От спутников до коктейлей. Воронежец участвовал в создании отечественного лунохода
Георгий Пархоменко почти 60 лет отдал космической отрасли
Леонид Шифрин, 12 апреля 2022, 13:00
Для 85-летнего Георгия Пархоменко есть два главных праздника: 12 Апреля – День космонавтики и 9 Мая – День Победы. И «космическая» часть жизни Георгия Анатольевича крепко связана с Великой Отечественной. Она – родом из войны, как и он сам. С 1959 по 1971 год Пархоменко работал на Воронежском электромеханическом заводе и имел прямое отношение ко многим военным и космическим разработкам. А с 1971-го по 2018-й преподавал в Воронежском политехе на кафедре электрических машин. Да и сегодня ветеран называет себя волонтером, потому что до сих пор консультирует воронежских ученых, работающих на космос.
Родом из войны
Летом на своей даче, расположенной недалеко от Воронежа, Георгий Пархоменко частенько поглядывает на небо. То ли всматривается в силуэты взлетающих и приземляющихся самолетов на бетонку аэропорта, то ли вспоминает свою космическую молодость, то ли чтобы увидеть полет пчел, которых он разводит вот уже 30 лет.
Помимо многолетней успешной работы в космической отрасли воронежский пенсионер играет на гитаре, занимается пасекой, даже пытался писать законы и самостоятельно изучать японский язык, необходимый для сегодняшних изысканий. Но полноценным самураем так и не стал – за год освоил только одно слово «торазистито» (транзистор) и бросил это занятие.
Георгий Анатольевич родился в 1937-м в городке Хорол Полтавской области Украины. В том самом Хороле, печально известном всему миру по так называемой «Хорольской яме» – крупном концлагере, устроенном фашистами для пленных красноармейцев, попавших в окружение в составе войск Юго-Западного фронта. По разным данным, через него прошли от нескольких десятков тысяч до 200 тыс. пленных, а в шести братских могилах покоится прах почти 90 тыс. человек.
– Будучи мальчишкой, я видел эти трупы, которые после освобождения перезахоранивались в братских могилах. Помню немцев, которые расстреливали горожан. Мой отец, преподаватель техникума Анатолий Афанасьевич, не попал на фронт по брони, мама Раиса Ивановна тоже в годы оккупации была в городе. Однажды я спросил у нее: «Почему Светочкин дом ломают?» Эта девочка была моей ровесницей, а мама мне ответила, что ни ее самой, ни ее семьи больше нет в живых...
На приеме
После освобождения родного городка Георгию Пархоменко случайно попала в руки книжка «Письма радиолюбителя своему сыну», которая в какой-то мере и стала для него компасом в будущее – мальчуган стал именно радиолюбителем.
– Мы, мальчишки, собирали в поле, среди бывших окопов, блиндажей провода и делали индуктивные катушки, фольгу брали из американских ленд-лизовских посылок, в которую заворачивались паштет, джем, галеты. Самостоятельно из смеси порошка свинца и серы изготовили детектор. Из всего этого собрали детекторный приемник, который ловил Москву и Киев, целыми семьями слушали радио. Наушники смастерили из баночки из-под ваксы. В общем, приемник получился на славу, в 1953 году его мои учителя отправили в Москву на Всесоюзную сельхозвыставку (позже – ВДНХ), мне за этот приемник даже прислали диплом и какую-то медаль, – вспоминает ветеран.
Уже в старших классах было понятно, что Георгий и дальше будет заниматься чем-то подобным. Так и вышло. С 1954 по 1959 год он учился в Киевском политехе на электротехническом факультете. В 1958-м приезжал в Воронеж на преддипломную практику, так и завязались его будущие отношения с крупнейшим городом Черноземья.
– Когда я защищал свой диплом в Киеве в 1959-м, в аудиторию внезапно буквально ворвались какие-то люди, в том числе и журналисты. Оказалось, что именно в этот день в институт прибыли тогдашний член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов и тогдашний председатель Совета министров ГДР Отто Гроттеволь, которому показывали киевский вуз. А мне важно было поскорее защитить диплом и поехать работать в Воронеж, – рассказал Георгий Пархоменко.
Спутники и луноходы
В Воронеже молодой специалист начал свою работу в НИИ электромеханики. Если говорить упрощенно, это предприятие разрабатывало электромашинные преобразователи для всех отечественных спутников, которые запускались в то время.
Об электродвигателях Георгий Пархоменко может говорить часами, но непрофессионал, не владеющий терминологией, мало что из этого воспримет – кроме того, что речь идет о принципиально новом для того времени электродвигателе. Он при работе не давал искры и имел большой ресурс, что было особенно важно для развития космической и оборонной промышленности СССР.
Такие двигатели, разумеется, разных параметров, но работавшие по общему принципу, и использовались в космонавтике и оборонке.
Георгий Анатольевич живет один – его супруга, с которой они прожили 58 лет, умерла в 2020 году.
В его квартире можно увидеть подобные небольшие двигатели различных модификаций. Конечно, здесь нет тех, какие в разные годы выводили на орбиту различные космические аппараты - «Венера», «Молния» и другие. Зато есть макет того, который, например, поднимал крышу солнечных батарей для отечественного лунохода, а еще часть привода для колеса этой лунной машины.
– Надо было сделать это в максимально сжатые сроки, и я 11 суток не покидал территорию своего предприятия, – отметил инженер.
Пархоменко разработал и двигатель климат-контроля для охлаждения приборного отсека лунохода.
– Одной из самых сложных задач было создать двигатель для магнитофона, управлявшего полетом баллистической ракеты. Надо было сделать его таким, чтобы обе магнитофонные бобины останавливались не одновременно, а как бы друг за другом в порядке, исключающем повреждение носителя информации. Я не очень понимал, как это можно сделать, пока не увидел это на простом примере. Как-то ехали мы с приятелем на его «Победе», он устал и предложил мне сесть за руль. Права у меня были, но особого опыта управления автомобилем – нет. И вот я сел и потихоньку тронулся. И быстро понял простую вещь: при торможении, даже на небольшой скорости, люди, находящиеся в салоне, немного подаются вперед, как бы продолжая движение. То есть машина уже остановилась, а тела продолжают двигаться. В общем, ничего нового, но это наблюдение мне удалось обыграть в конструкции двигателя для магнитофона, – поделился Георгий Анатольевич.
Одной из самых сложных задач для инженера стало создание принципиально нового двигателя на привод вентилятора охлаждения рации для реактивного истребителя МиГ-17. Дело было в том, что штатный вентилятор работал не более 200 часов и его надо было менять. При этом находился он в таком неудобном месте, что для замены необходимо было разбирать половину фюзеляжа. А двигатель, придуманный Георгием Пархоменко, мог работать без замены почти 20 тыс. часов.
Молочные коктейли и волонтерство
НИИ, где трудился Георгий Анатольевич, в том числе разрабатывало и комплектующие для товаров народного потребления. Например, давным-давно Пархоменко придумал и сконструировал крошечный электродвигатель для детской игрушки – автомобильчика, некогда серийно выпускавшегося в Воронеже.
– В 1963 году меня пригласил к себе председатель Воронежского совнархоза (госоргана территориального управления народным хозяйством во времена СССР. – Прим. РИА «Воронеж») и показал мне английский аппарат для изготовления молочных коктейлей (такие аппараты в 70-х годах прошлого века стояли почти в каждом гастрономе. – Прим. РИА «Воронеж»). Спросил, смогу ли сделать такой же. Принцип был понятен: нужно было расположить три двигателя под углом друг к другу. В общем, решили мы эту задачу, и первый в стране такой аппарат для изготовления коктейлей был сконструирован именно в нашем институте, – рассказал ученый.
Несколько раз на совещаниях Георгий Пархоменко пересекался с выдающимся конструктором советской ракетной техники Сергеем Королевым. Как-то был у него в подмосковных Подлипках и обратил внимание, что на заборе вокруг дома, где тот жил, были приварены в качестве украшения корпуса гранат-«лимонок», оставшихся еще с военных лет. «Почему такой странный орнамент, не пойму до сих пор», – удивляется Георгий Анатольевич.
И сегодня Георгий Пархоменко продолжает свою работу на воронежском предприятии, выполняющем заказы космической отрасли. Он консультирует коллег, помогает им продвигать научные разработки, причем работают они только на отечественных комплектующих.
А волонтером называет себя потому, что не получает за это ни копейки, трудясь на общественных началах.
Сам он, кстати, будучи преподавателем Воронежского политеха, сумел в доперестроечные годы оторвать 36 часов от истории КПСС в пользу новой, предложенной им дисциплины «История электротехники». Чем, кстати, гордится до сих пор.
Гордится Георгий Анатольевич и своей госнаградой – орденом «Знак Почета», а также медалями С. П. Королева и М. В. Келдыша и более чем двумя сотнями научных работ.
Еще в 1992-м нынешний пенсионер по примеру своего деда увлекся пчелами. Дело доходило до 93 пчелосемей. Воронежский ученый пытался даже заняться законотворчеством – принимал участие в разработке Закона РФ «О пчеловодстве» в 1997−1998 годах. Закон прошел думские слушания и был принят большинством голосов, но тогдашний президент РФ Борис Ельцин наложил на него вето.
– После развала СССР в колхозах и совхозах осталось много бесхозных пасек, мы старались как-то упорядочить их статус, но увы, ничего не вышло, – посетовал инженер-пчеловод.
Если собрать всех учеников Георгия Пархоменко, то счет точно пойдет на сотни. Если посчитать все электродвигатели, созданные им за почти 60 лет работы, то наберется примерно столько же. И ветеран еще в строю.