Откуда звонит колокол
В первую неделю после Пасхи на колокольни пускают всех желающих позвонить в колокола.
Софья Успенская, 10 мая 2013, 13:00
Кто из вас никогда не мечтал посмотреть на город сверху? На самом деле реализовать эту мечту – проще простого. В первую пасхальную неделю, Светлую седмицу, любой может подняться на колокольню главного воронежского собора, посмотреть оттуда на крыши города и позвонить в колокола.
Попасть туда несложно – надо просто прийти в Благовещенский собор и записаться на «экскурсию» в церковной лавке. Записаться можно заранее, а можно подождать минут 40 и подняться наверх уже сегодня. На колокольню посетителей водят группами по 14 человек (именно столько одновременно помещается на верхней площадке колокольни).
– В неделю после Пасхи, Светлую седмицу, всем людям можно прийти на колокольню и звонить в колокола, возвещать благую весть, что Христос воскрес, – рассказывает звонарь Леонид. – С каждым годом все больше людей приходит на колокольню, раньше можно было прийти и сразу попасть, сейчас уже надо записываться заранее – видимо люди все чаще рассказывают об этом друг другу. Но все равно все проходит спокойно, да и правила тут не такие строгие, как в храме – можно и в обычной одежде прийти.
Традиция подниматься в Светлую седмицу на колокольню сложилась в XVIII веке, когда в пасхальные дни звонари во многих храмах стали просто устраивать себе «каникулы» – они открывали колокольни и уходили отдыхать. В это время любой желающий мог подняться на звонницу, посмотреть, как она устроена и даже позвонить в колокола. До сих пор на «звонильной неделе» на колокольню пускают мирян почти в любом православном храме. Это единственное время в году, когда звон можно услышать в неурочное, не богослужебное время: согласно церковному уставу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы дозволяется (не обязателен, а именно дозволяется) «звон целодневный». Правда, он все равно оказывается не целодневным – теоретически можно звонить хоть круглосуточно, но поздно вечером и рано утром громкий звон будет нарушать общественный порядок, к тому же колокольный звон не должен попадать на литургию или вечернюю службу, чтобы не мешать молящимся в храме. Получается, что лучшее время для посещения колокольни собора — с 10.30 до 16.15.
На колокольни старых церквей обычно ведут узкие лесенки со множеством ступенек. Новый кафедральный собор вполне современно оборудован лифтом. Верхняя площадка колокольни – это кнопка 6, но здешний 6-ой этаж выше 10-ого в новостройке. Высота самого храма составляет 85 метров, а окошки верхней площадки колокольни как раз смотрят на его верхний купол.
Выходишь из лифта через стеклянную дверь – и оказываешься на площадке, похожей на строительную: на полу – дощатые настилы, а во все стороны протянуты веревки. Первым делом хочется осмотреться. Вид сверху действительно впечатляет: островерхие крыши домов в центре, расходящиеся в разные стороны улицы, яркая весенняя зелень, крошечные человечки и машинки спешат куда-то, птицы чирикают на проводах, вдалеке, в легкой дымке, виден Левый берег и высотки Правого. Откуда-то появляется ощущение праздника.
В звоннице Благовещенского собора двенадцать колоколов. В обычные дни, рассказывают звонари, с ними справляются два человека, в праздники работают 4-5 звонарей. Самый большой – шеститонный – висит в центре, над огромной дырой в полу. Его язык весит аж полтонны, так что сдвинуть его с места не так-то просто – приходится налегать на веревку всем весом. Зато когда получается наконец сдвинуть с места огромный язык, низкое гулкое «Бооомм!» пронизывает до костей. Чтобы это ощущение не было неприятным, на колокольне посетителям выдают специальные наушники.
Хотя колокольня и не храм, взгляд на мир с высоты верхней площадки вызывает чувства вполне религиозные.
– Я, честно признаюсь, не очень воцерковленный человек, хотя об этой традиции знаю давно, у меня очень религиозная семья, – рассказывает студентка Даша Павлова – она поднималась на колокольню в одной с нами группе, – но звонить в колокола хожу каждый год, уже не вспомню, в какой раз, но с детства, иногда пару-тройку раз за неделю. Это совершенно особое чувство – подняться над миром и посмотреть на него сверху. Сразу становишься как-то спокойнее и лучше что ли – во всяком случае понимаешь, что какой-то несданный зачет, какие-то ссоры или обиды, это все такая мелочь по сравнению с тем, что мы вообще есть и все вокруг есть, вот как бы пафосно это ни звучало. Но в этом действительно что-то есть.