«Отвезите меня к Любе». Зачем пенсионерка из воронежской глубинки делится кровом с неимущими
Любовь Мищенко сдерживает обещание, данное в отчаянии.
Дарья Сибирко, 28 февраля 2019, 12:31
В доме 64-летней Любови Мищенко из Павловского района Воронежской области уже больше десяти лет находят приют те, от кого отвернулись родственники, у кого нет документов, сгорел дом или кто стал инвалидом. За своими подопечными пенсионерка ухаживает как за родными. Заботиться о беспомощных женщина взялась после того, как сама попала в трудную ситуацию.
Неутешительный прогноз
Любовь Мищенко – единственная хозяйка четырехкомнатного дома и 10 соток земли в селе Воронцовка, что в 25 км от Павловска. Ее муж умер больше 15 лет назад, сын женился и переехал с семьей в Воронеж. Любовь никогда не боялась работы: трудилась учетчицей на свинотоварной ферме, продавцом в магазине, рабочей на молокозаводе. Когда вышла на пенсию, продолжала держать корову и заниматься огородом: все заготовки на зиму – из своей теплицы.
В 2009 году со вдовой произошел несчастный случай. Когда она хотела отвязать корову после пастьбы, животное на нее прыгнуло. Любовь упала и оказалась под массивной коровой. Та копытом угодила хозяйке в ключицу. Но сильнее всего пострадала нога женщины, которая сломалась в нескольких местах. Соседи пришли на помощь и вызвали «скорую», сельчанку отвезли в Павловскую районную больницу.
– Перелом плохо срастался, раны сочились и текли даже из-под гипса, – вспоминает Любовь. – С каждым днем мне становилось все хуже – нога отекла и посинела. Слова медсестры о том, что придется, видимо, отрезать ногу, прозвучали как приговор. Не помня себя, я на костылях сбежала из больницы через черный ход и уже дома сняла гипс. Я много молилась – просила Всевышнего сохранить ногу и способность ходить. Взамен я обещала ухаживать за людьми, у которых нет дома, денег, родных и близких.
Любови удалось не только избежать ампутации, но и научиться заново ездить на велосипеде, управлять автомобилем, ходить на каблуках. Здоровье постепенно улучшалось, и жизнь снова пошла своим чередом.
«Заберите его»
Вспомнить о своем обещании женщине пришлось только через два года. Однажды к ней заглянула односельчанка и пожаловалась на свою судьбу. Жить негде, так как свой дом продала, а на новый денег нет, вот у нее и возник умысел переехать в дом (пусть и после пожара) мужчины, который в это время лежал в больнице: из-за гангрены ему ампутировали обе ноги. А самого хозяина гостья решила сдать в дом инвалидов.
– Я бы на твоем месте забрала его к себе и ухаживала за ним, – посоветовала Любовь односельчанке.
Но та, видимо, недопоняла и, приехав к мужчине в больницу, заявила, что его не прочь приютить Любовь Мищенко.
Потом Любови позвонили из райбольницы. В момент звонка женщина полола огород. Она очень удивилась, когда услышала фамилию человека, о котором ей недавно рассказывала гостья.
– Вашего знакомого нужно выписывать, мы больше не можем его здесь держать.
– А он не мой, он мне никто.
– Вы понимаете, ему некуда идти. Не могли бы вы забрать его к себе?..
Любовь решила посоветоваться с младшей сестрой Натальей. Та оказалась верующей и напомнила о том, как Любовь несколько лет назад дала обещание. Поддержала вдову и старшая сестра Вера.
«Не хочу в детдом»
В тот же день сестры вместе отправились в райцентр забирать мужчину. Уже через два часа после разговора с врачом по телефону Любовь стояла у ворот ЦРБ.
– Помню, как подъехали, а все мужики из окон выглядывают – всем интересно знать, что за женщина за фактически бомжом, да еще и безногим, приехала, – поясняет Любовь.
Погрузив в машину нехитрый скарб инвалида, который представился Александром Петровичем, и усадив его на заднее сиденье, сельчанка села за руль и поспешила домой.
Когда у человека нет ног, он становится полностью зависимым. Взять ложку, одеться, искупаться, выйти на улицу – все эти простые действия невозможны для инвалида без помощи Любови. Плюс Александр Петрович часто болел, не раз приходилось вызывать скорую помощь. Три года ушло на то, чтобы восстановить ему документы и оформить хоть какую-то пенсию.
– Несколько раз к нам приходили из дома-интерната для престарелых, хотели забрать Сашка. А я как скажу, что документов у него нет, так и уходили. После еще пару раз наведывались к нам из соцзащиты, но Саша не захотел от меня уезжать, – рассказала женщина.
Увидев журналиста на пороге своей комнаты, Александр Петрович сразу заявил, что «не хочет в детдом». Чистый, опрятный мужчина сидел на диване и оторвался от чтения книги.
– Это из районной газеты, Саша, – пояснила вошедшая следом хозяйка дома.
Услышав это, 58-летний Александр Петрович расплылся в улыбке:
– Здесь тепло, уютно, есть крыша над головой. Кормит нас хозяюшка хорошо, ухаживает, а мне больше и не надо.
О своей жизни до переезда сюда мужчина вспоминать не захотел. Уже после вдова рассказала, что Александр с обожженными после пожара ногами долго пролежал в своей хате в Воронцовке. Потом к нему случайно наведалась односельчанка и принесла еды.
– «Пожарка» огонь потушила и уехала. Наверное, никто не догадался, что среди лохмотьев и кучи мусора спал человек. Когда Сашу привезли в больницу, медикам уже ничего не оставалось, как ампутировать ноги, чтобы спасти жизнь. Начался некроз тканей, слишком долго он пролежал там один, – объяснила Любовь Мищенко.
Дом Александра Петровича в Воронцовке – с печным отоплением, требует капитального ремонта, крыша пострадала после падения дерева, забора нет, так что возвращаться хозяину туда было нельзя.
«Даже сахарный диабет прошел»
Весной 2018 года в доме Любови появилась Татьяна. Она осталась без крова – дом в Воронцовке сгорел, а вместе с ним и документы. Женщина помыкалась по соседям в поисках пристанища, но никто ее не принял.
– Я тогда корову как раз держала, поэтому мы не бедствовали. Когда глава Воронцовского поселения Елена Ржевская попросила меня приютить на время эту женщину, я согласилась без раздумий, – рассказала Любовь.
Хлопот прибавилось. Новая постоялица плохо ходила – на обеих ногах у нее были разорваны связки. Любовь восстанавливала Татьяне паспорт за свой счет. Когда Татьяну хотели забрать в палату сестринского ухода при Воронцовской амбулатории, уезжать от любимой хозяйки она отказалась.
– Ну куда я поеду и зачем? – недоумевает 55-летняя женщина. – Здесь мы как одна семья, у меня даже сахарный диабет прошел. Раньше, говорят, на нервной почве был. Чувствую себя намного лучше. Ноги еще не слушаются, но с палочкой могу даже на улицу выходить.
А в 2015 году не отказала Любовь в помощи и 80-летней женщине, которой уже нет в живых. Хотя бабушка имела четырех дочерей, но ухаживать за ней было фактически некому – одна дочка руку сломала, другая – парализованная, третья жила в другом городе, а четвертая не могла бросить работу перед пенсией. Любовь окружила старушку заботой так, что, когда за ней приезжал кто-то из дочерей, расставаться со своей Любой она не хотела.
– Бывало, придут: «Мамочка, милая, поехали домой!». Заберут ее от меня, а она через некоторое время опять за свое: «Отвезите меня к Любе».
– Любовь Мищенко – это добрейший человек, порядочная и милосердная женщина, которая готова помочь всем нуждающимся. Те подопечные, о которых идет речь в статье, – далеко не единственные. Любовь Васильевна откликается на все наши просьбы помочь в предоставлении крова для людей, которым некуда идти. Причем у нее эти люди могут находиться вплоть до того момента, как будут определены в стационарные учреждения социального обслуживания. Чистые, накормленные одинокие граждане всегда неохотно покидали ее дом, выражая в адрес героволонтера только благодарность.Елена Ржевская
глава Воронцовского сельского поселения
«Зачем тебе это?»
Каждый день Мищенко стирает гору пеленок после мужчины и старается баловать своих подопечных вкусностями: печет блинчики, дважды в неделю готовит рыбу.
– Живем по-простому, все свое, выручает огород. Мои помощники могут перебрать лук, чеснок, а большего я им не доверяю. Без коровы, правда, плохо. Мечтаю хотя бы телочку приобрести, чтобы были свои молочные продукты.
Не все односельчане разделяют взгляд Любови на помощь другим.
– Все спрашивают меня: «Зачем тебе это все? Они же грязные, вонючие». А я этого не замечаю! Сама не знаю, откуда у меня берется столько сил и терпения. Наверное, Господь дает мне их, – уверена Любовь Мищенко.
Если вы хотите поддержать пенсионерку, пожертвования можно отправлять на карту Сбербанка 4817 7601 8277 5993 (Любовь Васильевна М.) Главная финансовая проблема для нее сейчас – покупка подгузников для безногого мужчины.