«Ожидаемо». Воронежские эксперты – об отказе Минпросвещения от 3-го обязательного ЕГЭ
Иностранный язык пока разрешили сдавать по желанию.
Галина Саубанова, 7 августа 2020, 13:44
Министерство просвещения РФ «по итогам широких обсуждений с общественниками и экспертным сообществом» отказалось от планов по введению обязательного ЕГЭ по иностранному языку с 2022 года. В списке обязательных по-прежнему останутся только русский язык и базовая математика. Иностранный язык выпускники, как и раньше, смогут сдавать по выбору. По данным федеральных СМИ, решение было принято по просьбе Национального родительского комитета, утверждающего, что обязательный ЕГЭ по иностранному противоречит Стратегии национальной безопасности РФ.
Опрос представителей сервиса по поиску работы SuperJob среди населения старше 18 лет показал, что каждый второй россиянин против введения третьего обязательного ЕГЭ. В опросе приняли участие 1,6 тыс. человек из 352 населенных пунктов всех регионов. «Против» высказались 51%, решительно «за» – 17%, 32% затруднились. Россияне обосновывали свое отрицательное отношение к обязательному экзамену низкой квалификацией учителей иностранных языков, тем, что иностранный язык пригодится в жизни и работе не каждому, неспособностью части школьников к языкам и общей перегруженностью выпускников.
РИА «Воронеж» изучило мнение преподавателей иностранных языков и лучших выпускников 2020 года по этому вопросу.
Елена Кузнецова, директор Института диалога культур «Интерлингва»:
Возможно, решение о введении обязательного экзамена по иностранному языку действительно было непродуманным на данном этапе. Но тогда его не надо было озвучивать в столь категоричной форме, чтобы сейчас в такой же категоричной форме включать заднюю. Потому что такие непоследовательные шаги порождают определенное недоверие. Встречаются комментарии, что на обязательном ЕГЭ нажились бы центры изучения иностранного языка и репетиторы. На самом деле образование, которое дает языковая школа, и подготовка к экзамену – это разные вещи, здесь нет строгой корреляции. В то же время, наверное, какие-то школы и учителя прорабатывали эти ресурсы и теперь все планы ушли в песок – получается опять-таки, что планировать у нас ничего нельзя.
Разговоры про то, что не готовы учителя, не готовы дети, – правильные, но никто и не будет никогда готов, если не будет двигаться в этом направлении. Надо с чего-то начинать. Государство должно вкладываться в развитие и мультиязычности, и пропаганды здорового отношения к международной повестке.
Нам кажется, что раз не придется ехать за границу, то и иностранный язык не нужен. Но я убеждена, что в будущем мы будем конкурировать не друг с другом, а со специалистами во всем мире. Через десять лет на воронежском заводе будет стоять станок, а управлять им сможет сотрудник, который находится в Китае, в Австралии, в Африке – где угодно. И этот человек должен будет взаимодействовать с другими специалистами не только на своем родном языке, а значит, сегодня мы явно недооцениваем значение языков.
Любой иностранный язык – это полезно для каждого человека в плане развития личности, кругозора, культурного обогащения, психологической устойчивости. Он нужен математикам, потому что развивает анализ и синтез, он полезен гуманитариям, потому что развивает кругозор. Он пригодится спортсменам, потому что это тоже тренировка, языком надо заниматься каждый день, тренируя настойчивость и регулярность. Он полезен детям, потому что развивает память, полезен музыкантам, потому что развивает слух. Словом, это универсальный тренажер, который пригодится всегда. Об этом просто мало говорят, меньше, чем о том, что нет хороших учебников. Но мне кажется, на этот аспект надо обращать внимание, в том числе и родителей. Если с такой позиции подходить к изучению языков, то не возникнет вопрос о том, зачем нам это нужно.
Елена Дьякова, доцент кафедры английской филологии ВГУ:
Обязательный госэкзамен по иностранному языку, даже в упрощенном варианте, выявил бы неготовность к нему по всей стране. Особенно это касается сельских школ, где иностранные языки порой ведут преподаватели других предметов. Если бы дети не готовились к этому экзамену специально, то их знаний оказалось бы недостаточно для сдачи ЕГЭ. Понимание этого и вызвало панику у родителей и учителей. Те, кто может себе позволить, обратились бы к репетиторам, но тогда в чем смысл школьного образования?
Среди причин, по которым отменяют ЕГЭ по иностранному языку, звучали и странные аргументы: якобы изучение языка – это путь для школьников к выезду из страны. Но это, конечно, абсолютная бессмыслица. Из страны уезжают, если не могут реализовать себя здесь, не могут найти развития для своих талантов, способностей. Я, как работник образования, сомневаюсь, что знания могут повредить стране. Напротив, хотелось бы, чтобы страна была интегрирована в мировое сообщество, и знание языка могло бы в этом помочь. Но не таким насильственным методом, как введение обязательного ЕГЭ. Есть другие возможности пробуждать интерес к иностранным языкам: кружки, дистанционные занятия и многое другое. В целом у единого госэкзамена хорошие гуманистические цели, но все упирается в разработку конкретных механизмов для их реализации.
Сергей Пучков, преподаватель английского и немецкого языков лицея №4:
Екатерина Бурцева, преподаватель английского языка в языковой школе Easy English:
– Я считаю, отмена обязательного экзамена – это на данный момент правильно, потому что уровень подготовки наших детей оставляет желать лучшего. В школе отводится всего два-три часа в неделю на изучение иностранного языка, группы переполнены, в них занимается по 15–20 человек. Экзамен сложный, многоплановый: аудирование, чтение, лексика, грамматика. Очень непростое сочинение, тексты для чтения, в которых много сложной лексики. Детей, которые реально могут подготовиться к экзамену по иностранному языку в 11-м классе, буквально единицы. Это наши звездочки, трудяжки, у которых есть способности и которые к тому же занимаются с репетиторами. На школьных уроках дети могут получить лишь самые общие представления о языке. И когда они видят требования, которые предъявляются на экзамене, то часто отказываются от его сдачи вообще.
А еще у нас нет в школе специалистов, которые могли бы на соответствующем уровне грамотно принять этот экзамен. Уровень подготовки школьных учителей оставляет желать лучшего. Видимо, оценив ситуацию, министерство решило не вводить этот экзамен. Чтобы дети могли изучать язык в школе, надо изменить систему. Группы должны быть меньше, учитель должен иметь возможность в течение урока работать с каждым ребенком постоянно.
У меня большой опыт работы в разных школах, как языковых, так и общеобразовательных, и мне есть с чем сравнивать. В начале 2000-х я несколько лет работала в гимназии имени Кольцова с углубленным английским, там классы делились на три группы, было по пять-шесть часов языка в неделю. И был соответствующий результат. Вот на таких условиях еще реально подготовиться. Сейчас издают неплохие учебники, но каким бы прекрасным ни был учебник и учитель, если в группе 15 человек, а времени в обрез, ничего сделать нельзя.
Денис Швейкин, выпускник гимназии имени Басова, мультибалльник по итогам трех ЕГЭ:
Андрей Сапожков, выпускник ВУВК имени Киселева, мультибалльник по итогам двух ЕГЭ:
Аня Моргачева, выпускница воронежской гимназии №2, мультибалльник по итогам двух ЕГЭ: