«Отцы-основатели русского искусства». Зачем идти на выставку нонконформистов в Воронеже
Искусствовед Саша Обухова рассказала об уникальности экспозиции Платоновфеста.
Олеся Шпилева, 2 июня 2016, 12:39
Выставка «Живу и вижу» московских художников-нонконформистов Лианозовской группы из коллекции поэта Всеволода Некрасова откроется в Воронежском музее им. Крамского на Платоновском фестивале искусств в 16:00 четверга, 2 июня. В преддверии вернисажа искусствовед и куратор архива музея современного искусства «Гараж» (Москва) Саша Обухова рассказала корреспондентам РИА «Воронеж», чем примечательны лианозовцы и зачем идти на выставку Платоновфеста.
Фото — youtube.com – Во-первых, стоит идти хотя бы потому, что художники, искусство которых собирал Всеволод Некрасов – это отцы-основатели современного русского искусства. Это то, из чего произросла сегодняшняя творческая актуальность, – рассказала Саша Обухова. – Важно отметить, что и сам Всеволод Некрасов существовал за пределами классической русской поэтической традиции XIX века. Он был новатором, многие считают его прото-концептуалистом. Его собрание должно быть совершенно уникальным, так как он тесно дружил со всеми художниками, произведения которых собирал. Некрасов сам стоял у истоков Лианозовской группы, тесно общался с художниками Сретенского бульвара, находился в самой гуще передового художественного процесса. Эти художники известны как «неофициальные», то есть фактически они были выключены из большого советского художественного процесса. Поэтому они ценили не только дружбу, но и внимание к их искусству, и дарили друзьям свои лучшие произведения.
Это очень тщательно и душевно подобранный состав авторов и самих работ. Художники Лианозовской группы, частью которой был сам Некрасов, были признаны в середине 90х. Их круг был очень хорошо показан на ретроспективах в Третьяковке, в западных музеях, вышли монографии о них в России и за рубежом. Это уже устоявшийся список звезд, безусловные имена.
Конечно, важно понимать контекст эпохи, в которую создавались работы, но это не обязательно. Вряд ли можно сказать, что обычный зритель, глядя на работы художников раннего Ренессанса, представляет себе время, когда эти работы были созданы. Важно только помнить, что это было первое поколение художников, которые после сталинского террора позволили себе свободу в выборе творческого пути, способе самовыражения. Их не признавали, но в итоге они победили. Их путь свободы стал доминирующим в постсоветской России. А сюрреализм, концептуализм, абстракция – это уже вопрос субъективного восприятия. Если человеку не близки эти стили, ему не будет интересна и история создания картины.
Контекст
В экспозицию «Живу и вижу» войдут более 100 произведений живописи, графики и фотографии художников Лианозовской группы – одного из очагов советского «неофициального искусства» периода «оттепели»: Евгения Кропивницкого, Ольги Потаповой, Лидии Мастерковой, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Олега Васильева, Эрика Булатова, Франциско Инфанте и других. Выставка составлена из коллекции поэта Всеволода Некрасова, хранящейся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина.