, должен прийти к нам. Любые работы, которые проводятся в ОКН, могут проводиться только на основании задания, которое выдает орган охраны объектов культурного наследия. С этим заданием люди идут к проектировщику, пишут свое техзадание. По нашему заданию проектировщик понимает, где предмет охраны, что можно трогать, а что – нельзя, и делает проектную документацию.
– На какой стадии сейчас работы на Каменном мосту?
– Противоаварийные работы на мосту уже почти завершены – восстановлен аварийный участок подпорной стены. Как только Технадзор установит, что бетон набрал установленную прочность, подрядчик приступит к обратной засыпке на участке примыкания восстановленной подпорной стены к площадке молодоженов.
Параллельно в разработке находится проектная документация по проведению ремонтно-реставрационных работ по всему мосту.
– Недавно председатель Следкома РФ Александр Бастрыкин обратил внимание на неудовлетворительное состояние памятника Славы. Мемориал является объектом культурного наследия регионального значения. Масштабных реконструкций комплекса не проводилось с момента его открытия в 1967 году. Приняты ли решения в отношении реконструкции либо реставрации комплекса?
– В 2022 году наше управление согласовало научно-проектную документацию по сохранению этого памятника. Напомню, что предметом охраны памятника являются скульптурная композиция и сам стилобат со Стеной Памяти и Вечным огнем.
Задание на ремонт элементов благоустройства мы выдали в марте 2023 года. Приказ Минкульта России, устанавливающий упрощенный порядок работ, вступает в силу с 1 сентября этого года, но есть информация, что его вступление может быть перенесено на более раннюю дату.
Подчеркиваю, что бремя по содержанию памятников несет собственник – в данном случае муниципалитет. В настоящее время муниципалитет в меру возможностей принимает меры по сохранению памятника.
– Как продвигается реставрация Дома Гарденина? Когда закончатся работы?
– Сейчас там смонтирована крыша, осуществляется вычинка и перекладка кирпичной кладки по всей площади фасадов. Срок действия выданного нашим управлением разрешения на производство работ истекает 6 сентября 2024 года. В процессе работ сделано несколько открытий.
Например, не так давно нашли элементы печных изразцов. А в одном из помещений левого ризалита были выявлены ранние декоративные элементы интерьера, которые были скрыты под поздними слоями отделки. Речь идет о сложном декоративном элементе интерьера – многоступенчатом карнизе с «сухариками». Этот карниз опоясывает всю комнату.
Сейчас задача подрядной организации – сохранить этот элемент, ведь он подлинный. Ценность этого памятника за счет выявленного декора только увеличилась.
– Сейчас общественники вновь обеспокоены судьбой Дома Медведевой (Помяловского, 37), которому грозит снос. Почему все же он не поставлен на охрану, ведь это типичный образец исторической застройки Воронежа.
– Вопрос установления историко-культурной ценности этого объекта был решен в 2018 году. Напомню, тогда заинтересованные лица подали в управление заявление о включении этого дома, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр. Дом был включен в список объектов, обладающих признаками ОКН, по нему была проведена работа, устанавливающая историко-культурную ценность.
Их результаты были вынесены на обсуждение Общественного экспертного совета. Большинством голосов совет проголосовал против включения этого объекта в перечень выявленных.
– В Воронеже сохранились и другие полукаменные-полудеревянные дома. Планируется ли взять их под охрану?
– Сохранение памятников деревянного зодчества – это большая проблема, которая положительного решения не имеет. Стоимость сохранения объекта деревянного зодчества – огромна. Нередко, чтобы восстановить один такой объект культурного наследия, нужно разобрать его по бревнам. А поврежденные или утраченные элементы нужно будет заменить подлинной сто- или даже двухсотлетней древесиной. Для этого понадобится разобрать два старинных деревянных дома (не памятника). Необходимо учитывать сохранение подлинных материалов – это один из основных принципов реставрации.
Словом, подступиться к деревянным памятникам сложнее, чем к каменным. А кроме того, найти лес того периода времени гораздо тяжелее, чем найти или сделать реставрационный кирпич. Поэтому, прежде чем призывать взять под охрану такие дома, нужно задаться вопросом, по силам ли инвестору затраты по реставрации такого памятника?