Открытость и прозрачность. Почему воронежские болельщики предпочли «Буран» «Факелу»

Хоккейный клуб превзошел футбольный по посещаемости.

Павел Горячев, 13 июня 2019, 21:00

Андрей Архипов

Средняя посещаемость «Факела» в сезоне-2018/2019 составила 1821 болельщик. На домашние игры «Бурана» в сезоне в среднем приходили 2064 зрителя. Почему «ураганные» перегнали «огнеопасных» по посещаемости, в чем особенности менеджмента двух клубов и почему у публики при примерно одинаковых результатах разное отношение к двум командам, разобрался корреспондент РИА «Воронеж».

«Буран»

Менеджмент

При бюджетном финансировании «Буран», президентом которого был Сергей Ткачев, весной 2013 года завоевал серебряные медали Кубка Братины. В команду приезжали словаки Франтишек Складаны и Михал Махо, канадец Тодд Перри. После ухода творца тех побед, тренера Виктора Семыкина, «Буран» ни разу не проходил в плей-офф дальше 1/8 финала, параллельно клуб копил долги перед контрагентами.

В сезоне-2015/2016 все команды региона лишились поддержки из бюджетов города и области. Несмотря на это, состав укомплектовали опытными хоккеистами из топ-клубов ВХЛ. Под руководством молодого перспективного тренера Александра Титова «Буран» занял пятое место в регулярном сезоне и выиграл «Русскую классику» – матч под открытым небом, который является визитной карточкой ВХЛ. Все это время хоккеисты играли, скрывая многомесячные долги по зарплате.

На следующий год «Буран» укомплектовался воронежскими воспитанниками и игроками из молодежной лиги. Пока клуб закрывал долги перед предыдущим составом, текущий на протяжении четырех месяцев не получал денег и сталкивался с нехваткой экипировки. Хоккеисты и болельщики в это время неоднократно заявляли, что перестали доверять руководству клуба – Сергей Ткачев говорил в интервью, что «Буран» получил новую экипировку, но игроки не дожидались ее появления. В итоге клуб обанкротили, а Сергей Ткачев не получил приглашения возглавить новый проект: «ураганные» открылись под новым юрлицом и снова заявились в ВХЛ.

 

Евгений Филимонов
Фото – Евгения Емельянова

 

С тех пор как «Буран» возглавил ветеран воронежского хоккея Евгений Филимонов, болельщики получают объяснения о ключевых решениях клуба. Поклонники связывают это именно с фигурой генерального директора клуба. Игравший за ХК «Воронеж» и «Липецк» хоккеист прошел через все карьерные ступеньки как функционер. После завершения карьеры Филимонов стал администратором ХК «Воронеж», после образования «Бурана» он стал начальником команды – организовывал выезды, сборы, экипирование игроков. Его называют хоккейным человеком: он помогает решить любые вопросы рядовым сотрудникам и умеет говорить с хоккеистами на одном языке.

Второй кадровой удачей «Бурана» стало приглашение двукратного чемпиона мира в составе сборной России Михаила Бирюкова. Сразу после завершения карьеры голкипера он стал тренером вратарей воронежского клуба, а после получил должность менеджера по спортивным операциям клуба. Он сумел привезти в Воронеж на низкие зарплаты именитых хоккеистов: Алексея Пепеляева, Кирилла Кольцова, Аслана Раисова и Игоря Мирнова. Игроки подписали контракты с небогатым клубом, заручившись обещанием Бирюкова, что их отпустят в случае появления более выгодного предложения. И бывший вратарь сборной России свое слово сдержал.

 

 
Фото – Михаил Кирьянов

 

Филимонов и Бирюков не раз отмечали, что являются единомышленниками. Они вместе ездили в поисках перспективных и не избалованных деньгами игроков по разным городам, в которых есть команды Молодежной хоккейной лиги или ВХЛ-Б. Связи авторитетного на федеральном уровне Бирюкова помогают быстро собирать информацию о хоккеистах и эффективно вести переговоры с игроками и агентами, а репутация Филимонова позволяет публике и чиновникам с доверием принимать кадровые решения «Бурана».

Обучаемость руководства

Работа нынешнего менеджмента клуба не всегда была максимально эффективной, но руководство «Бурана» каждый раз публично признавало ошибки и исправляло их. В первый сезон работы дуэта Филимонов – Бирюков клуб по настоятельной рекомендации чиновников наигрывал большое количество воронежских хоккеистов, которые понимали свою неприкосновенность и не стремились повышать мастерство в конкурентной борьбе, – ожидать серьезных результатов в такой ситуации не стоило. Эту ошибку «Буран» исправил весной 2019 года: «ураганные» объявили о том, что теперь воронежцы получат просмотровые контракты и будут биться за место в составе в честной конкуренции с иногородними игроками.

Вторую ошибку менеджмент совершил в межсезонье 2018 года, когда доверил подбор хоккеистов тренеру Сергею Воронову: из-за побед команды на финише предыдущего сезона решение выглядело обоснованным, но специалист провалил предсезонные турниры, и полномочия по комплектации передали Михаилу Бирюкову. Клуб стал затыкать дыры именитыми ветеранами из КХЛ, но было ясно, что это кратковременная мера. В межсезонье-2019 подход решили изменить: теперь в команду подписывают только тех игроков, которые готовы провести с «Бураном» весь чемпионат.

 

 
Фото – Андрей Архипов

 

 

   

Также клуб сделал выводы из сотрудничества с командой КХЛ «Динамо». Партнерство с москвичами сначала казалось взаимовыгодным: воронежцы получали небольшую по объемам спонсорскую поддержку и игроков из КХЛ, которые не играли серьезной роли в составе топ-клуба, а столичная команда держала в форме хоккеистов, которые проигрывают конкуренцию более мастеровитым партнерам. Со временем стало ясно, что «Динамо» в обмен на игроков и деньги хочет иметь слишком большое влияние на процессы, которые происходят в Воронеже, – москвичи требовали, чтобы их хоккеисты появлялись на площадке вне зависимости от их мотивации и уровня готовности, также менеджмент бело-голубых навязывал «Бурану» своих тренеров. При этом позитивное влияние «Динамо» на результаты «ураганных» снизилось: клуб КХЛ все чаще стал отправлять в Воронеж игроков из своей «молодежки», которая даже не претендует на попадание в плей-офф МХЛ. Как итог – «Буран» стал партнером «Локомотива». Ярославский клуб отдаст в Воронеж шесть или семь игроков на весь сезон, еще три-четыре игрока будут приезжать при необходимости. Нового главного тренера, Алексея Ярушкина, «Буран» подобрал самостоятельно.

 

Работа с аудиторией

После прихода в «Буран» Михаила Бирюкова клуб объясняет каждое кадровое решение – двукратный чемпион мира дает комментарии даже в отпуске. Прозрачность работы является одним из главных принципов современного «Бурана». Болельщики знают, кто и за что отвечает в клубе, и понимают, кто возглавляет всю систему воронежского хоккея – депутат гордумы Александр Трубецкой, который является президентом региональной федерации этого вида спорта.

Взаимодействие клуба со своей аудиторией можно назвать образцовым. Менеджер по спортивным операциям Михаил Бирюков проводит неофициальные встречи с болельщиками, которые получают ответы на любые вопросы. «Буран» также поддерживает мероприятия, которые организует фан-клуб «Ураганный фронт», – тренеры и хоккеисты неоднократно участвовали в турнирах по аэрохоккею, играя против болельщиков. А когда тренером клуба был Александр Титов, «Буран» провел шоу-матч с болельщиками.

 

 
Фото – Андрей Архипов

 

Будущее

«Буран» живет по средствам и вызывает симпатию у публики. В сезоне-2019/2020 посещаемость матчей с большой долей вероятности увеличится – аудитория имеет понимание того, куда движется клуб. Перед командой стоит задача выйти в плей-офф. Это интересно болельщикам, которые не видели матчей на вылет с марта 2016 года.

«Факел»

Менеджмент

Летом 2015 года «Факел» комплектовался под дебютный в пору президентства Евгения Севергина сезон в ФНЛ. Руководитель клуба доверил подбор игроков курскому функционеру Антону Воронцову и поставил задачу вывести команду в десятку лучших команд лиги. Так начался раскол внутри клуба: спортивный директор хотел видеть в клубе одних игроков, тренер Павел Гусев – других. А президент «Факела» хотел сделать из клуба русский «Аякс» – команду, которая открывает для большого футбола молодых перспективных футболистов и продает их.

Все, что было дальше, являлось последствиями летнего трансферного окна-2015. Переоценив уровень лиги, «Факел» подобрал состав, с которым рассчитывал занять место в десятке сильнейших. Команда оказалась слишком сильна – она была способна выйти в Премьер-лигу, а побед было так много, что премиальные выплаты легли на бюджет клуба неподъемным грузом. Старые долги по зарплате закрывали до конца 2018 года, долги по премиальным не выплачены до сих пор.

 

 

На фоне этих проблем первым лицом клуба стал Виталий Середин, который до «Факела» в спортивной сфере не работал. Он занимал пост начальника отдела развития потребительского рынка департамента предпринимательства и торговли, а с 2007-го до 2015 года занимал должность исполнительного директора Воронежской областной лизинговой компании. При нем клуб побил антирекорд посещаемости, на матч с «Тюменью» в апреле 2019 года пришли 682 зрителя. Одна из причин – невразумительная кадровая политика клуба. Если в «Буране» комплектование клуба доверили двукратному чемпиону мира, то подбором игроков для футбольной команды занимался специалист, который со скандалом покидал предыдущее место работы – в Караганде спортивного директора Сергея Егорова обвиняли в том, что он заключил соглашения с агентами на 13,8 млн рублей.

 

После работы Севергина и Середина клуб оказался в таком состоянии, что его проблемами занимается совет, собранный из первых лиц региона. И из-за незнания футбольного рынка и тотальной нехватки времени у этих лиц «Факел» подписал тренера меньше чем за месяц до старта первенства ФНЛ и до сих пор не имеет команды.

Обучаемость руководства

«Факел» традиционно не вкладывает средства в агрессивный маркетинг, которым обязан заниматься любой спортивный клуб в XXI веке, – футбол как форма проведения досуга конкурирует с походом в кино, театр, квеструм и многим другим. Однако в 2019 году клуб зовет на матчи только с помощью собственных страниц в соцсетях и афиш.

 

 

Другой регулярно повторяющейся ошибкой стала смена состава каждое лето. Тренерское сообщество Воронежа каждый год говорило о том, что клуб не может стабильно существовать, если у команды не будет костяка, который необходимо лишь точечно усиливать. В межсезонье-2017 «Факел» покинули 23 футболиста, в межсезонье-2018 – 18, а летом 2019 года – 24. С 2014 года лишь однажды клуб продлевал соглашение с перспективным футболистом по ходу сезона – в январе 2016 года подпись под новым контрактом поставил атакующий полузащитник Ильнур Альшин. Как итог – только за время работы в клубе Севергина через «Факел» прошли 110 футболистов. Из них 38 провели в клубе по половине сезона, то есть около пяти месяцев. При этом 30 подписанных Севергиным футболистов провели по 10 или менее матчей. 

 

Работа с аудиторией

Болельщики постоянно критикуют «Факел» и за недостаточную открытость – с 2014 года, когда Евгений Севергин пригласил Павла Гусева тренировать команду, никто не объяснял болельщикам то или иное назначение. Клуб официально не объяснял, почему Гусева не было на тренерской скамье во время заключительного отрезка сезона-2017/2018, затем никто не комментировал назначение тренером Игоря Пывина. С 2015-го по 2019 год клуб не проводил официальных встреч со своей аудиторией. В апреле 2019 года руководство «Факела» пообщалось с болельщиками на базе в Тенистом и пообещало провести еще одну встречу по окончании сезона. Встреча в итоге не состоялась.

 

– Болельщики «Бурана» уважают руководство клуба, потому что Филимонов и Бирюков – хоккейные люди. Сами играли и понимают, как все устроено. Еще можно сказать, что они моложе и современнее. Понимают, что на дворе информационный век, что болельщикам важен контакт с руководством. За этим будущее. А Севергин и Середин из «Факела» – управленцы старой формации. Они не знают всех тонкостей спортивной сферы. Именно с Севергина начался вакуум в диалоге между клубом и аудиторией. А Середин провел встречу с болельщиками, и она стала ошибкой, потому что стало очевидно, что никто в клубе не умеет правильно общаться с публикой. Севергин, видимо, в свое время понял, что на таких встречах можно наговорить лишнего, и контакты с аудиторией обрубил.
Алексей Богомолов

фанат «Бурана» и «Факела»

 

За последние два сезона средняя посещаемость «Факела» упала на 64%. Если в сезоне-2016/2017 она составляла 5073 зрителя, то двумя годами позже – 1821. Среди причин, по которым публика перестала ходить на футбол, – отсутствие точек питания на матчах (еда после оглушительной критики руководства клуба вернулась на стадион только на два матча), массовые задержания фанатов полицейскими, запрет на проход на трибуны с рюкзаками и отсутствие системной работы с аудиторией. 

 

 

Если «Буран» открыто показывает, кто и за что отвечает в клубе, то в случае с «Факелом» любые решения остаются под завесой тайны. Болельщиков возмущало наличие в клубе заместителя спортивного директора клуба – его полномочия не были ясны, ведь все знали, что команду зимой комплектовал Сергей Егоров. Еще больше возмутило публику то, что об уходе Сергея Савченкова с этого поста она узнала после высказывания прямой претензии на встрече с руководством клуба в Тенистом, гораздо логичнее было бы сообщить об этом через свои официальные ресурсы. Болельщики часто критикуют работу отдела по связям с общественностью и СМИ, не зная, что на каждом сотруднике подразделения – огромный объем работы, который напрямую не связан с их специализацией.

За работу с болельщиками в «Факеле» отвечает известный кикбоксер Вадим Часовских. По словам фаната сине-белых Максима Александрова, специалист по работе с болельщиками для клуба – лишь связующее звено между фан-сектором, руководством «Факела» и полицейскими.

– В обязанности Часовских не входит работа с широкой публикой. В понимании руководства клуба такой специалист должен взаимодействовать лишь с фанатами. Для «Факела» специалист по работе с болельщиками – это человек, который делает так, чтобы сектор фанатов приносил клубу как можно меньше штрафов. Проблема не в Вадиме Часовских – к нему у фанатов претензий нет, он всегда старался помочь всеми возможными способами. Беда в том, что у руководства «Факела» не было интереса к работе с аудиторией. Клуб не понимает, какие еще задачи можно ставить перед специалистом по работе с болельщиками, – объяснил Александров.

 

 

Будущее

Пресса связывает будущее «Факела» с бывшим гендиректором «Спартака» Романом Асхабадзе и возможным возвращением в клубе Евгения Севергина. Кто бы из них ни оказался в клубе, болельщики едва ли увидят нечто принципиально новое. Приглашение специалиста из Москвы – повторение сценария с приездом в Воронеж Константина Сарсания, при котором «Факел» потратил огромные деньги, но занял предпоследнее место в ФНЛ и не дал шанса попасть в большой футбол нескольким десяткам молодых местных игроков из СДЮСШОР «Факел» и ФЦШ-73. Возвращение Севергина при увеличении объема спонсорской поддержки «ТНС-Энерго» – это повторение отрезка 2015-2017 годов, когда сине-белые на два сезона стали заметной силой в ФНЛ, а потом еще два года расплачивались за это, находясь на грани банкротства. Клуб снова может возглавить управленец, который оставил после себя более 100 млн рублей долгов, – это лишь подчеркнет кризис идей, который существует в сфере воронежских командных видов спорта.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.